«Белые воротнички» все чаще стали решать рабочие конфликты кулаками
На модерации
Отложенный
В первые недели сентября в российских офисах кипят поистине шекспировские страсти: крики, ссоры, оскорбления. Это, ставят диагноз психологи, последствия так называемого постотпускного синдрома. Клерки, расслабившиеся на пляжах Турции и Египта, не могут быстро вернуться в рабочий ритм.
Эксперты даже подсчитали, что этот психологический дискомфорт выливается в немотивированную агрессию более чем у 70% россиян. Причем, если раньше это поведение чаще выражалось лишь в словесных перепалках с коллегами, то теперь речь уже идет и о рукоприкладстве. В милицейские сводки такие драки не попадают: руководство не хочет выносить сор из офиса. Но социологи говорят, что в последний год количество потасовок на работе возросло вдвое. За неделю только в одной Москве дерутся, не отходя от рабочего места, порядка тысячи человек. Причем участвуют в потасовках люди вполне мирных профессий. По наблюдениям аналитиков, чаще всего распускают руки журналисты, врачи и дизайнеры.
Сегодня форумы юридических сайтов как никогда пестрят сообщениями о драках в офисах. Сотрудники корпораций, уволенные за потасовку с коллегами, хотят найти основания, чтобы подать на «задиралу» в суд или восстановиться на работе.
«Вышел из отпуска и сразу лишился работы, – пишет компьютерщик из Москвы, подписавшийся на форуме как Анатолий Алимпиев. – Поругался с коллегой из-за девушки, которая мне давно нравилась. Коллега начал к ней грубо приставать. Зачинщиком ссоры, впрочем, был не я, а второй воздыхатель, но защищать честь пришлось кулаками. Уволили только меня, потому что коллега занимал высшую должность».
«У меня с первого дня работы не сложились отношения с начальником отдела, – рассказывает финансовый аналитик Дмитрий Кочков. – Он меня в черном теле держал, специально доводил до ручки. Вчера я не выдержал: во дворе перед офисом подрался с боссом. Он хотел меня на 100 долларов за опоздание на пять минут оштрафовать. Ударил его по голове бутылкой с молоком».
«На днях мы организовали конференцию в Египте. Моя коллега заказала отель со шведским столом, что стоило на порядок дороже, – пишет ивент-менеджер Анастасия Кириленко. – В итоге бюджета не хватило. За прокол ей объявили выговор. Коллега, видимо, решила, что я ее подставила, и набросилась на меня прямо на рабочем месте. Все лицо теперь расцарапано».
«Вы все меня достали»Адвокаты на такие крики души не реагируют: дела заведомо проигрышные. Пара синяков – недостаточное основание для суда, а нарушение трудовой дисциплины – вполне весомый повод для увольнения. Зато такие сообщения собирают и тщательно анализируют корпоративные психологи, занимающиеся причинами и формами агрессии на работе. «Мы уже несколько лет проводим подобные исследования. Пока результаты неутешительны. Количество офисных драк постоянно растет. В этом году их больше, чем в прошлом практически вдвое, – рассказал «НИ» бизнес-тренер компании «Оптимизация» Игорь Слепнев. – По нашим, впрочем, довольно субъективным подсчетам, в неделю только в одной столице происходит до тысячи случаев рукоприкладства на работе. Примерно в 20% случаев драки происходят из-за того, что коллеги не могут договориться о подходах к выполнению задания, в 30% – это межличностная неприязнь, в 15% – это следствие конкурентной борьбы внутри офиса. Остальное – это немотивированная, ненаправленная агрессия. Из разряда «вы все меня достали», «кругом враги» и так далее».
В компании «Оптимизация» отмечают: количество драк резко возрастает в конце лета – первые недели сентября, в так называемый постотпускной период. Психологи убеждены: здесь можно говорить не просто о тенденции, а о настоящем нервном расстройстве. «Постотпускной синдром – это определенный вид депрессии, характерный для работников офисов, вернувшихся с отдыха, – рассказал «НИ» психолог Марк Сандомирский. – Одно из основных свойств нервной системы человека – привыкать к определенному распорядку дня. Поэтому адаптироваться к рабочей среде после нескольких недель отдыха офисным сотрудникам очень сложно. В результате возникает психологический дискомфорт. У людей ухудшается настроение, многие замыкаются в себе, качество их работы заметно снижается». «Во время постотпускного синдрома человек склонен преувеличивать негативные факторы, – дополняет психотерапевт Анна Лосева. – Его оценка окружающей действительности оказывается ложной, поэтому и появляются недопонимания с коллегами по работе».
Эксперты утверждают, что явлению послеотпускной агрессии в России не больше десяти лет. Свою роль сыграло и ускорение ритма жизни, и условия конкуренции, и угроза безработицы. В итоге эмоциональное напряжение на работе у большинства людей просто зашкаливает. «Это не проходит бесследно, – рассказала «НИ» социолог Надежда Борисова. – Постотпускная депрессия в нашей стране развивалась поэтапно: сначала люди просто ходили не в настроении, потом стали массово увольняться, а теперь у них начались необоснованные приступы агрессии. Сегодня у 70% россиян из-за офисных проблем «расшатанные» нервы».
