Осторожно: VIP-убийцы на дороге
На модерации
Отложенный
В последние годы в России появилась новая категория ДТП – VIP-аварии, виновниками которых становятся чиновники, силовики и их родня. Чаще всего такие горе-водители уходят от наказания, и, естественно, продолжают ездить не по правилам, а по «корочкам». Количество серьезных ДТП с участием высокопоставленных чиновников и их родственников в последнее время резко возросло. К примеру, карьера руководителя Следственного комитета Генпрокуратуры Александра Бастрыкина началась с нескольких аварий.
Не успел Бастрыкин приступить всерьез к исполнению своих обязанностей, как он уже «засветился» несколько раз по совершенно иному поводу. Заголовки информагентств уже второй раз пестрят сообщениями о том, что Бастрыкин попал в аварию. 17 сентября в Москве на Кутузовском проспекте машину Бастрыкина буквально «протаранил» начальник хозяйственной части Генштаба Минобороны Александр Путивцев.
Гаишникам, можно сказать, повезло, что военный оказался пьяным и не очень высокого ранга. Иначе виновным в ДТП с участием двух высокопоставленных чиновников явно был бы признан прибывший на место происшествия автомобиль дорожно-патрульной службы.
Авария произошла ближе к ночи. В 12-м часу «Мереседес» Бастрыкина, которым управлял его личный водитель, ехал в сторону Рублевского шоссе с включенными спецсигналами. Рядом по дороге за рулем служебного БМВ проезжал Путивцев. На съезде с Кутузовского проспекта начальник хозчасти Генштаба не сориентировался и врезался в правый бок «Мерседеса». Как позже отметили сотрудники ГИБДД, авария произошла из-за несоблюдения военным бокового интервала.
На дороге моментально образовался небольшой затор, но сотрудники ГИБДД ситуацию быстро «разрулили». Бастрыкин осмотрел «увечья» служебного авто, после чего вызвал другую машину и уехал. Разбираться с гаишниками и нетрезвым водителем БМВ Бастрыкин оставил своего водителя.
Гаишники долго церемониться не стали и увезли обоих водителей на медицинское освидетельствование. В итоге выяснилось, что сотрудник Генштаба Путивцев был нетрезв. Уровень алкоголя в его крови составил 1 промилле (при максимально допустимой норме до 0,5 промилле).
Сейчас по факту ДТП проводится проверка. Поскольку обошлось без пострадавших, весьма вероятно, что виновнику аварии грозит лишь штраф и лишение водительских прав.
Любопытно, что это уже не первая авария, в которой непосредственное участие принял Александр Бастрыкин. И если аварию на загруженном Кутузовском еще как-то можно понять и простить, то приземление вертолета на оборудование съемочной группы телеканала вызывает множество вопросов о профпригодности «обслуги» силовика.
Напомним, что на следующий день после подрыва «Невского экспресса» в Новгородской области Бастрыкин вылетел к месту ЧП. При этом вертолет главного следователя приземлился не совсем удачно и повредил антенну, передававшую через спутник сигнал ряда телеканалов. Спутниковая станция «РТР – Петербург», сообщили после аварии в пресс-службе ВГТРК, не подлежит восстановлению. При этом стоимость подобной станции доходит до полумиллиона долларов. Глава Следственного комитета при «жесткой» посадке не пострадал.
В целом же наблюдается тревожная тенденция: количество серьезных ДТП с участием чиновников или их родственников возрастает. Только за последний месяц в серьезных авариях с человеческими жертвами «засветились» председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев, родственница министра здравоохранения и социального развития Михаила Зурабова и помощник министра экономического развития и торговли Германа Грефа Игорь Коньков.
Последнее ДТП произошло буквально на днях. Кортеж председателя Верховного суда Вячеслава Лебедева на 25-м километре Калужского шоссе выехал на встречную полосу. «Ауди» с чиновником занял правый ряд, а патрульный «Мерседес» сопровождения — левый. На пути кортежа оказались встречные «Жигулями» четвертой модели. От столкновения с «Ауди» ВАЗ ушел, а вот милицейский «Мерседес» на полном ходу протаранил «четверку». Отечественный автомобиль подлетел в воздух и, несколько раз перевернувшись, упал на обочину. В итоге три человека из «четверки» были доставлены в больницу, позже один из них – подполковник ВВС в отставке — от полученных травм скончался.
