Подрыв поезда «Невский экспресс» заставил россиян еще раз задуматься о своей уязвимости перед терактами
На модерации
Отложенный
Вчера крушение поезда № 166 «Невский экспресс» официально было названо терактом. Сила прогремевшего взрыва равнялась двум-трем килограммам в тротиловом эквиваленте. Состав, мчавшийся со скоростью 130 км/час, перелетев по мосту через реку Черную, пошел под откос. Два пассажирских вагона и вагон-ресторан, находившиеся в середине состава, упали на бок, остальные сошли с рельсов в вертикальном положении. К счастью, никто не погиб, но пострадали около 60 человек. Все пострадавшие получат компенсацию – 12 тыс. рублей. Опасаясь новых атак, силовики усилили охрану вокзалов крупных городов России.
13 августа «Невский экспресс» был заполнен едва ли наполовину – на него был продан 231 билет. Кроме пассажиров, в поезде были 20 членов поездной бригады. Обычно эти скоростные поезда летят 200 км/час. Но на 179-м километре в районе Малой Вишеры машинист несколько снизил скорость из-за ремонтных работ на полотне до 130 км/час. Это и спасло состав. За несколько секунд до моста через реку Черная машинист услышал хлопок, а пассажиры почувствовали провисание вагонов. Успев промчаться через реку, локомотив стал экстренно тормозить, три вагона на ходу опрокинулись на бок, остальные девять вагонов сошли с рельсов, но устояли вертикально. По словам проводника Андрея Власова, громкий хлопок раздался под средними вагонами. «Сначала никто ничего не понял, затем состав резко затормозил и сошел с рельсов, – пояснил Андрей Власов. – Люди немедленно посыпались из вагонов, проводники бросились помогать раненым». Проводники седьмого вагона, описывали полутораметровую воронку под рельсами и говорили: «Слава богу, что не было пожара. Мы бы не выбрались и не вытащили людей».
В Великом Новгороде о ЧП узнали через несколько десятков минут. Тут же в сторону трассы на Санкт-Петербург по городу помчались машины «скорых». В Новгородской областной больнице закрыли приемный покой в ожидании тяжелых раненых. В час ночи из Санкт-Петербурга прибыли автобусы с рабочими Октябрьской железной дороги, которые должны были ликвидировать последствия взрыва.
К этому времени уже прозвучала версия о теракте, так что к опрокинувшемуся поезду допускали только ремонтные и следственные бригады.
В это время в Малую Вишеру въехала вереница автомобилей с питерскими номерами – это прибыли родные пассажиров. Водители будили местных жителей звонками в двери, прося показать дорогу до Центральной районной больницы. Туда были отправлены все пострадавшие в аварии. В приемном покое было столько людей, что это напоминало кадры военной хроники. Перевязанные и полураздетые люди сидели на кушетках, некоторые оставались на каталках. Рядом лежали рентгеновские снимки и бутылки с минеральной водой. К счастью, никто не погиб, но пострадали около 60 человек: 27 пассажиров получили сильные травмы, ушибы, у троих переломы, двое человек находятся в тяжелом состоянии.
«У пассажиров, которые находятся здесь, уже все хорошо, – на ходу сказал корреспонденту «Новых Известий» хирург Маловишерской районной больницы Николай Бовкуш. – Они только ждут, когда за ними приедут родные. Двоих тяжелых с переломами позвоночников мы направили на реанимобилях в Санкт-Петербург. В Новгород решили никого не отвозить: все тяжелораненые – жители Питера, оттуда за ними и «скорые» пришли».
После осмотра врачей каждого пострадавшего опрашивали следователи. «Да я вообще подумала, что это какая-то шутка, и все произошло не со мной, – рассказала «НИ» москвичка Анастасия Кузнецова, она лежала на кушетке, положив голову на свою дорожную сумку. У нее были раны ног. – Мы с коллегами в командировку в Питер ехали. Сидели вечером в вагоне-ресторане. Ребята говорят, что взрыв слышали, а мне просто показалось, будто поезд обо что-то споткнулся, как будто хулиганы кирпич положили на рельсы. А потом все стало падать. Меня почему-то тарелкой ударило. Вот синяк на щеке». Вокруг девушки собрались несколько ее коллег. Один из них – Сергей – первым выбрался из вагона-ресторана. Нашел булыжники и стал бить стекла, чтобы люди могли выбраться из завалившегося на бок вагона. Он еще успел забрать свои вещи и вещи своих друзей.
К счастью, среди серьезно пострадавших не было детей. Досталось по большей части проводникам и обслуживающему персоналу вагона-ресторана. Из-за официанта Андрея в коридоре больницы разгорелся скандал. Парень пришел в себя, лежа на каталке. Он не захотел отправиться в Питер на прибывшем за ранеными поезде, попросил у пассажиров телефон и вызвал свою жену из Питера. Как его не переубеждали врачи, официант не решился отправиться в больницу по железной дороге.
Все пострадавшие получат страховое возмещение в размере до 12 тыс. рублей в зависимости от тяжести полученных травм. Страховой взнос в размере 2,3 рубля включается в стоимость билета при его продаже. А те пассажиры, кто приобрел полис добровольного страхования, могут получить страховую выплату до 250 тыс. рублей, а также компенсацию расходов на лечение, включая медикаменты.
