К выборам государство наведет на фармрынке жесткий порядок
На модерации
Отложенный
Фармацевтический рынок ожидает очередной передел. Доминирующую роль на нем может занять новая госкорпорация «Фармацевтический логистический комплекс», которая получит монопольное право на закупку всех лекарственных препаратов в рамках программы дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО).
Создание федерального суперпосредника «Фармацевтический логистический комплекс» (ФЛК) обосновывается экономией бюджета. Однако опыт, накопленный при реализации программы ДЛО, дает мало оснований доверять этим обещаниям. Чиновники старательно избегают обсуждать причины перерасхода средств и миллиардных долгов государства перед поставщиками.
Ошибка в расчетах
Программа дополнительного лекарственного обеспечения стартовала в рамках монетизации льгот. Два года из трех лет ее существования основной ее характеристикой было тотальное несоответствие выделяемого бюджета реальным потребностям льготников. Череда ошибок началась, когда расчет бюджета на 2006 год был произведен по результатам 2005 года. В первый год при запланированных 50,8 млрд рублей рецептов было выписано на 46 млрд рублей. То есть бюджет был выполнен даже с профицитом. Почему же на следующий год возник провал в размере 20 млрд рублей в виде долга поставщикам и производителям?
В 2006 году почти половина льготников «неожиданно» вышла из программы, предпочтя денежные компенсации, следовательно, и бюджет урезали до 34,1 млрд рублей. Кратное сокращение бюджета выглядит закономерно. Но при рассмотрении динамики выписки рецептов в 2005 году становится понятно: уместиться в рамки бюджета программа смогла лишь по одной причине. В первые месяцы выписка и поставки препаратов находились на очень низком уровне. Однако чиновники предпочли закрыть глаза на многократное возрастание выписки к концу года и рассчитали бюджет-2006 исходя из среднегодовых показателей. Не был принят во внимание и тот факт, что в программе в основном остались больные, требующие регулярного и дорогостоящего лечения. Ситуация осложнилась еще и тем, что врачи наконец решились выписывать более дорогие и эффективные лекарства (к чему их, кстати, в то время активно призывали представители Минздрава). В итоге средняя стоимость рецепта возросла с 261 до 549 рублей.
С этого момента выписка и поставка лекарств по рецептам никак не состыковывались с финансовым обеспечением программы. ДЛО вышло из-под контроля. Отсутствовал единый центр управления со стороны органов, контролирующих ДЛО. У участников программы были разные задачи: Минздрав был заинтересован максимально обеспечить пациентов-льготников лекарствами, аптеки и поставщики - обязаны полностью обеспечить препаратами выписанные рецепты, Фонд обязательного медицинского страхования - уложиться в рамки фиксированных денежных лимитов. Годовой бюджет на 2006 год был израсходован уже в июне.
Еще весной стало очевидно, что денег за уже поставленные в рамках программы препараты не хватает - долги не только не покрываются, но и постоянно растут. Для фармацевтических компаний относительно выгодный сегмент, позволяющий существенно нарастить объемы продаж, стимулирующий развитие производства, в том числе и российского, превратился в долговую кабалу.
Согласно государственному контракту оплата по отпущенным льготникам препаратам должна была осуществляться в 180-дневный срок. Поэтому производители и поставщики были в полной уверенности, что за все лекарственные средства, отпущенные льготникам, компании пусть и с задержкой, но получат 100-процентную компенсацию. Тем временем сроки неплатежей продолжали расти. К концу 2006 года, когда суммарная стоимость поставленных лекарств достигла 70 млрд рублей, отсрочки по платежам превышали 300 дней.
Для покрытия расходов, связанных с долгами ДЛО, в 2006 году было выделено дополнительно 15 млрд рублей, но эта сумма изначально была недостаточной. Уверенность производителей и их готовность и дальше кредитовать государство стремительно таяли. А заявления некоторых чиновников из Минздрава о том, что до 25% рецептов, предъявленных к оплате, может быть списано на убытки компаний, привели к еще большей нервозности. Некоторые производители просто прекратили отгрузки лекарств дистрибьюторам. Особенно обеспокоенными оказались иностранцы, активно вовлеченные в программу ДЛО (в 2006 году их доля, по данным ЦМИ «Фармэксперт», составила около 91%).
