Чубайс продал Родину: как это было

На модерации Отложенный

15 лет назад правительство реформаторов предложило всем гражданам России приватизировать частичку бывшей общенародной собственности. С этой идеи осенью 1992 года в нашей стране начался капитализм.

На бумаге все выглядело гладко и логично – каждый россиянин получал "кусочек родины". Реально приватизация обогатила лишь 25–30 тыс. человек.

Каждый россиянин получил тогда ваучер номиналом 10 тыс. рублей, официально именовавшийся приватизационным чеком. Его можно было просто продать, передать чековым инвестиционным фондам (ЧИФ) или попытаться вложить в акции предприятий.

Многие из россиян в условиях гиперинфляции предпочли тогда "живые" деньги. На каждом углу можно было увидеть человека с табличкой "Куплю ваучер". В октябре 1992-го это был, пожалуй, самый ходовой товар. Одни продавали ваучеры другим, а те, в свою очередь, свозили их крупными партиями в Москву, где за один приватизационный чек давали больше 20 тыс.

рублей.

Меньше всего повезло тем десяткам миллионов человек, которые отнесли свои ваучеры в один из более чем 700 ЧИФов. Они сулили людям несказанное богатство, но как только получили на руки ваучеры, тут же испарились.

В выигрыше же остались те, кто поменял ваучер на акции собственного предприятия. Причем выгоднее это было делать людям, которые трудились в компаниях, где государство сохранило за собой изрядную долю. Яркий тому пример – "Газпром". Правда, и здесь все было не гладко.

Газовая монополия установила региональный коэффициент конвертации, ставший своеобразным курсом обмена. Так, москвичам за ваучер давали всего по 50 акций "Газпрома", а жителям Марийской республики – 5900. Сейчас эти пакеты акций стоят $500 и $60 тыс. соответственно.