Кем потом будет Путин и кто потом будет Путиным?

На модерации Отложенный

Из березовских очень легко превратиться в ходорковских. Особенно, если зубковы вдруг начинают показывать зубки и сами подумывают о превращении в подлинных путиных.

Во времена исторического материализма ходил такой как бы политический анекдот. Армянское радио спрашивают: 'Кто такой Леонид Брежнев?', армянское радио отвечает: 'Это мелкий политический деятель времен Аллы Пугачевой'. В те времена такое неожиданное противопоставление вызывало улыбку. (Кто же не знал, кто такой Л.Брежнев? Ведь было ясно как день: генеральный секретарь ЦК КПСС, потом - председатель президиума Верховного Совета СССР, несколько раз герой социалистического труда и т.д. Ну, а А.Пугачева - это просто исполнительница советской эстрады). Но сегодня все по-другому: выросло поколение (кстати, и в России тоже), для которого имя Л.Брежнева не говорит ничего, а объединившая эпохи Алла Борисовна не только все еще популярна и поет, но и стала самым дорогим торговым знаком мира развлечений в России.

Да, времена неузнаваемо изменились, и теперь возникает другой вопрос: 'А кто же такой Владимир Путин?'

Пока В.Путин - 'президент Всея Руси'. Однако по мере неумолимого приближения президентских выборов в России, в которых В.Путин, уже правивший страной два срока подряд, участвовать не может, вопрос становится все острее: кем потом будет В.Путин и кто потом будет В.Путиным? Такая формулировка, на первый взгляд, звучит анекдотически: в постъельцинской России схема власти стала слишком персонифицированной. Честно говоря, здесь мы сталкиваемся с исторической традицией: система власти в России, как и в любом другом, склоняющемся к авторитаризму государстве, почти всегда имеет своего 'автора', с наследием которого другой 'автор', взойдя на Олимп власти, неизбежно должен считаться. Разумеется, все может раскрутиться и без самого В.Путина, однако эффективность действия во многом будет зависеть от того, кто же станет этим 'другим В.Путиным'. И куда денется этот Владимир Владимирович, ведь при попытке нарушения его авторского права на власть может разгореться безжалостная политическая борьба, для нас, не исключено, и выгодная.


В.Путин может стать Г.Шредером и интегрироваться в энергетическое 'государство в государстве', претендующее стать основным фактором российской политики. В.Путин может попытаться стать М.Горбачевым, учредить какой-нибудь фонд и ездить по университетам мира с лекциями о российских реформах и угрозе глобального потепления. В.Путин может стать Б.Ельциным и попытаться договориться с новой властью. В.Путин также может попробовать стать Виктором Зубковым и, когда тот станет президентом России, занять кресло премьер-министра. Все это возможно, но есть и еще один вариант: В.Путин может по-прежнему оставаться Путиным. И этот вариант, пожалуй, будет самым интересным.

Одно обаятельное, хотя и довольно шумное существо, журналистка Елена Трегубова в какой-то из своих книг пересказывает историю, которую, видимо, слышала от Бориса Березовского и которая уже превратилась в новорусский политический анекдот. Якобы Б.Березовский во времена, когда еще находился в зените славы в хаотичной ельцинской России и расставлял политическую элиту, как шахматные фигуры, покровительски спросил В.Путина, тогда еще одного из претендентов в премьеры, кем он себя представляет в будущем. 'Может, премьер-министром, Володя? А может быть, даже президентом', - поинтересовался тогда у скромного разведчика всемогущий БАБ. 'Нет, Борис Абрамович, - услышал он тихий, но уверенный ответ. - Я хотел бы быть Березовским'. Вот, видимо, подлинный ответ на вопрос, кем после президентских выборов планирует стать В.Путин. Парадоксальность ситуации заключается в том, что В.Путину для того, чтобы остаться подлинным В.Путиным, необходимо стать своим злейшим врагом Б.Березовским. Именно тем Березовским, который во времена Б.Ельцина и был подлинным президентом Б.Ельциным. Это в стратегическом отношении правильный путь, но и на нем очень, очень легко оступиться. Поскольку, как свидетельствует практика, из березовских очень легко превратиться в ходорковских. Особенно, если зубаковы (так в тексте - прим. пер.) вдруг начинают показывать зубки и сами подумывают о превращении в подлинных путиных. Кстати, А.Пугачева все еще поет и не думает уходить со сцены...