Как спасти свои сбережения в условиях подорожания нефти и обвала доллара
На модерации
Отложенный
Стремим мы полет наших птиц… То есть золота, нефти и евро. Про зерно мы на всякий случай говорить не будем – во избежание. Европейская валюта на днях показала очередной исторический рекорд относительно доллара. Нефть тоже не подкачала: цены мирового рынка на нефть по итогам торгов 29 октября 2007г. на ведущих нефтяных биржах значительно повысились. Официальные цены нефтяных фьючерсов ближайшего месяца поставки составили: - в Лондоне на InterContinental Exchange Futures - IPE Brent Crude - 90,32 (+1,63) долл./барр.; - в Нью-Йорке на New York Mercantile Exchange - Light, Sweet Crude Oil - 93,53 (+1,67) долл./барр. Ну, а золото подкачало. До 800 долларов за унцию оно не дошло, остановилось на 797, исторических рекордов тоже пока не показало – только двадцатилетние. Но все равно – с учетом его репутации…
Разумеется, такие события комментаторы активно обсуждали. С долларом, впрочем, все понятно – завтра Федеральная резервная система США будет снова снижать ставку. Она, конечно, этого не хочет, но, что называется, «рынок требует». А вот нефть обсуждалась в самых разных вариантах. Припомнили все: и начинающийся зимний сезон, и запасы в США, и события на границе Турции и Ирака, и очередной ураган в Мексиканском заливе… Не объяснили только одного – почему как только эти события заканчиваются, нефть не снижается?
И не объяснят – поскольку реальную причину повышения цен обсуждать не имеют право. А состоит она в том, что в мире становится все больше и больше долларов. Напомним, что только в августе-сентябре на кредитные рынки с целью поддержания ликвидности вывалили сотни миллиардов эмитированных долларов – и что думаете, они куда-то исчезли? Теоретически, конечно, ФРС должна их с рынка выводить, но для этого существуют специальные инструменты – повышение учетной ставки, повышение норм резервирования… Нормы не повышали, ставку, наоборот, снизили… Деньги остались в экономике.
Теоретически, конечно, те финансовые институты, которые получили от ФРС деньги в кредит, должны были их вернуть. Но им и дали-то деньги из-за того, что у них была нехватка. Значит, свои они вернуть никак не могли. То есть, им дали другие? Кто же такие смелые, кто не боится рискнуть своими собственными рейтингами и покупают у спорных организаций спорные активы? А это как раз те самые банки Уолл-стрита, которые являются владельцами ФРС и сейчас создают специальные фонды для выкупа проблемных бумаг с целью оздоровления финансовой системы США.
Беда только в том, что сами они понесли существенные убытки (банк Мерил Линч продемонстрировал исторически максимальные квартальные убытки от операций, связанных с ипотекой, более 7 миллиардов долларов), а значит, свои деньги в эту операцию не дадут. Дадут, скорее всего, тоже эмитированные – то есть заменят одни напечатанные деньги на другие, шило на мыло.
Да и масштабы этого фонда как-то не впечатляют – что такое 10 миллиардов по сравнению с несколькими сотнями? Правда, никто и не говорил, что этот фонд единственный.
Но давайте посмотрим на ситуацию с другой стороны – с точки зрения тех, кто сегодня является владельцем крупных капиталов в наличных долларах. Им-то что делать? Когда они видят, что в экономику стремительно вваливают колоссальные объемы свеженапечатанных долларов, которые не стоят ни копейки и которые обесценивают их собственные капиталы? А нужно эти доллары срочно тратить на то, что точно будет много стоить и завтра, и послезавтра. Вот и растут цены на нефтяные фьючерсы, на металлы и на зерно. Вот и падает доллар – поскольку все уже поняли, что его непрерывно, в три смены, печатает ФРС США. Так что нефть и дальше будет расти. Даже если турки начнут брататься с курдами, Иран откажется от ядерной программы, а все ураганы закончатся навсегда.
Отдельно несколько слов нужно сказать о золоте. Доллар ведь не просто зеленая бумажка и национальная валюта США – это еще и мировая торговая валюта. Но какой смысл покупать товар по 100 долларов и продавать его через несколько месяцев в другом конце мира за 105, если эти 105 уже дешевле 100? И торговые люди начинают размышлять – что делать? Самое простое решение – привязать цену к чему-то третьему. То есть покупать товар не просто за 100 долларов, а, скажем, за количество долларов, равное стоимости трех граммов золота. И тогда купил ты за 100, а продал – уже за 115 – поскольку три грамма золота тоже выросли в цене. Выраженной в долларах, разумеется.
Почему золото – тоже понятно. Во-первых, многовековая привычка. Во-вторых, ценами на него очень трудно манипулировать отдельным странам – что неминуемо будет с отдельными валютами – вон, как США злятся на Китай, что он не хочет ревальвировать юань относительно доллара. В-третьих, очень развитая инфраструктура торговли и оценки. В общем, идеальный кандидат на роль доллара.
Разумеется, не все так просто. Золота мало – на все современные рынки его не хватит. Только на товарные, финансовые слишком велики. Но это только повышает стоимость самого золота и заодно демонстрирует, в каком направлении будет двигаться мировая экономика после крушения долларовой системы – в сторону ослабления роли чисто финансовых рынков. Можно, конечно, с этой логикой не соглашаться и каждый день делать прогнозы о предстоящем падении цен на золото (я такие прогнозы регулярно вижу в газетах), но факт налицо – золото только растет. И будет расти и дальше, как и нефть, и медь. И зерно, конечно, как это не неприятно нашим политическим лидерам в преддверии выборов.
Комментарии