Следственный комитет при МВД намерен арестовать все 100 процентов акций \"Русснефти\"
На модерации
Отложенный
Несмотря на готовящуюся сделку по продаже акций ОАО "НК 'Русснефть'" холдингу "Базовый элемент", следственный комитет при МВД России не собирается прекращать уголовное дело в отношении президента нефтекомпании Михаила Гуцериева. Вчера стало известно, что СК попытался арестовать в Тверском районном суде Москвы 100 тыс. акций "Русснефти", то есть все 100% акций компании. По формальным причинам ходатайство удовлетворено не было.
С ходатайством в Тверской райсуд Москвы 30 июля обратился следователь по особо важным делам СК при МВД Сергей Шамин, расследующий дело об "уклонении от уплаты налогов" и "незаконном предпринимательстве", в рамках которого в мае этого года было предъявлено обвинение президенту "Русснефти" Михаилу Гуцериеву. Ссылаясь на 116-ю статью Уголовно-процессуального кодекса ("Особенности порядка наложения ареста на ценные бумаги"), он "в целях обеспечения возможной конфискации имущества или возмещения вреда, причиненного преступлением", потребовал арестовать 100 тыс. акций "Русснефти", находящихся, как сказано в ходатайстве, у номинального держателя -- Сбербанка РФ. Согласно отчетности компании за первый квартал 2007 года, весь уставный капитал "Русснефти" состоит из 100 тыс. акций. Акции нефтяной компании Сбербанк получил в залог для обеспечения кредита размером $1 млрд, выданного "Русснефти" на срок с 15 декабря 2005 года по 15 декабря 2008 года. Точное количество заложенных акций неизвестно. При этом контрольный пакет акций компании (чуть более 50%) сейчас является предметом судебного разбирательства, Федеральная налоговая служба пытается взыскать их в доход государства через арбитражный суд Москвы.
Заседание в Тверском суде, как стало известно Ъ, прошло без участия прокурора, который должен был обосновать и поддержать ходатайство следователя Шамина. Без объяснения причин он в суд так и не прибыл, хотя и был извещен о дате заседания. Тем не менее судья решил рассматривать дело в его отсутствие. В итоге ходатайство СК было отклонено. В своем постановлении суд указал: СК не представил доказательств того, что акции "Русснефти" находятся у Сбербанка. К тому же выяснилось, что следствие обратилось в суд не по адресу: на территории, которая находится в ведении Тверского суда, расположен сам следственный комитет, тогда как 116-я статья УПК предусматривает арест ценных бумаг судом по месту их нахождения либо "по месту учета прав владельца ценных бумаг".
Вопрос со Сбербанком остался открытым, ходатайство должно быть подано в суд Нижневартовска, где находится реестродержатель "Русснефти" -- ЗАО "Сервис-Реестр".
В СК не смогли ответить на вопрос, продолжат ли следователи добиваться ареста акций "Русснефти". В самой нефтяной компании также не стали комментировать ситуацию.
Между тем акции, ходатайство об аресте которых было подано в рамках уголовного дела против Михаила Гуцериева, формально президенту "Русснефти" не принадлежат. В отчете "Русснефти" за первый квартал 2007 года названы шесть ее акционеров: ЗАО "Миланфо", ЗАО "Млада", ЗАО "Спектр", кипрская компания "Шеддок Трейдинг Лтд", ОАО ИК "Надежность", ЗАО "Евангелика". А господин Гуцериев не значится ни в списке самих акционеров, ни, как выяснил Ъ, в числе их учредителей. Согласно данным информационной системы СПАРК, 100-процентные пакеты акций компаний "Миланфо" и "Млада" принадлежат гражданам России. По сведениям госреестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), акционерами этих компаний являются соответственно Наталия Беспалова и Владимир Васильев. 100% акций ЗАО "Спектр", по данным СПАРК, принадлежат "гражданке РФ", однако в ЕГРЮЛ данные об учредителях компании вчера отсутствовали. В числе акционеров ОАО ИК "Надежность", по данным СПАРК, значатся 500 граждан РФ (ЕГРЮЛ называет только одну Анну Рогову), но всем им принадлежит в общей сложности 3% акций "Надежности". Среди акционеров ЗАО "Евангелика" физические лица вообще отсутствуют, а сведения об учредителях кипрской "Шеддок Трейдинг Лтд" в российских информационных системах нет.
Таким образом, акции "Русснефти" формально оказываются неуязвимыми для следователей. Это означает, что сделка по продаже контрольного пакета акций компании может состояться независимо от расследования уголовного дела.
Комментарии