Мэрия настаивает на изъятии земель у неэффективных собственников
На модерации
Отложенный
Московские власти продолжают сражаться за каждый метр дорогой земли. В преддверии приватизации земельных участков товариществами собственников жилья и выкупа земель промышленными предприятиями чиновники заручились нормативными документами, которые позволят мэрии сохранить контроль над наиболее важной городской площадью. Вчера на пресс-конференции руководитель департамента земельных ресурсов Москвы Виктор Дамурчиев рассказал о тех методах, которыми будут руководствоваться его подчиненные, вооружившись постановлением «Об обременениях земельных участков и ограничениях их использования в городе Москве». По словам г-на Дамурчиева, этот документ, который на начальном этапе его разработки вызывал множество вопросов как у членов правительства Москвы, так и у депутатов Мосгордумы, сейчас «прошел уже все согласования и практически принят».
Внешне постановление демонстрирует заботу мэрии о сохранении культурного и природного наследия и подчеркивает планы гармоничного развития города. Но, по сути, этот документ призван предотвратить переход в частные руки земельных участков, которые городские власти сочтут стратегически важными. Для этого будут введены три вида ограничений: запрет приватизации, ограничение или изъятие из оборота земли, зарезервированной мэрией. Однако в реальности, как рассказал г-н Дамурчиев, ограничительных «грифов» на земельных документах, будет больше -- около десяти. И с такой детальной градацией столичной земли, по его словам, «согласилась большая часть землепользователей».
Ограничение «не подлежит приватизации, изъятию из оборота» будет наложено на земли, считающиеся национальными парками, а также «объектами, перечни которых установлены федеральными законами». «Не подлежат приватизации, ограничены в обороте» будут земли в границах технических зон строящихся, проектируемых и уже действующих линий метрополитена, в границах историко-культурных заповедных территорий и санитарно-защитных зон. Ограничение «не подлежит приватизации, зарезервирован для государственных нужд» накладывается на технические зоны при строительстве железнодорожных сооружений, строящихся или проектируемых инженерных коммуникаций, а также по границам земельных участков, зарезервированных для образования особо охраняемых природных территорий. Согласно другой категории обременения, землевладелец «обязан выполнять требования об охране, реабилитации, воссоздании растительного и почвенного покрова» согласно законодательству об охране окружающей среды.
Отдельно прописаны ограничения для земель, на которых расположены объекты культурного наследия -- там можно проводить только работы, связанные с эксплуатацией этих объектов. Также существует категория земель, пользователи которых обязаны «обеспечить проведение эксплуатационными службами аварийно-восстановительных работ по ремонту, обслуживанию и реконструкции подземных коммуникаций и сооружений». Некоторым землевладельцам придется при покупке гарантировать городу «возможность использования части воздушного пространства для размещения нависающих частей сооружений, расположенных на соседних участках».
К зданиям и строениям, согласно еще одному требованию департамента земельных ресурсов, должен быть обеспечен свободный проход, а также беспрепятственное размещение межевых и геодезических знаков.
Не подлежат приватизации, согласно документу, и земли общего пользования и предназначенные для использования в «государственных или общественных интересах», а также земли в пределах береговой полосы. Это ограничение, к слову, может стать самым популярным, так как границы государственных интересов могут легко пересекаться с границами личных интересов чиновников. Правда, г-н Дамурчиев дал понять, что все претензии землепользователям и землевладельцам стоит отправлять на самый верх столичной административной пирамиды. Накладываться все ограничения будут решениями правительства Москвы, а департамент земельных ресурсов, по словам его руководителя, будет лишь «уведомлять, отправляя экземпляр решения».
Правда, землепользователи из числа промышленников, мечтающие оформить наконец участки под своими предприятиями в собственность, могут столкнуться и с другими ограничениями. Ликвидировать дефицит свободной земли чиновники собираются, проверяя эффективность ее использования хозяйствующими субъектами. «Город сжат МКАД, поэтому относиться к земле надо должным образом», -- подчеркнул Виктор Дамурчиев, считающий, что пришла пора изымать неиспользуемые участки предприятий. «В центре города есть множество промышленных предприятий, например, как завод «Красный пролетарий», которые свои земельные ресурсы используют не полностью и где две трети может быть отдано под аренду. -- уточнил он. -- Этого быть не должно». Глава департамента земельных ресурсов пояснил, что возможна и компенсация за избытки площади -- например, налоговые льготы.
Примечательно, что именно такой, «бартерный», подход к компенсациям отличает столичных чиновников от федеральных. Как уже сообщала газета «Время новостей» (см. номер от 7 августа), в Минэкономразвития подготовлен проект закона об изъятии земель в пользу государства, регламентирующий как обстоятельства перехода земли в госсобственность, так и правила компенсаций. Расстроенные скандалом в Бутове и затяжными судебными тяжбами с жителями этого района, добившимися выплат по рыночной стоимости своих соток, столичные чиновники едва ли согласятся с предлагаемыми МЭРТ методиками, ведь законопроект предполагает в том числе и добровольное соглашение (читай -- торг) между властями и землевладельцем. А у владельцев предприятий запросы могут быть и побольше, чем у известной семьи Прокофьевых. Виктор Дамурчиев вчера лишний раз дал понять, что в мэрии далеко не во всем согласны с федеральным законопроектам. «Например, слово «изъятие», которое употребляет МЭРТ, изначально конфликтное, -- пояснил он. -- Надо использовать более благозвучное, такое, как «обмен».
Комментарии