Хватит навязанных, насилующих образование инноваций

На модерации Отложенный

В рамках Конференции АТП прошло пленарное заседание и состоялся круглый стол директоров средних общеобразовательных школ, посвященный проблемам педагогических инноваций. Предлагаем наиболее значимые фрагменты из выступлений.

Из выступления президента АТП Турбовского Я.С.:
- Почему я избрал темой нашей встречи проблему инновационной и экспериментальной деятельности? Потому что именно эта тема концентрированно выражает связь между словом и делом. И инновация, и экспериментальная работа не могут существовать без деятельности. Причем продуктивной. Поэтому мы всегда должны четко понимать, что имеется в виду, когда говорим об инновации и об экспериментальной работе.
В этой связи хочу сказать: многие педагоги и воспитатели с гордостью заявляют – "мы практики". Но "практиков" в образовании в чистом виде нет.
Педагог не может действовать, не понимая, не отталкиваясь от определенных целей и задач, заложенных в них смыслов. И только понимание этих смыслов определяет эффективность осуществляемой деятельности. При этом надо учитывать, что отечественное образование находится в ситуации непрерывной модернизации. И все, что мы хотим предпринять, должно подчиняться ее требованиям.
Модернизация пришла на смену административному радикальному реформированию. И мы, конечно, можем долго обсуждать, почему реформы не получились, но при этом мы должны понять самое главное: учить и кормить ребенка надо, не откладывая на завтра, сегодня, каждый день.
Школа призвана делать то, для чего она создана. И поэтому при всем неотрицаемом значении даже, казалось бы, подготовленных радикальных преобразований, школа не может находиться в состоянии "ожидания" будущих изменений. И модернизация как стратегия развития образования, основанная на непрерывном совершенствовании, ставится в прямую зависимость от инновационной и экспериментальной деятельности. И очень хорошо, что руководители учебных учреждений понимают, что без ее стимулирования не обойтись. Но все дело в степени ее реальной значимости и эффективности.
А для этого, в первую очередь, надо принципиально различать понятия "инновация" и "эксперимент", признать, что это не синонимы. И если "инновация" должна нести в себе элемент новизны, привносимой практиком в свою деятельность, и только, то для эксперимента одной новизны явно недостаточно.
Эксперимент - это, в первую очередь, выдвижение гипотезы, программно проверяемой в специально созданных условиях. Экспериментальная работа не строится на инновационных порывах и изначально подчиняется строгому замыслу, который ставится в прямую зависимость от методов и способов доказательства. Признание этих принципиальных различий в условиях модернизации - необходимое методологическое требование творческой активности педагогических коллективов учебных учреждений. Но есть еще одно, не менее важное требование к инновационной и экспериментальной деятельности, учет которого необходим, если мы действительно проявляем обеспокоенность об учебно-воспитательном процессе, не принося его в жертву нашей административной нетерпеливости. Ведь что означает, если говорить серьезно, всем известная и, к сожалению, все больше распространяющаяся фраза: "школа работает в инновационном режиме"? То, что она каждый день должна выдумывать новое и поражать нас своими изысками?
А кто будет учить детей и каждодневно выполнять рутинную работу? И при этом, исходя из нарастающих жалоб руководителей учебных учреждений, чуть ли не каждый месяц надо отчитываться о своих инновационных находках. Это же бессмыслица, порождаемая стремлением временщиков прославиться.
Кроме того, никакие инновации не могут и не должны административно навязываться педагогическим коллективам, ибо в этом случае от них больше вреда, чем пользы. И каждая инновация, не пробуждающая творческой активности педагогического коллектива, не воспринимаемая каждым педагогом как реальное средство целенаправленного повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, не только приводит к негативным результатам в той или иной школе, но и разрушает, компрометирует саму идею модернизации отечественного образования.

