Эстония: \"игра в разведчиков\" и реконструкция террора
На модерации
Отложенный
В Эстонии в 14-й раз состоялась военно-спортивная игра «Поход «Эрны», в ходе которой проводится реконструкция событий 1941 года. По результатам «игры» стало ясно, что процесс героизации фашизма в Эстонии фактически завершен.
Как известно, в ходе таких игр их участники каждый раз примеряют на себя чужие роли и, порой, чуждые мундиры. Реконструкция военных действий невозможна без участия всех «воюющих сторон» – кто-то должен играть за наших, а кто-то – за врагов. Поэтому долгие годы на «Поход «Эрны» не обращали особого внимания. Даже с учетом того, что эстонцы «своими» всегда считали диверсионную группу Абвера «Эрна». Со временем игра стала интернационализироваться, а успехи эстонских историков в переписывании событий Второй Мировой войны шли семимильными шагами, и в результате реконструкция обрела политическую концепцию: операция Абвера на эстонской земле стала представляться как эпизод борьбы за свободу Эстонии и всей Европы, которую эстонцы, финны и германские нацисты вместе вели против СССР. Такая трактовка и ее активная пропаганда за пределами Эстонии встревожили общественность, причем не только в России, но и в Европе.
Судя по всему, эта реакция на фальсификацию истории уже запоздала. Министр обороны Эстонии, в ответ на появившуюся критику, сделал заявление, содержащее однозначную оценку похода «Эрны». Посетив 10 августа базовый лагерь участников реконструкции в Каутла, Яак Аавиксоо сказал следующее: «К сожалению, это мероприятие, проведенное вместе с партнерами и друзьями, не прошло без лживой и клеветнической кампании российской пропагандистской машины. Возмутительно, что высокие российские политики и их приспешники защищают бойцов истребительных батальонов НКВД, творивших насилие в 1941 году на территории оккупированной Эстонии... Им противостояли бойцы отряда «Эрна» в финских мундирах, воевавшие против советской агрессии во время Финской войны. Перед ними стояла важная задача – защитить местное население от злодеяний НКВД».
«Эстонскому народу это (реконструкция похода «Эрны» – прим.) напоминает о борьбе храбрых людей за свободу Эстонии, о защите невиновных простых жителей от превосходящего по численности и жестокого врага, который после высылки в июне 1941 года женщин, детей и стариков не постыдился здесь же, в Каутла, заживо сжечь людей в их домах», – добавил Аавиксоо.
Представители ряда антифашистских, ветеранских и общественных организаций Эстонии были крайне возмущены оценкой, которую дал министр обороны Эстонии событиям, положенным в основу военно-исторической игры, – высадке диверсионной группы Абвера с территории Финляндии в тыл оборонявшим Эстонию от фашистов советским войскам. Арнольд Мери, ветеран Эстонского стрелкового корпуса, Герой Советского Союза, председатель Антифашистского Комитета Эстонии заявил корреспонденту «Росбалта»: «Это ни в какие ворота не лезет – додуматься до того, что абверовские диверсанты защищали мирное население от НКВД, а наши истребительные батальоны записать в каратели».
Очевидец тех событий, Мери напомнил, что из эстонцев, призванных в Красную армию, было создано около 20-ти истребительных батальонов, и на 90% это были боевые подразделения, хотя в отдельных случаях руководство ими со стороны НКВД Мери не исключает. Ветеран отметил, что в первый бой, который был дан фашистам в Эстонии, вступил Пярнуский истребительный батальон в районе Хяядемеесте. Эти батальоны также защищали Вильянди, а сформированные из них два истребительных полка без преувеличения являлись основой обороны Таллина. «Причисление наших истребительных батальонов к карателям – чушь собачья!», – говорит Арнольд Мери.
Андрей Заренков, секретарь Антифашистского комитета, в свою очередь отмечает, что от Аавиксоо трудно было ожидать чего-то иного – ведь он один из главных идеологов переноса «Бронзового солдата». Нельзя забывать и то, что нынешний министр долгое время был ректором Тартуского университета, и в силу этого является духовным наставником многих эстонских политиков национал-радикального толка, носителей «тартуского духа». «Как он их воспитал – четко видно из его обращения к ветеранам СС в Синимяе, – говорит Заренков. – Миф о фашистах-освободителях и их подвигах по «освобождению» Эстонии от коммунистов – всего лишь итог пренебрежительного отношения к мировому опыту и одновременно попытка перекройки истории в свою пользу. Нельзя не видеть тех очевидных выгод, которые принес эстонцам миф о (советской) оккупации». Заренков также рекомендовал министру обороны Эстонии «вытащить из своего глаза бревно», прежде чем говорить о «клеветнической кампании со стороны России».
Димитрий Кленский, один из лидеров народной дружины «Ночной Дозор», считает, что заявление Яака Аавиксоо шокирует наглостью, лживостью и демагогией, а в целом – пещерной русофобией. «Мне – гражданину Эстонии и Евросоюза – стыдно за нашего министра, представляющего европейскую страну, который на момент своего заявления знал о намерении ЕС осудить этой осенью восхваление нацистских преступников в Эстонии и проведение игры «Эрна», – подчеркивает Кленский. По его мнению, лживость заявления министра обороны доказывают следующие факты.
Во-первых, речь идет не о разведывательной, а о разведывательно-диверсионной группе «Эрна».
