Олимпийское движение становится заложником интриг мировых держав

На модерации Отложенный

В мире активно обсуждается решение американских парламентариев о принятии в палате представителей разу двух резолюций с требованием бойкотировать пекинскую Олимпиаду 2008 года. Несмотря на разные трактовки этого события, стало окончательно понятно: как и 17 лет назад, во время проведения Олимпиады в Москве, и четыре года спустя в Лос-Анджелесе, спорт опять становится заложником мировой политики.

С помощью спортивных соревнований и мероприятий ряд государств начинают, так или иначе, шантажировать своих конкурентов и лидеров «неугодных» стран.

В следующем году в Пекине официально откроются летние Олимпийские игры. Это произойдет 8 августа 2008 года в 8 часов вечера. Китай уже начал отмечать дату «последнего отсчета» до Игр. К этому времени в олимпийских городах (Пекин, Тяньцзинь, Циньхуандао, Шэньян, Циндао и Гонконг) должно пройти 63 мероприятия.

Само словосочетание «Олимпиада в Пекине» уже давно стало почти нарицательным. Ведь именно с того самого момента, когда китайская делегация радовалась своей победе, факт того, что Олимпийские игры пройдут именно в Китае, у многих вызвал далеко не однозначную реакцию. Экологи и правозащитники не стеснялись в выражениях. «Отсутствие гражданских свобод, авторитарный или даже диктаторский режим, ужасающее загрязнение Пекина» – вот лишь немногое из того, что еще четыре года назад стали слышать китайские власти в свой адрес. Впрочем, так далеко, как на минувшей неделе, ситуация еще не доходила. Никогда вопрос о бойкоте не стоял столь открыто.

Справедливости ради отметим, что за оставшийся год до начала Олимпиады Китаю предстоит еще очень много сделать. Среди наиболее острых проблем – и та самая экология и транспорт, и «повышение культурного уровня граждан», и распространение английского языка. Да и обвинения правозащитников со счетов сбрасывать не стоит. Совсем другой вопрос, что, как оказывается, нередко «обвинители» преследуют не гуманные цели, о которых они говорят, а свои личные политические интересы, либо попросту лоббируют интересы крупного бизнеса, не сумевшего попасть в предолимпийскую обойму. Недаром основные мировые лидеры «недоумевают» от самого факта бойкота.

«Антиолимпийский» уклон

Нынешние мировые реалии не оставляют сомнений: спорт как явление международное и массовое не оторвать от политики. Однако до нового бойкота Олимпийских игр дело все-таки вряд ли дойдет. Экономическая глобализация предпочитает «реальполитик», а пассионарное время «Москвы-80» и «Лос-Анджелеса-84» прошло. Призывы бойкотировать Олимпийские игры в Пекине звучат довольно настойчиво не только с правозащитных, но и с политических трибун, но не получают поддержки ни правительств, ни спортивного чиновничества, ни бизнеса, уже вложившегося в прибыльные проекты.

Например, зампредседателя Европарламента британец Эдвард Макмиллан-Скотт призвал европейских спортсменов бойкотировать Игры в Пекине, обвинив китайские власти в массовом нарушении прав человека, преследовании инакомыслящих, поддержке проблемных режимов и даже геноциде. Однако в целом Европарламент, критикуя политику китайских коммунистов, воздерживается от таких радикальных шагов. А глава Британской олимпийской ассоциации Саймон Клегг и вовсе выразил недоумение. «Это нечто из ряда вон выходящее, – сказал он, выступая по Би-би-си. – И уж конечно, Европарламент не имеет абсолютно никакого влияния на 48 национальных комитетов, которые составляют МОК».

Аналогичной была реакция главы Национального олимпийского комитета Франции Анри Серандура на предложение одного из бывших кандидатов в президенты Франсуа Байру бойкотировать Пекин. Он был «удивлен».

Президент МОК бельгиец Жак Рогге, открывая в Пекине отсчет дней до начала Олимпиады-2008, приветствовал состояние подготовки Китая к Играм и отмечал лишь «гигантский объем строительных работ», прогресс в области транспорта и экологии.