В яме
Чиновники пытаются залатать бюджетные прорехи различными способами. Так, было принято решение, что начиная с III квартала 2006 года все поставки должны осуществляться исходя из утвержденной квартальной заявки региона. Но данная мера оказалась несостоятельной. Заявки составляются некачественно, с большими опозданиями, не отражают реальных потребностей льготников, а врачи фактически игнорируют их при выписывании препаратов.
Еще одной антикризисной мерой стало многократное изменение перечня лекарственных средств по программе ДЛО. За 2006 год он корректировался 6 раз, из него были исключены современные высокоэффективные, а соответственно, и дорогие препараты. Законное возмущение льготников (некоторые лекарства не имели адекватной замены) осталось неуслышанным, при этом данная мера не принесла заметного эффекта. Существенной экономии добиться так и не удалось.Прогнозируемый долг государства перед поставщиками на конец 2007 года составит 35 млрд рублей. Таких денег в бюджете нет, и вряд ли они могут появиться. Для покрытия долгов уже перетряхнули всевозможные фонды, начиная с пенсионных и заканчивая средствами, не израсходованными на родовые сертификаты. Сегодняшняя программа ДЛО - это мозаика из недовольных льготников, постоянно недополучающих положенные им по закону лекарства, бюджетных дыр, требований президента Владимира Путина навести порядок и судорожных попыток чиновников найти хоть какой-то способ переложить ответственность за свои просчеты на кого-нибудь. В этом смысле удобным оправданием перерасхода бюджетных средств стали якобы необоснованная выписка врачами дорогостоящих препаратов и завышение цен поставщиками. При этом умалчивается о том, что цены и предельно допустимые наценки определяются Росздравнадзором. У производителей и поставщиков даже теоретически нет возможности завысить стоимость поставляемой продукции - такие счета за поставки не принимаются к оплате Фондом обязательного медицинского страхования.
Тем не менее подобные оправдания до недавних пор всех устраивали. Однако в преддверии выборов ситуация с ДЛО вполне может превратиться из потенциальной зоны политических рисков в реальный социальный конфликт. Поэтому сейчас чиновники в пожарном порядке ищут возможности урегулирования ситуации. Новость о планах создания «Фармацевтического логистического комплекса», который возьмет на себя функции основного звена в системе лекарственного обеспечения, - одна из таких попыток.
Авторы идеи считают, что создание подобной корпорации позволит существенно сэкономить бюджетные средства и приведет к повышению качества поставок и сокращению дефицита лекарств. Но не все согласны с таким утверждением. По мнению гендиректора исследовательской компании RMBC Марии Денисовой, создание централизованной госкомпании вряд ли поможет решить проблему задолженности, которая на данный момент является ключевой. «Если бы деньги на это в бюджете были, то их бы просто выплатили дистрибьюторам. Создавать специализированную компанию для решения этой проблемы не имеет смысла. Если же речь идет о попытке оптимизации механизма ценообразования, то и здесь выигрыш от появления нового промежуточного звена более чем сомнителен», - отмечает Денисова. Генеральный директор компании DSM Group Александр Кузин также считает, что «если существующие проблемы будут продолжаться, то появление дополнительного звена вряд ли сможет что-то изменить в лучшую сторону».
Заявления о «порядке», который возникнет с созданием новой государственной структуры, также сомнительны. Достаточно вспомнить историю с конкурсами на право поставок, проводившимися в декабре 2006 года, уже после ареста руководителей Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Казалось бы, в такой ситуации конкурс должен был проводиться максимально прозрачно. На деле даже после предупреждения от генерального прокурора организаторы допустили ряд существенных нарушений законодательства, выявленных ФАС. В итоге результаты конкурса даже не были зарегистрированы в Министерстве юстиции.
В будущем нашу страну ожидают выборы и новый конкурс дистрибьюторов. Исправление реальных просчетов в ДЛО смогло бы привести к росту инвестиций в фармацевтику, укреплению доверия между бизнесом и властью, внедрению в стране эффективных механизмов, уже проверенных на практике в других странах. Однако вместо этого мы, возможно, получим государственного монополиста. Новая структура не только сосредоточит в своих руках львиную долю фармацевтического капитала, но и получит полный контроль над производителями и поставщиками. Сколько «своих» людей окажется у руководства таким лакомым куском, нетрудно догадаться. Отказавшись от поиска цивилизованных путей, чиновники по старой традиции создают искусственную надстройку, фактически не контролируемую ни рыночными механизмами, ни правовыми нормами, ни обществом, для которого она изначально создавалась.
Комментарии