Из выступления вице-президента АТП, главного редактора "Педагогического вестника" М.В. Богуславского:
- Сегодня правительство не хочет терпеть положение (и здесь образование не исключение), когда в какой-либо отрасли складывается система черного ящика. В него закачиваются финансы, что-то там внутри происходит, а на выходе результата нет.
Поэтому главная задача правительства - связать финансирование с повышением качества, но этот процесс крайне болезненный. Какая политика для этого выбрана? Эта политика нацелена не на массовую школу, которая, по общему мнению, не реформируема и в лучшую сторону не изменяема. Ее, в лучшем случае, следует поддерживать, поэтому установка сделана на два главных аспектах - это лидерство и конкурентоспособность образовательных учреждений. Поощрять решено тех, кто может и хочет работать качественно, у кого есть образовательный продукт или есть потенциал для его создания и предъявления. Школе придают потребительскую стоимость и создают в образовании конкурентную среду. А в ней всегда, к сожалению, бедные становятся беднее, богатые - богаче.
Теперь надо зафиксировать сложное противоречие внутри педагогического сообщества. Спрашиваешь директоров школ, педагогов: "Как живете?" Дружно отвечают: "Все плохо, невыносимо". Спрашиваешь: "Вы хотите что-то изменить?" Отвечают: "Нет и мы вообще против всех изменений, модернизаций этих, а особенно образовательных реформ".
Выходит парадокс - плохо живем, а менять ничего не хотим. Получается, что общее настроение такое: "Мы и так живем ужасно, да еще находятся гадкие чиновники, проводящие реформы. И от этого нам становится совсем невыносимо".
Налицо серьезное системное противоречие. Не случайно появился национальный проект в области образования, но с ним есть одна проблема. Она в том, что это проект, а проектная деятельность всегда опережает существующую нормативную базу. Но пока существует пространство между действиями в рамках проекта и отсутствующей нормативной базой, тут на директора и начинают заводить дело. В этом суть и проектной и инновационной деятельности. Сначала вы предлагаете и делаете что-то новое, а потом подтягивается нормативная база. Но для нас важнее, что национальные проекты жестко выражают идеологию поддержки лидеров и развития конкуренции среди образовательных учреждений ради повышения качества образования.
Теперь об инновациях.
Есть, на мой взгляд, пять причин, которые порождают инновации.
Первое, это вызовы времени. Меняется жизнь, социум и соответственно вынуждена меняться школа.
Второе, дети меняются.
Третье, когда возникает проблема изменения статуса учреждения, выхода его на новый уровень.
Четвертое, это возникновение ситуации, в которой нельзя решить проблему существующими способами,
и пятое, когда не удовлетворяет уровень программ и пособий.


Я остановлюсь на одной причине - вызовы времени. Можно выделить четыре вызова времени, определяющих направление образовательных инноваций.
Первое, это массовый сдвиг на овладение технологиями социализации. Это все что касается компетенций.
Второе, это обучение на протяжении всей жизни, что связано с острой конкуренцией во всех областях деятельности.
Третье. Это коммуникация, которая выражается в знании компьютера и английского языка. Без этих двух навыков сейчас невозможно представить успешность личности. А также, что необходимо каждому, кто хочет занять достойное место, - это общительность. Никому не нужны замкнутые бирюки.
И четвертое - это здоровый образ жизни, который тоже выносится на рынок как важное свойство рабочей силы. Эти вызовы времени определяют матрицу, в которую должны укладываться инновации в образовании.