Кстати, милицейский автомобиль сопровождения уже не в первый раз становится «убийцей». Так, 20 июля в Петербурге погиб Евгений Григоровский, управлявший автомобилем «Опель-калибра». Причиной аварии, по свидетельствам очевидцев, стал милицейский «Форд-фокус» с мигалкой на крыше и надписью «Специальный батальон сопровождения». Как следует из показаний свидетелей, ведомственная машина выехала на встречную полосу, и водитель «Опеля», вынужденный избежать лобового столкновения, врезался в бетонный столб и погиб на месте происшествия. Автоинспекторы даже не остановились. После этого случая 4 августа в Петербурге прошла первая акция протеста автомобилистов против ДПС «Черные флаги». Около 100 автомобилей проехали с черными флагами по улицам города.
Вспомним и еще один случай. 15 сентября на 28 км Минского шоссе подполковник милиции, начальник штаба ОВД района «Раменки» на джипе «Гранд-Черроки» выехал на полосу встречного движения и совершил столкновение с четырьмя автомобилями. С диагнозом «разрыв селезенки» и «тупая травма живота» водитель «Волги» был госпитализирован, у пассажира – перелом ребер, ушиб голени, перелом нижней челюсти. Медики, освидетельствовавшие виновника аварии, выявили в крови 2,41 промилле алкоголя.
Трагедия с участием родственницы Михаила Зурабова произошла в конце августа и в центре Москвы. 25 августа 37-летняя беременная Евгения Пугачева и ее жених Алексей Ставровский возвращались из ювелирного магазина, где они купили себе обручальные кольца. Свадьба была назначена на 29 сентября. Дождавшись зеленого сигнала светофора, они вышли на проезжую часть, чтобы перейти Смоленскую улицу по пешеходному переходу. Автомобили стояли под зажженным для них красным сигналом светофора, пропуская пешеходов, как вдруг из-за них выскочил автомобиль Nissan Almera под управлением Анастасии Мальцевой. Автомобиль сбил Пугачеву, которая шла на шаг впереди своего жениха. Подцепив жертву на капот и протащив ее около 15 метров, «Нисан» остановился. При ударе об лобовое стекло автомобиля Пугачева сломала шею и скончалась на месте.
ДТП было зафиксировано камерой видеонаблюдения, и, казалось бы, вопросов у следствия никаких не должно возникнуть. Однако уголовное дело было заведено только через 13 дней и только после того, как Алексей и родственники Евгении забросали прокуратуру жалобами. Возможно, такая задержка связана с тем, что еще на месте трагедии довольно быстро появился человек, сообщивший о родстве Анастасии Мальцевой с небезызвестным министром Зурабовым.
На этом странности не закончились. Следователь, который занялся рассмотрением этого уголовного дела, неожиданно ушел в отпуск. А несостоявшемуся жениху и отцу незнакомые люди уже не раз намекали, что лучше с этим делом ему не связываться. При этом, по словам Ставровского, ему стало известно, что только в этом году Мальцева дважды попадала в ДТП, и ее машина не прошла техосмотр. Ставровский говорит, что будет добиваться наказания виновной в гибели его невесты.
Добавим, что уголовное дело против Мальцевой было заведено по части 2-й статьи 264-й УК РФ — «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, по неосторожности повлекшее смерть человека». Максимальное наказание по данной статье — пять лет лишения свободы и лишение права на управление транспортным средством на три года.
Еще одно из недавних VIP-ДТП, в котором погиб помощник министра экономического развития и торговли Германа Грефа 43-летний Игорь Коньков, отличается еще большими странностями, чем дело с родственницей Зурабова. Инцидент произошел на Кутузовском проспекте. По словам очевидцев, молодая блондинка вела шикарную иномарку «Лексус JS 300», причем скорость автомобиля превышала сотню километров в час. Затем иномарка вылетела на встречную полосу и столкнулась с пятью автомобилями, в том числе с «десяткой».
