Бабло побеждает зло?
На модерации
Отложенный
1 сентября 2007 стало знаковым днем для интернет-пользователей всего мира. Для мировой аудитории, Google объявил о программе оплаты пользователей, согласных пересылать своим знакомым рекламные послания. А для российской аудитории, для которой, как считается, духовная пища важнее, это был день гордости.
По всем телеканалам, включая Еuronews, прошел сюжет о визите Путина в астраханскую гимназию, в которой первым был урок с названием "Компьютер: добро или зло?". Одновременно на главном форуме рунетчиков, Хабрахабре, завязалась жаркая дискуссия на смежную тему "Социальные сети: благо или деградация общества". В чем же причина этой раздвоенности: с одной стороны, боимся новых технологий, с другой – делаем их ничуть не хуже Запада?
Чтобы не вдаваться в дебри психологии (все-таки направленность данной статьи – чисто практическая), отметим тезисно тот путь, который привел коллективное бессознательное россиян к такой сенсибилизации. После распада СССР и периода тотального разочарования, произошла архаизация массового сознания: недоверие к социальным институтам привело к их замене личными связями. Соответственно, происходит возвращение к старым значениям слов "добро" и "благо". Отсюда и путаница в головах: одни по-прежнему считают "добром" общественное благо, а другие – вкладывают в это понятие чисто материальный смысл. Как в той переиначенной крылатой фразе "Таможня берет добро".
Монетизация социальных связей.
Итак, личные связи в российских условиях вышли на первое место по своей значимости. И если наверху качество этих связей решает все, то и внизу стартаются не отставать: берут количеством. Отсюда повальное стремление к известности любой ценой. "Фабрики звезд" и им подобные проекты не скоро исчерпают свой потенциал!
В условиях сниженной социальной мобильности (из-за того, что в карьерном росте подчас всё решает не профессионализм, а связи) экономика обречена на стагнацию. Но локомотивом роста парадоксальным образом могут стать те же связи – на низовом уровне социальных сетей и "ярмарок талантов". Это будет выгодно как самим исполнителям (нуждающиеся в новом материале медиа-каналы готовы платить за интересный контент), так и посредникам – владельцам социальных сетей.
Создание нового контента самими пользователями интересные элементы контента, будь то фотографии, видеоролики или подкасты могут существенно повысить посещаемость всего ресурса. В этих условиях конкурентное преимущество получают те сети, которые объединятся в единую систему, о которой пойдет речь ниже. Каждый сайт может приобрести новых посетителей за счет циркуляции людей по сайтам системы через единый механизм поиска: найдя интересного человека, пользователь переходит на его личную страницу.
при подключении к системе автоматически подключается к единой рекламной сети и таким образом может предложить своим рекламодателям более широкую аудиторию.
Экономике внимания необходима единая система поисковых рекомендаций.
По причине взрывного увеличения количества информации, мы перестаем читать — мы только просматриваем материалы.
Веб-сайты, которые обладают нужным нам содержанием, сильно озабочены тем, чтобы его до нас донести. Идея, которая лежит в основе Экономики Внимания, заключается в создании рыночного пространства, на котором пользователи счастливы, потому что им показывают нужную им информацию — и счастливы продавцы, потому что пользователи тратят деньги!
А кто, как не социальные сети, обладают самой полной информацией о своих пользователях? Сторонники бизнес-модели "продажа рекомендаций" считают, что потребители культурных благ готовы платить за информацию о том, какая песня, роман или фильм им понравится, не меньше, чем за саму книгу или диск. Но как организовать работу такой системы рекомендаций? И здесь ее разработчики предлагают опираться на механизм социальных сетей. Если пользоваться их терминологией, каждый пользователь должен сформировать свой ближний круг, объединяющий людей со сходными вкусами. Для этого каждый из участников сети выставляет оценки тем или иным произведениям, а автоматизированная система на основе этих оценок формирует кластер — круг людей со схожими вкусами, именуемых френдами. Если я пользуюсь такой системой, то после того как один из моих френдов поставит высокую оценку какой-либо песне или фильму, мне придет соответствующее сообщение в список рекомендаций. И наоборот. Этот метод называется коллаборативной фильтрацией и по сути является высокотехнологичным развитием института народной молвы — сарафанного радио.
Мнение эксперта: Антон Носик, руководитель службы блогов компании "Суп".
"Блоггеры созрели для того, чтобы брать деньги, а рекламодатели - чтобы платить. Мешает отсутствие четких схем, понятных как участникам сделки, так и той аудитории, которой рекламное сообщение будет в итоге адресовано."
В Рунете две проблемы...
Есть две взаимосвязанные проблемы, которые мешают этому счастью пользователей и владельцев социальных сетей: их разрозненность и отсутствие компенсации пользователям за коммерческую эксплуатацию их внимания. Решение первой проблемы заключается в объединении социальных сетей в некий профсоюз с коммерческой направленностью. С инициативой этого объединения, можно ознакомиться по адресу http://vsocial.ru/site.php?page=about
К решению второй проблемы 1 сентября подошел Google, а еще ранее – западные видеопорталы, которые стали делиться с пользователями, размещающими свои ролики. Автор статьи, представляет филиал одного из них, открывшего программу оплаты пользователей в Рунете. Можно сказать, мы скупим социальные сети частями, переманивая пользователей. Это возможно за счет освоения рынка видеорекламы: плата за видеорекламу, которая в разы больше обычной рекламы, позволяет делиться со своими пользователями.
Надо делиться, господа владельцы социальных сетей, чтобы в России не произошло возрождения большевистского принципа: противопоставления личного и общественного блага. Только монетизация, при которой пользователи зарабатывают вместе с вами, принесет вам успех. Иначе отношение к вашей монетизации будет такой же, как и к зурабовской.
Эдуард Мушинский,
Комментарии