Утечки по “делу Политковской” на руку только заказчикам убийства

На модерации Отложенный Неделю назад Генеральный прокурор Юрий Чайка объявил, что арестованы подозреваемые в убийстве Анны Политковской. Десять человек, в том числе сотрудники МВД и ФСБ, бывшие и действующие.

Несомненно, это была сенсация. Следственные органы продемонстрировали небывалую эффективность в расследования убийства журналистки. Генпрокуратура имела полное право гордиться своей работой. Но события последующих дней сильно скомкали произведенный эффект.

Подполковник ФСБ Павел Рягузов, которого первым назвали в числе арестованных, как выяснилось, был арестован совсем по другому делу, причем Московский областной военный суд вчера признал его задержание незаконным.

В четверг Генпрокуратура освободила двух других задержанных по делу Политковской, и, судя по газетным публикациям, не исключено, что в ближайшее время выйдут на свободу еще несколько человек, имеющих алиби.
В результате теперь совершенно непонятно, кого и за что арестовали. СМИ пестрят опровергающими друг друга версиями. Утечки — правдоподобные и бредовые — текут как из крана.

Некий безответственный сотрудник — то ли из МВД, то ли из прокуратуры, то ли прямо из СИЗО — “слил” фамилии задержанных в одну из газет, когда Чайка еще даже не закончил свое выступление. С этого момента “сведения из источников, близких следствию” не сходят с полос. И что там правда, что ложь у этих “источников” — поди разберись.

Во всей этой кутерьме успех следствия стал выглядеть уже как-то не очень солидно. Генпрокурор выступил по пословице “поспешишь — людей насмешишь”.

Очевидно, что следствие сейчас находится на стадии очень хороших проработок. Но это предварительные проработки. Они еще не окончательные, не доказанные на сто процентов, не подкрепленные свидетельскими и документальными доказательствами. Для того чтобы имеющиеся материалы превратились в неоспоримую истину, следственной группе предстоит проделать огромную работу, и гласность в данном случае может ей здорово навредить.


К тому же у задержанных наверняка есть подельники. Есть заказчик, который, как сказал Чайка, находится за границей. Есть посредники между ним и преступниками. Есть другие связи киллеров — родственники и знакомые, которым тоже что-то известно. Есть, кстати, женщина, которая, как выяснилось сразу после убийства, следила за Политковской в супермаркете. Среди задержанных нет женщин. Значит, она на свободе и знает, кто задержан и кого ей следует избегать…

Генпрокурор в прошлый понедельник сказал очень много. “Сливы” в газеты наполнили нарисованную им абстрактную схему конкретикой. Сторона убийц благодаря этому оказалась вооружена информацией, которая поможет ей сейчас препятствовать расследованию.

Редакция “Новой газеты” и сын Анны, Илья, тесно сотрудничали со следствием. Они в курсе того, как шло расследование, и не сомневаются, что арестованы люди, которые действительно имеют отношение к убийству.

Когда в 96-м году по “делу Холодова” была арестована группа офицеров, подозреваемых в причастности к его убийству, редакция “МК” тоже не сомневалась, что они арестованы обоснованно. Однако в суде дело развалилось. Доказательств, собранных прокуратурой, судьям оказалось недостаточно.

Нам бы очень не хотелось, чтобы расследование убийства Анны Политковской закончилось таким же горьким провалом.

МЕЖДУ ТЕМ

Адвокат Джабраила Махмудова — одного из арестованных по делу об убийстве обозревателя “Новой газеты” Анны Политковской — заявил о применении к его подзащитному физической силы. “У моего подзащитного отбиты все почки. При этом следов никаких на теле нет”, — утверждает Мурад Мусаев. Это уже вторая жалоба защиты Махмудова на недозволенные методы ведения следствия и применение физической силы. По словам Мусаева, после первой жалобы методы следствия “стали еще изощреннее”.