В ДТП погибли двое: 22-летний пассажир «десятки» Дмитрий Басмаев и пассажир «Лексуса» Игорь Коньков. Водителя «десятки» — 22-летнего Дмитрия Курносова — доставили в больницу с множеством переломов. Также в больницу в бессознательном состоянии доставили и виновницу ДТП — 27-летнюю жительницу Твери Анну Походину. Как оказалось, машина ей не принадлежала. Она принадлежала некоему москвичу, а Походина управляла автомобилем по доверенности. При этом номера «Лексуса» помимо цифр содержали не всем понятную аббревиатуру ВМР 77. Посвященные знают, что этот номер могли выдать только в администрации президента.
На месте аварии многие очевидцы видели разбросанные бокалы и даже женские трусы. Также из показаний свидетелей аварии можно было понять, что девушка находилась в состоянии сильного опьянения, то ли алкогольного, то ли наркотического. Между тем экспертиза показала, что девушка была трезва. Водительские права, которых вроде как при ней не было, тоже вдруг «нашлись». Более того, следствие уже выяснило, что и скорость она не превышала, а виновной в катастрофе предварительно признана мокрая дорога на проспекте. Якобы из-за мокрого асфальта автомобиль свалился в колею, что привело к выезду на встречную полосу. Между тем многие автолюбители на форумах говорят, что «дорога на Кутузовском идеальная, и эту колею следователи просто выдумали».
Все вышеизложенное — далеко не полный список VIP-аварий, произошедших по вине чиновников или их родственников. Можно вспомнить и бывшего мэра Пятигорска, оставившего умирать на дороге целую семью. Напомним, по вине экс-градоначальника Игоря Тарасова погибли пять человек, при этом суд закончился «примирением сторон».
А самое неприятное во всех этих авариях то, что виновные, как правило, отделываются легким испугом. Последующее разбирательство им самим или их высоким покровителям удается спустить на тормозах. А иногда еще и жертв могут сделать виновниками.
По словам президента Института верховенства права Станислава Маркелова, проблема в том, что дела, в которых фигурируют силовики и чиновники, чаще всего вообще не доходят до суда. «А если и доходят, то провинившимся устанавливаются минимальные сроки наказания. Чем выше ранг подсудимого, тем меньше шансов на то, что дело будет разрешено в пользу истцов», — сказал он.
Кстати, в действительности количество аварий с участием чиновников и силовиков происходит гораздо больше, чем это подается в новостях. Дело в том, что в ежедневных милицейских сводках эти инциденты упоминаются в особом разделе под строгим грифом «не для печати». Даже представители пресс-служб силовых ведомств не имеют доступа к этим спецсообщениям, поскольку они сразу отправляются на стол руководителей подразделений.
По словам президента Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктора Травина, «если бы мелкие нарушения с участием автомобилей чиновников фиксировались, то они однозначно были бы лидерами среди правонарушителей. «Дело в том, что правонарушения с участием представителей ведомств фиксируются, только когда в ДТП не обошлось без жертв и большого ущерба, — рассказал Травин. — Но даже тогда в большинстве случаев вип-водители остаются безнаказанными, а виноватыми зачастую оказываются простые граждане. Я сейчас веду десятки подобных дел».
Между тем именно безнаказанность провоцирует на новые нарушения. Ведь если бы автоинспекторы задерживали VIP-нарушителей, независимо от весомости их «корочек», то последние лишний раз задумались бы о том, нарушать ли на дорогах ПДД. Но гаишники «своих» не трогают, и в результате сотрудники правоохранительных органов и чиновники стали в России самыми злостными нарушителями правил дорожного движения.
Вот и выходит, что до тех пор, пока «корочки» на дороге будут важнее любых правил, люди будут гибнуть. Но не надо забывать — все мы смертны, и даже, как говаривал мессир Воланд, внезапно смертны, так что в следующий раз по капризу судьбы чиновник и его родня могут оказаться не в списке виновных, а в списке жертв. А тут уже никакие «корочки» не спасут.
