Выделение дополнительных средств на дорогие лекарства позволит изменить жизнь больных гемофилией в России

На модерации Отложенный В 2008 году впервые в истории российской медицины все больные редким наследственным заболеванием гемофилией смогут получить в достаточном количестве препараты, способствующие улучшению свертываемости крови и предупреждающие кровотечения. Причем самые современные и потому довольно дорогие. Вчера об этом сообщили ведущие столичные гематологи, возлагающие большую надежду на новую систему обеспечения бесплатными препаратами льготников. Добиться того, что современные рекомбинантные факторы крови получат фактически все нуждающиеся, удастся благодаря выделению со следующего года в отдельную федеральную программу семи так называемых дорогостоящих нозологий. В том числе и гемофилии.

После того как бюджет программы Дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО) в 2006 году был превышен примерно в три раза, в том числе по причине того, что больные редкими заболеваниями получили реальный доступ к дорогим препаратам, Министерство здравоохранения и социального развития решило разделить финансовые потоки для пациентов. Теперь за лекарственное обеспечение федеральных льготников (5 млн человек) будут отвечать губернаторы, на эти цели им из государственной казны будет выделено 25 млрд руб. А закупки дорогостоящих лекарств, предназначенных для тяжело больных пациентов, по-прежнему будут осуществлять федеральные органы управления здравоохранением. И в бюджете-2008 для этого заложено 33 млрд рублей.

При столь значительном объеме финансирования и внимании со стороны властей к проблемам относительно небольшой группы пациентов можно говорить о решении проблемы, считают медики. В частности, наконец-то появится возможность осуществить массовый переход больных гемофилией с небезопасных препаратов, полученных из крови человека, на принципиально новые рекомбинантные препараты. В развитых европейских странах такой опыт имеется, там уже лет пять не рискуют жизнями гемофиликов, переливая им исключительно генно-инженерный фактор свертывания крови VIII. "Это рекомбинантный фактор второго поколения, то есть стабилизированный не че ловеческими белками, как это было в первом поколении, а сахарозой", -- пояснил старший научный сотрудник Центра гематологических исследований РАМН Константин Копылов. Фактически на рынке есть только один такой препарат -- "Когенэйт ФС" немецкой компании Bayer Shering Pharma.


"В нашей стране всегда катастрофически не хватало факторов крови, полученных из плазмы. И никаких перспектив в этом направлении нет, разговоры о том, что будет построен завод по переработке плазмы, так и остаются разговорами на протяжении долгих лет. Переход на рекомбинантные препараты -- единственный выход", -- объясняет необходимость закупок директор Федерального центра детской онкологии, гематологии и иммунологии Александр Румянцев.

Если переход на фактор второго поколения состоится, как это было сделано в начале 2000-х годов в Дании, Англии и Канаде, то риск заражения больных гемофилией сопутствующими вирусами будет сведен к нулю. Датские медики, присутствовавшие на конференции, рассказали о своем опыте перехода больных на полностью рекомбинантный препарат. Стремительный отказ от плазменного препарата был, по их словам, вынужденной мерой, так как вирусная опасность человеческой крови за последние десятилетия с распространением ВИЧ и гепатита С увеличилась в разы. Еще несколько лет назад 69% всех гемофиликов Дании страдали от гепатита С и умирали значительно раньше, чем предполагалось по ходу течения их основного заболевания.

33 млрд руб. -- это огромные деньги, и "просто так отпускать их на волю нельзя", считает заведующий кафедрой гематологии и гериатрии ММА им. И.М. Сеченова, руководитель отдела стандартизации в здравоохранении НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением Павел Воробьев. "Мы провели стандартизацию и точно теперь знаем, сколько надо в среднем потратить на одного пациента по стандарту. Когда формировали ДЛО, стоимость больного высасывали из пальца", -- отметил г-н Воробьев. По его словам, если средства будут потрачены грамотно, а надеяться на это есть все основания, фактора свертываемости крови должно хватить на всех. И на детей, у которых болезнь, возможно, еще не проявилась, и им требуется обширная профилактическая программа. И на взрослых, имеющих печальный опыт жизни без препаратов, когда в буквальном смысле слова смертельно опасно выходить из дома. Медики утверждают, что с помощью новых препаратов больные гемофилией получат возможность вернуться к полноценной жизни, принимая рекомбинантные лекарства, они ничем не будут отличаться от своих здоровых сограждан.