Если курды получат независимость, в Армении вспыхнет революция

На модерации Отложенный

Судя по всему, сегодня на Ближнем Востоке на первый план выходит курдская проблема. Курды - народ численностью, по разным оценкам, от 35 млн до 40 млн человек, разделенный между странами региона, - вот уже несколько сотен лет борется за обретение собственного государства.

По Севрскому мирному договору 1920 года, уничтожившему Османскую империю, курды должны были получить свое государство. Однако по ряду политических причин Курдистан создан не был. Однако чем, в конце концов, курды хуже малочисленных грузин или армян? Чем они хуже евреев, получивших свое государство после двух тысяч лет рассеяния? С «кухонной точки зрения» это «несправедливо». Проблема в том, что иная справедливость хуже несправедливости.

Действие, однако, вызывает противодействие. Сепаратизм курдов провоцирует их дискриминацию в странах, где они составляют заметное меньшинство: в Турции, Иране, Ираке, Сирии. И наоборот, дискриминация усиливает курдский сепаратизм.

Война в Ираке и недавняя резолюция Конгресса США о целесообразности федерализации этой страны сделала надежды курдов на создание независимого государства как никогда реальными. Такая перспектива для Турции, Ирана и Сирии представляется абсолютным кошмаром, с реализацией которого они просто так не смирятся. В регионе с начала иракской кампании начинает выстраиваться совершенно новая геополитическая конфигурация, в основе которой лежит резкое политическое сближение бывших соперников - Ирана и Турции. Эти две страны уже входят вместе в целую систему региональных договоров и упорно работают над экономическим сближением. Предвидя возможное развитие ситуации, Анкара еще в 2002 году заключила соглашения о военном сотрудничестве с Тегераном и Дамаском. Турция, Иран и ядерный Пакистан стали ядром Организации экономического сотрудничества (ОЭС), к которой присоединились еще семь стран - Афганистан, Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения и Узбекистан. ОЭС предназначена для развития торговли и поддержки крупных инфраструктурных проектов, таких как строительство нефте- и газопроводов из Прикаспийского региона и Средней Азии. Сближение Ирана и Турции способно заметно сократить проблемы, имеющиеся в самом Иране в связи с сепаратистскими устремлениями иранских азербайджанцев, а также снизить трение между Ираном и Северным Азербайджаном: еще совсем недавно Иран демонстрировал Азербайджану свою военную силу.



Эти тенденции показывают, что напряжение между Турцией - членом НАТО, располагающим крупнейшей армией после американской, - и США будет нарастать, а ее дальнейшие отношения с Европейским союзом будут зависеть прежде всего от отношения ЕС к США: с большой вероятностью можно утверждать, что весомой причиной для отказа принять Турцию в ЕС была с точки зрения Франции времен Ширака как раз излишне проамериканская ориентация этой страны. Сегодня эта ориентация тает на глазах, тогда как в Германии и Франции, напротив, к власти пришли значительно более проамериканские политические силы. Так что опять европейский пазл у Турции вряд ли сложится. Намечающееся из-за курдской проблемы сближение Турции, Ирана и Сирии не может не вызывать опасений у арабского мира, прежде всего Саудовской Аравии, Иордании и Израиля, у которого с Турцией до последнего времени складывались вполне доброжелательные отношения. Сегодня и эти отношения явно идут на спад. Поэтому Израиль, Иордания и Саудовская Аравия на ближайшую перспективу могут заметно сблизить позиции по разделяющим их проблемам, включая палестинскую.

России, казалось бы, такое развитие событий несет определенные выгоды. Отношения с Турцией в последнее время у России резко улучшаются, с Сирией они традиционно были, скажем так, «деловые», с Ираном тоже. Однако сближение Ирана и России с Турцией ставит в крайне затруднительное положение Армению, для которой эти две страны были «окнами в мир». По существу, вся геополитическая ситуация подталкивает Армению к тому, чтобы она «прислонилась» к США. Поэтому вполне можно ожидать в Армении следующей «оранжевой революции», главным результатом которой станет окончательное выдавливание России из Закавказья. В свою очередь, приход к власти в Армении проамериканской элиты может оттолкнуть от США Азербайджан.

Фактически если ситуация будет развиваться в этом направлении, то Россия будет вынуждена опираться на мусульманский мир, будучи по культуре все-таки христианской страной. Это трудно. Ненадежно. Реально опасно. События в регионе из-за множества противоречий могут развиваться совершенно непредсказуемо. Поэтому России надо думать, тщательно взвешивать свои силы и проявлять крайнюю осторожность во всех вопросах, связанных с этим бурлящим регионом.