За что убили Марка Вайля?
На модерации
Отложенный
Новый театральный сезон начался с потрясений. Не художественных, а страшных. Чудовищная новость: в Ташкенте убит режиссер и лидер знаменитого “Ильхома” Марк Вайль. С подробностями — Марина РАЙКИНА.
Ничто не предвещало беды. В “Ильхоме” — самом знаменитом театре на бывшем постсоветском пространстве — шли последние прогоны нового спектакля “Орестея”, которым в пятницу “Ильхом” должен был открыть сезон.
Атмосфера рабочая, все вкалывают допоздна, расходятся ближе к полуночи. Вайль идет домой, и, как потом рассказывают соседи, видевшие из окна случившееся, двое крепких парней в черных майках, бейсболках и с битами налетают на него, избивают и режут ножом. Убегают.
Звоню в Ташкент, в “Ильхом”. Здесь с ночи никто не спит.
— Марк Яковлевич кричал, выскочили соседи с простынями, тряпками, чтобы остановить кровь, которая хлестала из живота, — рассказывают сотрудники театра. Все они в трауре, растерянны и с трудом говорят.
Дальше события развиваются так: режиссера везут в 16-ю городскую больницу. В “скорой” он еще в сознании и все время повторяет: “Вы должны что-то сделать. У меня завтра открытие сезона. Все должно состояться”.
Операция. Во время операции два раза останавливается сердце. Артисты дежурят под окнами больницы, им говорят, что сильно задета печень и состояние тяжелое. Через некоторое время Марк Вайль умирает от сильнейшей кровопотери. И это несмотря на то, что во время операции ему влили пять литров крови.
Потеря Марка Вайля для отечественного театра непередаваема и непереносима. Ему всего 55. Он — лидер, настоящий художник, потрясающий человек. Его спектакли, которые появились в 70-е годы, сразу заставили о себе говорить — яркая форма в сочетании с психологическим театром. Смелость и честность, пугающая советских чиновников от культуры как в Ташкенте, так и в Москве. Скандалы сопровождают его постановки и зрительский успех.
В период СССР его работы — глоток свободы. В период России — глоток настоящего искусства. Этот невероятно работоспособный человек создает театр, о котором знают больше за рубежом, чем на родине, он — потрясающий учитель, воспитавший как минимум два поколения блестящих актеров.
Все, что случилось в Ташкенте в ночь с четверга на пятницу, наводит на мысль о заказном убийстве. Просто так с битами возле дома никого не ждут. И просто так живот никому не вспарывают. Тем более что ничего не пропало и в квартиру Марка никто не входил. Хотя — загадка — исчезли ключи.
— Поступали ли угрозы в его адрес или в адрес театра? — спрашиваю я.
— Никаких угроз не было. Все шло достаточно спокойно. Марк — он недавно вернулся из отпуска — был в отличной рабочей форме. Вовсю репетировал.
— “Орестея” — спектакль о насилии и крови. Вы не думаете, что это могло кому-то не понравиться во властных структурах? У “Ильхома” с властью всегда были непростые, мягко говоря, отношения.
— Мы не делаем заявления о политическом характере убийства. Но очень многое непонятно. Например, с самого утра наш сайт заблокирован. Его не могут открыть даже в Москве.
Две недели назад мы виделись с Марком — он летел из Сиэтла в Ташкент через Москву. Как всегда, иронично-спокоен, с юмором. Рассказывал о планах, которых в “Ильхоме” всегда выше крыши: новые спектакли, режиссерские и актерские лаборатории. Отснялся на канале “Культура”. “Приезжай на премьеру в октябре”, — говорит на прощание Марк и уходит. Я не знаю, что навсегда.
Театр принял решение открыть сезон и сыграть “Орестею”. Говорят, что все, задуманное Марком, сделают.
По желанию семьи Марка Вайля кремируют в Москве, а прах его похоронят в Сиэтле, где остались жена и две дочери.
Комментарии