\"Заблудившиеся в сети\" или \"Интернет-зависимость\"

На модерации Отложенный

Во времена наших пра-пра-пра-дедушек модным считалось сидеть на опиуме. В наше время – модно сидеть в Интернете. Что общего спросите вы? Ученые уверены, различий между этими увлечениями не так уж много.

Что и говорить, Интернет – штука легкая, приятная и полезная. Здесь можно и отдохнуть и заработать, и познакомиться с новыми интересными людьми, а уж виртуальный секс по степени своей безопасности вообще не имеет аналогов! Эдакая Dolce Vita за скромное вознаграждение. А еще в Интернете можно размещать свои работы, заказывать билеты, выбирать технику, покупать вещи, продавать ненужное, консультироваться с врачом и даже вступать в брак. Почему же для одних это – норма и премии от начальства, а для других – серьезный повод записаться на прием к психотерапевту? Так ли страшен черт, как его малюют?

Вообще-то психиатры давно установили, все, что не мешает нам быть полноценными членами общества, не нарушает закон и этику – это норма, а вот если от привычек страдаем мы или наше окружение – уже проблема. Помните старый анекдот? «Больной, страдаете ли вы извращениями?» «Ну что Вы, доктор! Я ими наслаждаюсь». Впрочем, как говорит медицинская практика, если у человека есть проблемы, то наслаждается он ими до определенного предела, а потом – все, прямая дорога в клинику.

Если у вас есть Интернет, любимая работа, любимые друзья, любимый человек, любимое хобби, и вы везде успеваете, то и на здоровье! Другое дело, если у вас никого кроме вас самих и Интернета. Есть, правда, скептики, которые утверждают, что Интернет уже является реальным фактором здоровью населения, но мы не будем категоричны. В конце концов, население – это совокупность личностей, у каждой из которых то или иное отношение к виртуальной реальности.

Г-жа Кимберли С. Янг, известный психиатр и вообще личность неоднозначная, утверждает, что Интернет-зависимостью страдает каждый 10 американский пользователь Сети. От Интернет-зависимости страдают даже те, кто вообще никак не связан с Интернетом, но вынужден жить рядом с Интернет-зависимым человеком: его родственники, семья, коллеги, работодатель, социальное окружение и он сам, хотя, опять же, как в том анекдоте... Злоупотребление Интернетом ведет к социальной изоляции, увеличивающейся депрессии, распаду семьи, неудачам в учебе, финансовому неблагополучию и к потере работы. И в этом смысле Интернет-зависимый тот же наркоман, только с менее заметным уроном для физического здоровья. Но об этом чуть позже.

Янг выделяет пять главных подтипов диагноза «Интернет-зависимость». Это зависимость от киберсекса, виртуальных знакомств, пристрастие к онлайновым биржевым торгам и азартным играм, навязчивому серфингу и зависимость от компьютерных игр. Так же она утверждает, будто заболевание часто являются либо следствием наркотической или алкогольной зависимости, либо наоборот, такая зависимость следует за пристрастием к Интернету. С разделением по типам мы согласимся (добавим к этому относительно новый – шопоголизм в Интернете), а вот второе, позвольте, поставить под сомнение. Скорее всего, некая взаимосвязь есть, но сугубо в том ключе, что зависимый человек в первую очередь зависим от зависимостей: наркотики, алкоголь, телевизор, секс или страсть к коллекционированию – даже самые безобидные вещи могут быть возведены в абсолют. Мы не станем говорить, что наркотики это безобидно – отнюдь! – однако многие курят табак, употребляют алкоголь и занимаются сексом, находясь в границах нормы.

Положа руку на сердце, мало найдется людей, кто хотя бы раз не заводил виртуальный роман. Это волнительно, романтично и, в общем-то, безопасно. Полная анонимность и свобода. С другой стороны, такие романы в большинстве случаев или приводят к развиртуализации партнеров и общению вне сети, либо у одного из участников пары находится другой, более материальный партнер – в общем, рано или поздно виртуальная любовь становится реальной. Это с одной стороны. С другой, иногда человек заигрывается в виртуальную любовь, и она становится самоцелью. Рушатся реальные отношения, виртуальный секс становится основным и единственным видом сексуальной активности, партнерши меняются, но удовольствия это уже не приносит, а вернуться к живому общению человек уже не может. И это проблема!