В свою очередь «Репортеры без границ» призвали национальные олимпийские комитеты, МОК, спортсменов, всех, кому дороги спорт и права человека, публично выразить беспокойство бесчисленными нарушениями элементарных свобод в КНР, сказал корреспонденту «Новых Известий» генеральный секретарь этой организации Робер Менар, сообщив, что он направил соответствующее письмо президенту МОК. «Не должен МОК склоняться перед экономическими интересами тех, для кого Китай главный рынок и не хочет никаких помех своим делам. Правительства демократических государств, которые еще надеются, что Олимпиада поможет улучшить ситуацию с правами человека в Китае, ошибаются. Их «конструктивный диалог» ведет в никуда».

Более того, недовольство «Пекином-2008» выражают и сотрудники международной правозащитной организации Amnesty International. Не без их помощи в Афинах группа активистов начала «альтернативную» эстафету олимпийского огня, чтобы выразить отношение к соблюдению прав человека в Китае.

Кстати, с эстафетой связан и еще один в полной мере политический скандал. Как рассказали «НИ» в МИД непризнанной Китайской республики на Тайване, эта страна «отказалась стать частью эстафеты олимпийского огня для Игр-2008 в Пекине, возложив ответственность за последствия своего отказа на Международный олимпийский комитет и олимпийский комитет КНР, которые «не учли пожеланий» острова». Тайвань был согласен на участие в эстафете олимпийского огня только в том случае, если бы огонь был доставлен на остров из «третьей страны», а затем передан «в четвертую», но не в Китай. Согласно плану, обнародованному в Пекине, огонь должен был быть доставлен на Тайвань из вьетнамского Хошимина, а затем переправлен в специальный административный район КНР Сянган (Гонконг). «Китайские власти, скорее всего, будут представлять этот эпизод, как передачу огня из «китайского Тайбэя» в «китайский Гонконг», а затем в другие города КНР, что станет попыткой представить Тайвань частью внутреннего отрезка эстафеты олимпийского огня», – рассказали «НИ» в олимпийском комитете Тайваня.

Так или иначе, но даже в США, где конгрессмены по сути первыми выступили с инициативой бойкота, она пока так и не нашла поддержки ни у администрации Джорджа Буша, ни в деловых кругах.

«Абхазия-2014»

Не исключено, что европейские и американские парламентарии и неправительственные организации будут стремиться использовать Олимпийские игры для критики сначала китайского, а через год-другой и российского руководства. В частности, огромный резонанс вызвали слова вице-премьера российского правительства Александра Жукова о том, что непризнанная Абхазия станет одним из поставщиков строительных материалов для Сочи. По его словам, в республике могут быть построены цементные заводы, которые будут поставлять продукцию на строительные площадки Олимпийской деревни. Грузинская сторона отреагировала моментально: «Любые политические спекуляции по поводу включения Абхазии, строительства олимпийских объектов в Сочи без предварительных переговоров между соответствующими органами РФ и Грузии только негативно скажутся на стабильности в регионе и могут повредить имиджу будущих Олимпийских игр в Сочи», – заявили в пресс-службе посольства Грузии в Москве.

Примирение Кубертеном

Главный международный тезис основателя олимпийского движения Пьера де Кубертена «О спорт, ты – мир!», как показывают последние годы, все-таки имеет право на существование. Например, футбол и крикет уже превратились в настоящее дипломатическое оружие. Как рассказал «НИ» представитель Патриотического союза Курдистана в России Саид Шорш, к 2003 году именно чемпионаты Ирака по футболу были последней связующей ниточкой между режимом покойного Саддама Хусейна и фактически независимой Курдской автономией на севере страны. А футбольные матчи между командами Ирана и США, начиная с 1998 года, остаются единственной «линией контактов» между непримиримыми геополитическими противниками. Наконец, недавняя победа сборной Ирака в Кубке Азии продемонстрировала, что спорт в этой разоренной войнами стране по-прежнему является «чертой национальной гордости». К этому можно добавить, что именно товарищеский матч между сборными Индии и Пакистана по крикету в 2005 году послужил исходной точкой для взаимного примирения.