Ближе к утру пресс-служба РЖД распространила заявление о том, что «Невский экспресс» пошел под откос в результате подрыва железнодорожного пути самодельным взрывным устройством.
Под девятым вагоном поезда образовалась воронка диаметром 1,5 метра, там же обнаружены торчащие провода. Следствие по подрыву железной дороги взяла под особый контроль Генеральная прокуратура России. Как рассказали «НИ» сотрудники Генпрокуратуры, уголовное дело возбудили по статье «теракт». «Те, кто это сделал, очень тщательно готовились, так как на этом экспрессе обычно ездят очень обеспеченные люди, – рассказал «НИ» источник в Генпрокуратуре. – Сейчас уже известно, что взрыв был произведен с помощью дистанционного управления. Подрывник, видимо, прятался недалеко от путей. По предварительным оценкам, количество взрывчатки составляло два-три килограмма в тротиловом эквиваленте». По словам источника, местные жители уже сообщили о подозрительной группе людей, которых они видели на путях. Фотороботы предполагаемых преступников уже составляются.
Все поезда дальнего следования были направлены через Ярославль, Вологду и другие пути в объезд аварийного участка. Задержка в пути достигала шести часов. Вчера в первой половине дня на Ленинградском вокзале в Москве было необычайно много пассажиров. В здании вокзала постоянно раздавались сообщения об отмене того или иного поезда направления Москва–Санкт-Петербург. «Теперь даже не знаешь, как лучше до места добираться: самолеты падают, поезда взрывают, – пожаловалась «НИ» москвичка Наталья Еремина. – Мы тут своих близких встречаем с девяти утра, а поезда нет уже три часа». Еще больше не повезло бизнесмену Михаилу Крошенкову, который должен был отправиться в Северную столицу на деловую встречу. «На самолете принципиально не летаю, – рассказал «НИ» предприниматель. – А вот поезда впервые подвели. Теперь перед людьми стыдно, опоздал на сделку». Недовольны огромными задержками поездов и прибывающие в столицу пассажиры. Как рассказала «НИ» одна из проводниц, из-за невроза в ее вагоне то и дело вспыхивали потасовки. «Люди очень волновались из-за взрыва и из-за опоздания поездов. И видимо, на фоне этого постоянно придирались к мелочам в обслуживании и друг к другу, – рассказала она. – За эту ночь мне приходилось пресечь несколько драк».
Подрыв поезда заставил силовиков усилить безопасность. С утра на вокзалах крупных городов милиционеры работали в усиленном режиме. Это почувствовал на себе и корреспондент «НИ». Привокзальная милиция сочла его поведение подозрительным и задержала. Проводила в комнату милиции и отпустила лишь после тщательной проверки удостоверения журналиста.
Ближе к вечеру последствия ЧП у Малой Вишеры были ликвидированы, и по рельсам пошли первые электрички.
КРУПНЕЙШИЕ АВАРИИ ПАССАЖИРСКИХ ПОЕЗДОВ
10 июля 2007 года на перегоне Шувакиш – Исеть Свердловской железной дороги с рельсов сошли девять хвостовых вагонов пассажирского поезда Свердловск – Приобье. Пострадали девять человек. Причиной аварии стала техническая неисправность одного из вагонов.
12 июня 2005 года в Московской области на 153-м километре железной дороги был подорван поезд Грозный – Москва. С рельсов сошли четыре вагона. За медпомощью тогда обратились 42 человека, пятеро из них, в том числе ребенок, были госпитализированы. Сработало безоболочное устройство мощностью три килограмма в тротиловом эквиваленте. В апреле 2007 года за подготовку этого теракта Мособлсуд приговорил к 18 и 19 годам заключения в колонии строгого режима Владимира Власова и Михаила Клевачева.
24 декабря 2003 года в Иркутской области на железнодорожном перегоне Тулун – Утай пассажирский поезд Владивосток – Новосибирск столкнулся на переезде с грузовым автомобилем «КамАЗ». Погибли три человека.
5 декабря 2003 года в Ставропольском крае недалеко от центрального вокзала города Ессентуки в пригородной электричке, следовавшей по маршруту Кисловодск – Минеральные Воды, было приведено в действие заложенное в вагоне взрывное устройство мощностью, эквивалентной 30 кг тротила, и начиненное металлическими предметами. Погибли 47 человек, травмы получили более 180 человек.
1 апреля 2002 года в Москве вблизи Ярославского вокзала пассажирский поезд Москва – Хабаровск столкнулся с маневровым тепловозом. У тепловоза оторвало колесную пару. За медпомощью обратились 22 человека.
11 ноября 2002 года на Балтийском вокзале Санкт-Петербурга из-за неисправности тормозов пустой пригородный электропоезд врезался в здание вокзала. Четыре человека, находившихся на перроне, погибли и несколько человек получили ранения.
25 сентября 2001 года в Ростовской области на перегоне Мечетенская–Атаман с рельсов сошли шесть вагонов и локомотив пассажирского поезда Ростов-на-Дону – Баку. 16 человек получили ранения. Выяснилось, что неизвестные злоумышленники украли 25 метров рельсов.
26 января 2000 года в Новгородской области на перегоне Торбино–Мстинский мост Октябрьской железной дороги пассажирский поезд Москва – Санкт-Петербург столкнулся с товарняком. В результате аварии погиб помощник машиниста, три человека были госпитализированы.
Комментарии