В «Эрну» входили не только эстонцы – подготовленные в Финляндии германской военной разведкой (Abwehr) и Полицией безопасности (SD), – но и бандиты из числа т.н. «лесных братьев», у которых руки по локоть в крови. Именно своими кровавыми деяниями группа «Эрна» обнаружила себя и затем была уничтожена в Каутла 1 августа 1941 года истребительным батальоном, состоявшим, кстати, из эстонцев!
Во-вторых, министр запутывает: истребительные батальоны того времени не имеют ничего общего с войсками НКВД – это были отряды советских и партийных активистов-добровольцев, которых бросали на передовую, в места прорыва немцами линии фронта, направляли на уничтожение бандитских формирований в советском тылу.
В-третьих, министр сознательно лжёт, когда говорит, что высокопоставленные российские политики защищают преступления НКВД. И не об НКВД в данном случае речь. Аавиксоо заявляет о защите «Эрной» мирного населения от репрессий НКВД, но молчит о кровавом терроре прославляемой в сегодняшней Эстонии группы, чинившей расправу над советскими и партийными работниками – этих людей убивали вместе с членами семей, сжигали их жилища. Часто на телах убитых вырезали букву «Е» – в подтверждение того, что злодеяние совершено именно группой «Эрна». Достоверные сведения об этом все послевоенные десятилетия хранились в эстонских архивах и были доступны советским историкам. Но сегодня вы не найдете их в Государственном архиве ЭР в Таллине на ул. Мадара – они либо изъяты, либо уничтожены. Внятного объяснения этому факту руководство архива не даёт. Вот так и переписывается в Эстонии история Второй Мировой войны!
В-четвёртых, по мнению Дмитрия Кленского, утверждая, что в памяти эстонского народа «Эрна» останется группой отважных мужчин, боровшихся за независимость Эстонии, Аавиксоо выступает открытым апологетом Гитлера и гитлеризма. Ведь группа «Эрна» напрямую подчинялась военному командованию нацистской Германии.
И, наконец, в-пятых. Заявляя, что эстонский народ понес тяжелые людские потери от двух тоталитарных систем – гитлеровской и сталинской, министр Авиксоо «забывает», что почти сто тысяч граждан Эстонии (каждый четвертый мужчина страны) воевал либо в мундире Красной Армии, либо в мундире Вермахта и СС. А потому плач министра по поводу невинных жертв, которые понес «мирный» народ Эстонии, фальшив и циничен, отметил Дмитрий Кленский в интервью корреспонденту ИА «Росбалт».
Увы, любой, кто выступает сегодня против героизации эсэсовцев, получает в Эстонии ярлык врага, причем вешает его не кто-нибудь, а эстонская спецслужба – Полиция безопасности (КАПО). Годовой отчет этой организации – любопытнейшее чтиво. Там без малейшего учета презумпции невиновности и каких-либо доказательств публикуется список врагов эстонской нации. В текущем году в этом списке оказались все вышеупомянутые респонденты «Росбалта». Кроме того, за идеологическим «единством нации» на основе реваншистского мифотворчества, за недопущением инакомыслия следят и спецслужбы, и штатские учреждения Эстонии.
Примечательно, что на этот раз заявления Аавиксоо шокировали даже ряд эстонских интеллигентов. Впрочем, не по смыслу – видимо, смысл удовлетворил всех. Просто профессор Таллиннского университета Рейн Руутсо испугался за репутацию Эстонии и внутреннюю безопасность страны, которая, как показали апрельские события, очень хрупка. «Можем ли мы убедительно представлять на международной арене всё связанное с «Эрной» – так, чтобы это не было частью завоевательной или, вернее, истребительной войны Германии?», – обозначил свое беспокойство Руутсо в газете Eesti Päevaleht. Профессор обращает внимание на то, что бойцы «Эрны» прибыли из Финляндии и носили финские мундиры, а Финляндия 1941 года была союзником нацистской Германии, и поддержка «Эрны» была ее вкладом в войну Гитлера на Востоке. Призывая к умеренности, профессор выдвигает следующий аргумент: «Я не представляю, каким образом наши неэстонцы могут испытывать гордость за миссию, которая должна была помочь поработить Россию, как этого желал Гитлер».
Однако даже такая трактовка, не отвергающая мифа о борьбе «за свободу Европы», в которой эстонцы, плечом к плечу с немецкими, норвежскими, голландскими и бельгийским нацистами, вели сражение с Россией, вызвала раздражение властей. Ответил профессору его «работодатель», министр образования Тынис Лукас. Комментируя статью Руутсо, он заявил: «Я бы задал риторический вопрос: из-за того, что две большие державы заключили между собой секретный договор, маленький народ должен был позволить себя уничтожить – ради того, чтобы потом не попасть под суд?». «Я считаю, что деятельность красных истребительных батальонов была столь жестокой, что тем, кто вмешался, мы должны ставить памятники», – добавил он, полностью оправдывая военные преступления «Эрны».
Ошибаются те, кто говорит, что в Эстонии идет процесс героизации фашизма. Он там уже завершен. Единственное, что можно сегодня противопоставить эстонским реваншистам – это попытаться не допустить распространения созданных ими опасных мифов по всей Европе. Получится ли? История с «Бронзовым солдатом» наглядно доказала, что у людей, открыто прославляющих нацистов, немало союзников в ЕС и даже в России, в том числе во властных и деловых кругах.
Комментарии