Иван Петров
Вот лишь некоторые ДТП с участием чиновников, силовиков и их родственников:
20 сентября в районе Сергиева Посада на Ярославском шоссе произошло ДТП, в котором погиб губернатор Костромской области Виктор Шершунов. По первой версии, «Мерседес» губернатора столкнулся с «Фордом-фокусом», выехавшим на встречную полосу, но водитель «Форда» выжил и заявил, что ехал в одном направлении с «Мерседесом» Шершунова.
6 сентября 2007 года в Екатеринбурге за совершение аварии задержан начальник отдела управления по экономическим и налоговым преступлениям ГУВД Свердловской области Марат Идрисов. Проверка показала, что чиновник находился за рулем в нетрезвом виде. Однако сам Идрисов заявил, что есть результаты медосвидетельствования, доказывающие, что он не пил.
20 августа 2007 года в Самаре 26-летний инспектор ГИБДД в нетрезвом состоянии на своем личном автомобиле «Жигули» сбил двух пешеходов. Один из пострадавших скончался, второй – госпитализирован.
12 августа 2007 года в Спасском районе Пензенской области автомобиль Audi депутата Госдумы Владимира Асеева выехал на встречную полосу и врезался в грузовик МАЗ. По официальной версии, за рулем была жена депутата. Находившиеся в иномарке были госпитализированы.
22 июля 2007 года в селе Плешково Оренбургской области 20-летний лейтенант милиции во внеслужебное время на личном автомобиле на нерегулируемом пешеходном переходе сбил трех человек. Водитель был сильно пьян.
2 июля 2007 года в городе Омутнинске Кировской области начальник отделения по делам несовершеннолетних районного ОВД сбил девочку. Пострадавшая госпитализирована в тяжелом состоянии. Сотрудник милиции отказался от медобследования на состояние алкогольного опьянения.
17 января 2005 года неподалеку от Обнинска автомобиль «Тойота Ленд Крузер», за рулем которого сидел губернатор Брянской области Николай Денин, совершил наезд на женщину. От полученных травм потерпевшая скончалась.
7 апреля 2005 года в Москве произошло ДТП с участием 22-летней дочери министра здравоохранения и социального развития России Михаила Зурабова — Анастасии. «Мерседес-200», которым она управляла, столкнулся с автомобилем «Мерседес», за рулем которого находился житель Московской области.
7 августа 2005 года в ДТП погиб губернатор Алтайского края Михаил Евдокимов. По официальной версии, его «Мерседес» задел по касательной другой автомобиль, после чего иномарка вылетела с трассы и врезалась в дерево. В аварии обвинили водителя Олега Щербинского, в чей автомобиль врезалась машина губернатора. Его приговорили к четырем годам лишения свободы, но в защиту осужденного по всей России прошли акции протеста. В итоге Щербинский был оправдан.
12 августа 2004 года микроавтобус из кортежа губернатора Волгоградской области Николая Максюты сбил велосипедиста, который скончался в больнице. Губернатор продолжил свой путь.
12 июня 2004 года руководитель представительства Мурманской области в Правительстве России Ренат Карчаа в Псковской области на автомобиле «Тойота» сбил 17-летнего подростка. Юноша скончался на месте, чиновник с места происшествия скрылся.
8 мая 2003 года в Кемерове водитель из кортежа губернатора Кузбасса Амана Тулеева сбил насмерть 9-летнюю девочку.
15 мая 2003 года «Нива» племянника тульского губернатора Василия Стародубцева Юрия выехала на встречную полосу и столкнулась с «Окой». Семейная пара с полугодовалым ребенком — пассажиры «Оки» — погибли, Стародубцев не пострадал.
31 августа 2001 года недалеко от райцентра Белая Курской области машиной из кортежа курского губернатора Александра Михайлова был сбит 9-летний мальчик. Михайлов даже не вышел из машины.
Лишь в нескольких из перечисленных случаев уголовное дело на водителя машины было передано в суд. Остальные дела в отношении милиционеров, чиновников или их родственников либо прекращались, либо виновным признавался пешеход.
Комментарии