Другой аспект киберсекса связан с возможностью анонимно реализовать в сети ту часть фантазий, которые нормальное общество – мягко говоря – не приветствует. Для одних такие желания реализуются только в сети, для других с сети начинаются. Когда говорят, что сеть развращает – это звучит по-идиотски. Если человек никогда не принимал для себя возможность секса с детьми, животными, бананами и всей той ерундой, что россыпью зреет на просторах Интернета, он едва ли их оценит, тем более кинется реализовывать. С другой стороны, если эти желания в нем подсознательно были, то Интернет тут не причем.

С тем же успехом можно обвинять, например, телевидение в пропаганде насилия, педофилии и табако-курении. Другое дело, что, найдя свое сексуальное «Я» в Интернете, человек способен всерьез подсесть на Интернет. Интернет – следствие, но причина не в Интернете.

Аналогично, пристрастие к виртуальным знакомствам – это следствие неумения или невозможности завязать реальное общение, пристрастие к играм, навязчивая игра на торгах и аукционах и страсть к получению информации – это неумение или не желание принимать реальный мир, побег от реальности и неумение строить свою жизнь. Другое дело, что Интернет позволяет вам даже не пытаться решить существующие проблемы, легко подстраиваясь под вас.

\"\"

Немудрено, что некоторые попадаются в ловушку альтернативной реальности, отдаляясь от реального мира. А так, как любая зависимость обществом не приветствуется, то человек вынужден приуменьшать или отрицать свою зависимость, врать, тратить деньги, увиливать от работы, вплоть до криминальных действий. Webplanet со ссылкой на Reuters описывала случай, когда подросток из китайской провинции Гуандунь убил мать и тяжело поранил отца после того, как родители отказались выдать ему деньги на Интернет-кафе. Та же Webplanet рассказывала о геймере, убившем друга, за то, что тот продал его виртуальный меч. Есть и более часто встречающиеся случаи, когда муж или жена подавали на развод, уличив вторую половину в виртуальном романе. Не так трагично, как убийство, но тоже трагедия. По причине Интернет-зависимости рушатся карьера, учеба, браки, финансовое благосостояние. Если в самом начале своей зависимости, люди говорят «у меня нет проблем», то в конце они подобно наркоману оказывается один на один с реальностью, которой боится. Затем следуют депрессия, и мысли о суициде. По статистике в России процент Интернет-зависимых составляет не менее 2% всех пользователей Интернета. Особенно подвержены зависимости подростки и школьники, а так же неуверенные в себе люди. 

Физический вред здоровью от данного заболевания тоже есть: нарушение сна, усталость, чрезмерное употребление тонизирующих средств, расстройство пищеварения, проблемы с позвоночником и глазами и общее ослабление иммунитета. Насторожиться следует, если ваш близкий человек слишком много времени проводит в Интернете, и при этом у него наблюдаются резкие перепады настроения, он вял или наоборот озлоблен, если начитает врать или уходить от разговора, злится, когда его отвлекают. Как бы велик не был соблазн, ни в коем случае не следует винить себя в том, что с ним происходит. К сожалению, вы оба в равной степени находитесь в одной лодке его зависимости, и вам так же нужна помощь специалиста.


\"\"

Людей вовлеченных в зависимость больного в психологии называют созависимыми. Созависимость – это патологическая привязанность к человеку, страдающему болезненным пристрастием, или к другой проблемной личности. Навязчивое стремление помочь ему или изменить его нарастает до тех пор, пока не подчинит себе всю вашу жизнь, не оставив ни одного уголка для душевного мира. Созависимые склонны самостоятельно искать пути решения проблем зависимого человека, обвинять себя в причинах повлекших болезнь, в неумении помочь близкому человеку. Немаловажную роль в этом тотальном обвинении себя служат и сами зависимые, которые не прочь взвалить всю вину на окружающих. Врачи установили, что близким страдающего от зависимости человека нужна помощь не меньше, чем самому больному. Если вы оказались в подобной ситуации, помните, даже простая консультация врача может помочь человеку справиться с непростой ситуацией, где вам не только окажут консультацию по существующей проблеме и поможет справиться с трудным периодом жизни. Если же, зависимость от больного приобретает навязчивый характер, если вы чувствуете себя подавлено и не знаете, как справится с ситуацией, вините себя отчасти в сложившейся ситуации, найдите группу поддержки созависимых! Не стоит говорить себе: «Там собираются родственники наркоманов и алкоголиков, а моя ситуация не такая», там собираются люди, которые запутались и которым (именно им, а не их больным) нужна помощь. 

Подводя итог, хочется сказать, Интернет это не мировое зло и не панацея – это инструмент получения информации и общения, так к нему и следует относиться. Он не исправит вашу жизнь, не сделает ее лучше. Пользуйтесь предоставляемыми им возможностями, но не бегите от реальности, потому что именно реальность делает вас человеком.