Дилеры не выдают оплаченные автомобили в срок
На модерации
Отложенный
Просрочка по доставке автомобиля – дело обычное. Вне зависимости от того, что написано в договоре, клиенту, как правило, ничего не остается, как терпеливо ожидать столько, сколько скажет дилер. И совсем не факт, что машина, которая в итоге придет – это именно то, чего клиент так долго дожидался. В Обществе защиты прав потребителей «Общественный контроль» и в «Союзе потребителей России» подтвердили, что подобных случаев - «тьма тьмущая».
Так получается, что российские автопотребители практически бесправны перед дилерами, которые диктуют условия и сами же эти условия часто не выполняют. Клиенту, жаждущему приобрести машину, ничего не остается как подписать договор практически на любых условиях, потому что всегда найдется кто-нибудь другой, кто готов подписать и подождать. Эксперты отметили, что российские автопокупатели готовы ждать сколько угодно и практически никогда не отстаивают свои права – а ведь могли бы.
Теоретически, потребитель имеет шансы потребовать возмещения морального ущерба в случае, если дилер не уложился в оговоренные сроки по доставке авто. Однако на практике судиться никто не идет. Прежде всего, по ряду психологических факторов. Большинство просто боится подавать в суд на продавца: машина, под которую чаще всего уже взяты заемные средства, очень нужна. Переоформление договора – это очередной срок ожиданием от 2 до 12 месяцев, в зависимости от популярности модели. Люди не видят смысла судиться, тем более что, несмотря на единичные случаи судебных тяжб такого рода, успешных примеров фактически нет.
Законодательная база тоже несовершенна. Автодилеры весьма раскованно чувствуют себя во взаимоотношениях с покупателями, поскольку, в частности, в законе «О защите прав потребителей» на сегодняшний день не прописаны санкции за непредставление вовремя предварительно оплаченного товара. Предложение вести эти санкции существует в поправках к закону «О защите прав потребителей», которые были поданы в Думу в начале года, однако, в июле их принятие отклонил Совет Федерации РФ. По некоторым оценкам, сами автодилеры приложили руку к тому, чтобы принятие закона застопорилось, так как в нем есть статья и о максимальных сроках ремонта товаров народного потребления, к которым относятся и автомобили.
У потребителей есть несколько возможностей надавить на дилера, но это требует знания законодательных нюансов. Например, в Гражданском Кодексе РФ существует статья 395, которая предусматривает обязанность выплатить проценты за пользование чужими денежными средствами, в частотности за просрочку исполнения обязательств по совершенной покупателем предоплате, однако пеня здесь просто мизерная, а потребители в большинстве своем об этой статье вообще ничего не знают.
Либо есть статья 524 ГК РФ, которая предусматривает исчисление убытков при расторжении договора. Например, если в разумный срок после расторжения договора вследствие нарушения обязательства продавцом покупатель купил у другого лица по более высокой, но разумной цене товар взамен предусмотренного договором, покупатель может предъявить продавцу требование о возмещении убытков в виде разницы между установленной в договоре ценой и ценой по совершенной взамен сделке.
«Это разумная формула, но я не слышал, чтобы ее применяли на практике», - комментирует юрист Владислав Дюлгеров. - Увы, это проблемы слабого правого сознания наших граждан, да и страна у нас, так сложилась, крайне неблагоприятна для выполнения обязательств поставки: климат, география, типичное разгильдяйство, еще и таможня крайне непредсказуема. Кроме того, нет особой судебной практики, так что тому, кто начал бы эту процедуру, пришлось бы пережить семь кругов ада».
По словам начальника юридического отдела Общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Павла Морозова, реальных вариантов действовать всего два: это разорвать договор, забрать аванс и пойти к другому дилеру, либо договориться с дилером о снижении стоимости автомобиля «за моральный ущерб». Судиться за моральный ущерб – бессмысленно, говорит юрист. «Что такое моральный ущерб за поставку драндулета, если человеческая жизнь оценивается максимум в 200 тысяч рублей?» - вопрошает Морозов.
Кроме того, для того чтобы попробовать отсудить у дилера деньги за просрочку, говорят юристы, нужно четко понимать, что в договоре должна быть прописана неустойка, при этом разумная и отвечающая требованиям рынка. Другое дело, что сами дилеры идут на это очень неохотно.
Как прокомментировали в компании Genser, в условиях дефицита популярных моделей практически все московские дилеры перестали оговаривать точные сроки поставки автомобилей. Это связано с тем, что рост российского автомобильного рынка уже несколько лет подряд значительно опережает даже самые оптимистичные прогнозы маркетологов. При этом автомобильное производство является плановым, планы расписаны на год вперед и строятся на этих неверных расчетах. Результат – дефицит и организация дополнительного производства, при котором, как правило, и возникают сбои в поставках.
«Официальный дилер – всего лишь посредник между производителем и покупателем. Он максимально заинтересован в том, чтобы доставить автомобиль клиенту точно в срок, но при задержке поставки повлиять на ситуацию просто не в силах, - комментирует директор по развитию отдела маркетинга компании Genser Наталья Быкова. - Тем не менее, мы всегда стремится найти разумный компромисс в общении с потерявшим терпение клиентом в случае длительной задержки автомобиля, которые, к счастью, случаются не так уж и часто. Нередки случаи, когда машины приходят и раньше планируемого срока».
Противоположная сторона видит ситуацию несколько иначе и надеется, только на новые законы и их исполнение. «При сегодняшнем ажиотажном спросе дилеры думают в первую очередь о прибыли, а не о потребителе, - подытоживает вице-президент «Общества потребителей автотехники» и начальник юридической службы «Союза потребителей России» Антон Недзвецкий. – Но будем надеяться, что поправки к закону «О защите прав потребителей» все-таки пройдут, и это сыграет свою роль, ситуация наладится».
Комментарии