Ради нескольких строчек в газете...Специалисты по кадрам отмечают, что постотпускной депрессии подвержены абсолютно все сотрудники фирм – начиная от младших подчиненных и заканчивая генеральными директорами. Что же касается наиболее «взрывоопасных» профессий, то к ним относят в первую очередь журналистов, врачей и дизайнеров. Именно в этом порядке идут работники умственного труда в рейтинге самых «драчливых» профессий, составленном австрийской аналитической компанией Hyteren Gruppe.
«Журналисты работают в очень жестких рамках: им нельзя опоздать со сдачей материала ни на минуту, при этом такая скорость работы не должна сказываться на качестве текстов, – рассказала «НИ» психолог Алена Масловская. – Дизайнеры тоже постоянно «завязаны» на сроках. К тому же заказчики зачастую оказываются недовольны, и свою работу им приходится переделывать в срочном порядке по несколько раз в день. Что касается врачей, то тут вообще все понятно. Они чувствуют свою ответственность за жизнь пациента, и времени на отдых между двумя операциями им зачастую не хватает для того, чтобы эмоционально восстановиться».
За примерами далеко ходить не надо. Журналисты подтверждают свое звание главных драчунов чуть ли не ежедневно. Так, летом драка редакторов отдела искусства в The New York Times парализовала работу газеты на целый день. Зачинщиком ссоры стала начальник Анита Ле Клерк, а жертвой – ее заместитель Мэри Энн Джордано. Началось все с громкого выяснения отношений по поводу разграничения между сотрудницами обязанностей. После бурного «обмена мнениями» редактор схватила своего заместителя за запястье, и началась настоящая драка. Остановить беспорядки смог только главный редактор. Похожий случай произошел на днях и в России, в одной из крупных столичных газет. В конце рабочего дня двое журналистов отдела культуры не смогли договориться, кто же из них поедет на репортаж в один из столичных театров. В итоге не поехал никто: главному рецензенту газеты выбили передний зуб папкой для бумаг, а он, в свою очередь, поставил оппоненту синяк под глазом.
Не так режешь, не так рисуешь!Впрочем, если эти инциденты лишь негативно повлияли на работу редакций, то драка двух хирургов в самый разгар операции могла стоить пациенту жизни.
Такая дикая история произошла на прошлой неделе в одной из клиник Белграда. Во время операции по удалению аппендицита в хирургическое отделение заглянул доктор Драган Вуканич и сделал замечание своему коллеге. Это вызвало перепалку между врачами, во время которой Драган Вуканич схватил оперирующего доктора за ухо, развернул к себе и дал ему пощечину. После этого зачинщик скандала покинул помещение. Такого унижения Спасое Радулович вытерпеть не смог. Он тут же выскочил вслед за своим обидчиком в коридор, где и разразилась драка, окончившаяся синяками, разбитыми губами, выбитыми зубами и сломанными пальцами. Операцию в столь экстремальных условиях пришлось заканчивать ассистенту.
Впрочем, представители творческих профессий – дизайнеры и художники – тоже не прочь распустить руки. После отпуска, отмечают психологи, у них наступает особый период – они начинают предлагать новые идеи, забывая о старых проектах, и очень нервно воспринимают любую критику. «В прошлом году наша дизайнерская группа верстала полосы для известного мужского журнала, – рассказал «НИ» исполнительный директор рекламного агентства PRгоу Алексей Щепетилов. – В то время как главный дизайнер ушел в отпуск, этим занимались несколько его подчиненных. По возвращении «главный» сразу «включился» в проект своих коллег. В итоге дизайнеры между собой переругались и устроили в коридоре побоище. Закончилось все тем, что начальник отдела уволился, а журнал так и не дождался своих полос».
Босс для битьяЧтобы справиться с постотпускной депрессией своих сотрудников, многие психологи советуют руководству фирм в первые недели сентября устраивать корпоративные вечеринки или выезды на природу. Позитивный настрой поможет коллективу снова «включиться» в рабочий ритм.
Впрочем, некоторым руководителям корпораций удается более эффективно снимать стресс у своих подчиненных, чем устраивать банальную корпоративную вечеринку. В большинстве случаев неожиданные решения приносят положительный результат.
Японское изобретение 50-х годов прошлого столетия – «босс для битья» – используется россиянами и по сей день. «Для одного из проектов нам понадобились куклы величиной в человеческий рост, – рассказал «НИ» генеральный директор компании R&I GROUP Юний Давыдов. – Одна из них оказалась бракованной и неделю валялась в офисе без дела, а потом кто-то из дизайнеров подшутил – мастерски нарисовал на ней черты моего лица. Впоследствии мы даже выделили для этой куклы отдельную комнату, чтобы любой мог хорошенько ударить «любимого» начальника».