Не случайно на этом матче «неформально» присутствовали президент Пакистана Первез Мушарраф и его тогдашний индийский коллега Абдул Калам.
ГИТЛЕРА НЕ БОЙКОТИРОВАЛИ

На право проведения Олимпийских игр 1936 года претендовало 11 городов с трех континентов, в том числе 9 – европейских, а из них – четыре германских. Решение в пользу Берлина было принято в 1932 году, то есть за год до прихода нацистов к власти. За полгода до летней Олимпиады в марте 1936 года в немецком Гармиш-Партенкирхене прошли зимние Олимпийские игры. Несмотря на прокатившуюся по всему миру волну протеста против проведения Игр в Берлине, в столицу Третьего рейха съехались спортсмены 49 стран. Советский Союз не принимал участия в берлинских играх, как, впрочем, и во всех прочих играх до 1952 года в Хельсинки. Во время торжественного открытия игр Гитлер и члены Международного олимпийского комитета выходили на трибуну под оглушительное скандирование всего стадиона: «Хайль! Зиг! Хайль! Зиг!» Победа Германии в командном зачете по количеству медалей была активно использована нацистской пропагандой в качестве доказательства превосходства арийской расы над всеми остальными.


От терактов до бойкотов

1. В сентябре 1972 года на летней Олимпиаде в Мюнхене произошла чудовищная трагедия – восемь террористов, принадлежавших к печально известной организации «Черный сентябрь», захватили 11 израильских атлетов-олимпийцев. Они требовали выпустить из тюрем Израиля и Западной Европы в общей сложности 250 своих соратников. Власти ФРГ, к несчастью, не сумели спасти заложников – все они погибли.

2. За восемь месяцев до старта Олимпийских игр 1980 года в Москве Советский Союз ввел войска в Афганистан. В ответ президент США Джимми Картер объявил бойкот Олимпиаде в СССР. Вскоре к американцам присоединились ФРГ, Канада, Япония и еще около четырех десятков стран. Кроме того, отдельно от американцев и их союзников московскую Олимпиаду проигнорировали и представители Китая, у которого были свои разногласия с Советским Союзом.

3. Через четыре года руководством СССР было решено вернуть должок американцам. Формальной причиной бойкота Олимпиады-1984 в Лос-Анджелесе стало «грубое нарушение американской стороной Олимпийской Хартии, отсутствие должных мер безопасности для делегации СССР и развернутая в США антисоветская кампания». Примеру СССР последовали 12 соцстран. Однако представители Югославии, Румынии и КНР все же отправились в Америку. Интересно, что президент США Рональд Рейган собирался с помощью президента МОК Хуана Антонио Самаранча уговорить генсека ЦК Черненко, только что пришедшего на смену умершему Андропову, отменить бойкот. По замыслу главы Белого дома, руководители двух сверхдержав должны были вместе открыть Олимпиаду. Но в последний момент советники Рейгана отговорили босса от такого поступка.

4. В 1992 году сборной Югославии по футболу запретили участвовать в финальной стадии чемпионата Европы в Швеции. В то время в отношении этой страны действовал режим жестких международных санкций, а на территории самого государства шла гражданская война. Вместо югославов было решено пригласить на европейское первенство сборную Дании, которая заняла второе место в отборочной группе. Датских футболистов, говорят, «вызванивали» с пляжей – они уже находились в отпусках. Тем не менее, именно датчане, вопреки всем прогнозам, сенсационно стали чемпионами Европы.

5. В сентябре 1973 года в Чили произошел военный переворот, в результате которого к власти в стране пришла военная хунта во главе с Аугусто Пиночетом. В это же время в Сантьяго должен был состояться ответный стыковой матч за право участия в чемпионате мира по футболу 1974 года между сборными Чили и СССР. Стадион, на котором планировалось провести матч, был превращен в концлагерь для оппозиции. Руководители СССР запретили национальной сборной лететь в Южную Америку. Советской команде в итоге было засчитано техническое поражение за неявку, и она автоматически лишилась путевки на мировое первенство.