Еще дальше пошли руководители нескольких крупных корпораций бывшей столицы Казахстана Алма-Аты. Месяц назад вскладчину они открыли «бойцовский клуб» для уставших менеджеров. Пустить в ход кулаки, как оказалось, «белые воротнички» готовы без лишних раздумий.
В некоторых фирмах корпоративные психологи придумывают различные тренинги и зарядки «для нервов», а также создают специальные «релаксирующие» комнаты. «Каждое утро после отпуска нас встречает психолог в конференц-зале, – поделилась с «НИ» работник юридической конторы «Школлер» Антонина Брюева. – С нами он проводит зарядку для глаз и пальцев – там расположены точки, контролирующие нервную систему». Также в курилках некоторых корпораций играет спокойная музыка, чтобы можно было на время отвлечься от работы. А кое-где уже создаются специальные чилл-ауты, где можно посидеть в тихой атмосфере и пообщаться с коллегами на отвлеченные темы.
В ФРГ ПРЕДУПРЕЖДАЮТ: ОТПУСК ОПАСЕН ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ Германия – единственная в Европе страна, где можно на законных основаниях отдыхать целых 30 рабочих дней. После того как вам исполнится 40 лет, к отпуску будут прибавлены еще сутки. После 50 отпуск длится уже 32 дня, не считая выходных и праздников. А их много. Увы, повышенная раздражительность вернувшихся в офисы отпускников становится причиной так называемых мобингов – терактов на рабочем месте. В середине 90-х они приобрели угрожающий размах. Федеральные больничные кассы, объединенные профсоюзы, банки и страховые компании вынуждены были открыть консультационные центры. Задача врачей, работающих там, если не полное предотвращение мобинга, то хотя бы смягчение последствий послеотпускной депрессии. Тем, кто переставал владеть собой после бездумного и долгого поджаривания на солнышке, предлагают уходить в отпуск только после завершения особо важных проектов. Но даже на пляже рекомендуется периодически осведомляться о том, как идут дела в конторе. Особо подверженным послеотпускному синдрому советуют продолжать общаться по телефону с коллегами, а за пару дней до завершения каникул – начать договариваться о новых планах. Тем же, кто все-таки сорвался, советуют описывать все подробности конфликтов в дневниках, которые в случае чего смогут послужить доказательством в суде.
Сергей ЗОЛОВКИН, Берлин
ПОЛЯКИ СРЫВАЮТ ГНЕВ НА МАНЕКЕНАХ В коридоре варшавской строительной фирмы «Дарбуд» пристегнут к стене манекен, каких самбисты обычно используют для отработки приемов. Рядом с ним лежит пара боксерских перчаток. «Это наша комната релаксации, – смеется глава компании Дариуш Малецкий. – Манекен – я. Мою фотографию на голову манекена приклеивать не стали – быстро истреплется. Зато наши с ним габариты – один к одному». Став директором «Дарбуда», пан Малецкий вспомнил о подобных релаксирующих практиках в японских фирмах и решил внедрить это ноу-хау у себя. По его словам, быть милым всем подчиненным не получается. А стресс – плохой помощник в работе. Как его снять? Поскорее выплеснуть негативную энергию. Лучшего козла отпущения, чем манекен, не найти. На замечание корреспондента «НИ» о том, что японские фирмы позже оставили эту практику, поскольку начальники, чьи персоны изображали манекены, по непонятным причинам стали болеть, пан Малецкий, смеясь, ответил, что, по-видимому, он такой бури негативных эмоций у своих подчиненных не вызывает. За три года манекен поменяли только раз.
Виктор ШАНЬКОВ, Варшава
ИЗРАИЛЬТЯНЕ ПРЕДПОЧИТАЮТ ИСПОВЕДЬ В Израиле сезонных вспышек агрессии не наблюдается. Вероятно, потому, что на Земле обетованной и зимой, и летом светит солнце. Зато круглый год через край перехлестывает южный темперамент. В офисах, магазинах и даже в больницах обмен нелицеприятными выражениями не редкость (правда, рукоприкладства корреспонденту «Новых Известий» наблюдать не приходилось). Неудивительно, что психотерапевты без дела не сидят. По мнению одного из них, Бориса Кудрявцева, лучше всего снимают напряжение занятия физкультурой. В самом деле, тренажерные залы в израильских городах переполнены. Кроме того, широко распространены исповеди – причем не только служителям религиозных культов. С тем же успехом исповедаться можно друзьям, а еще лучше – случайным попутчикам. Но, конечно, идеальный вариант – беседа с профессиональным психологом. Без постоянного контакта с психоаналитиком не могут обойтись те категории израильских граждан, у которых постоянное стрессовое состояние может разрядиться неконтролируемой агрессией.
Валентин БОЙНИК, Иерусалим
Комментарии