6. На Олимпиаде в Хельсинки 1952 года футбольная сборная СССР в 1/8 финала уступила соперникам из Югославии со счетом 1:2. Поражение получило громкий политический резонанс, поскольку отношения между лидерами двух стран – Иосифом Сталиным и Йосипом Броз Тито в тот момент были, мягко говоря, напряженными. Было принято решение расформировать ЦДСА (нынешний ЦСКА) – базовую команду сборной. В соответствующем постановлении было сказано, что поражением от югославов «был нанесен серьезный ущерб престижу советского государства». А за «безответственное поведение в поединке с Югославией» главный тренер сборной Борис Аркадьев был лишен звания заслуженного мастера спорта. Лидеров команды Анатолия Башашкина и Константина Крижевского дисквалифицировали на год, а знаменитого футболиста Константина Бескова официально обвинили в трусости.

Составил Александр КОЧЕТКОВ

Владимир САЛЬНИКОВ, пловец, четырехкратный олимпийский чемпион:

– Cказать, что мы все, вся советская сборная, узнав о бойкоте западными странами Олимпиады в Москве, испытали шок, значит, ничего не сказать. Это было одно из сильнейших потрясений жизни. Неприятных потрясений. Со многими своими соперниками я дружил. С основным из них – американцем Гуделлом – общаюсь до сих пор. Так вот, я видел, как американские пловцы, узнав, что не поедут в 80-м в Москву, плакали. Но я даже предположить тогда не мог, что через четыре года окажусь в такой же ситуации. В то время я был на пике формы, готовился повторить успех Московской Олимпиады на дистанциях 1500 и 400 м. Результаты, показанные на соревнованиях «Дружба-84», устроенных взамен поездки в Лос-Анджелес, были хорошими, но удовлетворения не принесли. Многие великие спортсмены, чей талант еще мог бы раскрыться, ушли из спорта. Это самое обидное. Но, конечно, тогда никто в открытую не говорил, что ту Олимпиаду у нас украли. Мы понимали, что спорт был частью идеологии, но не понимали, почему из-за этого должны ломаться людские судьбы?



Евгений ЛОВЧЕВ, футболист, защитник сборной СССР 1970-х годов:

– В отборочном турнире чемпионата мира 1974 года мы попали в одну группу со сборными Франции и Ирландии. В других подгруппах было по четыре сборных. Поэтому было принято решение, что лучшая из трех команд сыграет дополнительные стыковые матчи за путевку на мировое первенство с победителем третьей отборочной южноамериканской группы. Как выяснилось позже, с чилийцами. На дворе стоял сентябрь 1973 года. По телевидению нам постоянно объясняли, что в Чили какая-то хунта во главе с неким злым генералом Пиночетом сместила дружественный нам режим Сальвадора Альенде. Показывали, как обстреливается резиденция Альенде, а также забитый пленными центральный стадион в Сантьяго. Мы, футболисты, стали волноваться: состоится ли в таких условиях наша встреча с чилийцами? Первый стыковой матч проходил в Москве. По телевидению его не показывали, афиш на улицах совсем не было. Тем не менее на трибунах «Лужников» собралось более шестидесяти тысяч человек. К сожалению, мы не смогли забить, и матч завершился нулевой ничьей. Спустя годы уверен: если бы мы одержали убедительную победу (скажем, 3:0), то руководители страны дали бы нам добро на поездку в Чили. И мы бы играли на том самом злополучном стадионе. На худой конец матч перенесли бы в другой город. Но после посредственной игры в Москве в Кремле и на Лубянке, видимо, испугались, что мы проиграем хунте. И нас просто не отпустили на ответный матч. Естественно, в ФИФА нам засчитали поражение за неявку. Надо отметить, что мы, футболисты советской сборной, не очень-то расстроились этому обстоятельству. Мы верили почти всему, что печатали в газетах. Возмущались действиями хунты, сочувствовали сторонникам Альенде. А я и вовсе был еще молодым человеком – всего-то 23 года. Думал, что у меня впереди еще много матчей, и это не последний шанс отправиться на мировой чемпионат. Словом, ситуацию не драматизировал. Кстати, на мировом первенстве в Германии чилийцы были одной из слабейших команд. Лишь года три назад я увидел кадры исторической кинохроники – в день матча в Сантьяго чилийская сборная приехала в полном составе на стадион и забила символический гол в пустые ворота нашей команды. Кстати, и зрители на трибунах были. Но в 1973 году нам об этом фарсе ничего не рассказывали…

Подготовили Оксана ТОНКАЧЕЕВА и Александр КОЧЕТКОВ