Из выступления члена Президиума АТП, заместителя главного редактора "Педагогического вестника" К.Е. Сумнительного:
- Если в экономических инновациях есть однозначный измеритель - прибыль, получаемая после внедрения инновации, то в социальной сфере, а уж тем более в образовательной сфере измерить новшество в денежном эквиваленте чаще всего невозможно. Тогда, обсуждая инновации в социальной сфере и в образовании, видимо, надо рассматривать вопрос о том, насколько они улучшают качество жизни.
Только само понятие качество жизни, или более близкое к теме "педагогические инновации" качество образования, многоаспектно, и поэтому не имеет однозначного определения. Наличие положительного или отрицательного результата от педагогических инноваций сложно определить и по другой причине. Эффект от внедрения иногда выявляется через достаточно длительное время. Эти обстоятельства делают педагогическую инноватику крайне рискованной областью.
Как правило, инновации вызваны кризисом образования и являются реакцией на этот кризис. В этой логике инновации призваны решить накопившиеся проблемы, предложить способы их решения. Можно выделить и ряд конкретных противоречий, которые присущи и для отечественного образования и до настоящего времени не только не разрешены, но и обостряются. К ним следует отнести такие противоречия, как: между стандартизированным обучением всех учащихся и их индивидуальными способностями и интересами;между бурным развитием науки и реальными познавательными возможностями учащихся;между тенденциями к специализации обучения и задачей разностороннего развития личности; между сподствующим в школе репродуктивным обучением и потребностью общества в людях с развитыми творческими способностями.
В принципе решение проблем, выход из кризиса может улучшать и качество жизни, и качество образования как ее составляющую. Но круглые столы в ряде регионов, в которых мне пришлось участвовать, показали интересную закономерность. Чаще всего педагогическое сообщество рассматривает инновацию как способ решения уже вставшей перед образованием задачи, а иногда даже как возможность прикрыть огрехи управления или минимизировать расходы.
С такой точки зрения, как инновации, можно рассматривать прекращение финансирования государством частных школ и дошкольного образования без предоставления сопоставимых альтернативных финансовых источников. Очевидно, что такого рода инновации не ведут ни к улучшению качества жизни, ни к улучшению качества образования. С другой стороны, научное сообщество, предлагая не называть инновациями латание дыр, образовавшихся от плохого управления, предлагает рассматривать совершенно другие смыслы инноваций. Это, с одной стороны, восприятие инновации как способа определения позиций образования, как социальной практики и ее позиционирования относительно других социальных практик, а с другой – способ изменения ценностно-смыслового назначения образования и превращение его в технологию формирования личности нового типа.
В реальной практике педагогической инноватики, по крайней мере, в России, пока сосуществуют два этих, не имеющих ничего общего подхода.
Первый из них направлен в прошлое и является реакцией на выявленные в ходе развития проблемы, а второй устремлен в будущее к поиску "точек роста".

Далее состоялась дискуссия. Выступления директоров школ.

Гуськова Элла Исааковна, директор Центра образования (ЦО) № 170, Москва, вице-президент АТП:
Я хотела бы остановиться на двух компетенциях, которые выделил Я.С. Турбовской, – на профессионализме и общекультурных ценностях.
У нас в ЦО сложилась традиция, выбирая между формальным профессионализмом и общечеловеческими, общекультурными ценностями, отдавать предпочтение этим ценностям. Мы, зная все зигзаги нашей образовательной реальности, убедились, что там, где в жертву приносится культура, голый профессионализм оказывается вредным, так как он ставит частные фрагментарные задачи выше тех задач, ради которых существует школа. Нельзя знание отдельных теорем, формул и дат - словом, всего того, что мы изучаем, ставить выше самого человека. И мне крайне близка мысль о том, что инновации не должны привноситься административно в живую ткань школьной жизни. Они могут прививаться на основе уважения к традициям каждой конкретной школы и тем ценностям, ради которых работает педагогический коллектив.
Есть три составляющие, способные обеспечить эффективность учебно-воспитательного процесса. Это - общая культура, традиции и вытекающие из этих традиций инновации.

Полещук Тамара Константиновна, директор СОШ № 61, г. Тольятти, академик АТП:
- Я, как преподаватель математики, уверена, что жизнь украшается двумя вещами: знанием математики и преподаванием математики. Почему? Потому что именно математик знает, что такое Золотое сечение. И что бы мне ни говорили и что бы от меня ни требовали, я всегда в этом Золотом сечении.
Что бы мы ни начинали делать, я всегда начинаю с диагностики педагогического коллектива. А как вы к этому относитесь?
Вот знаменитый ЕГЭ, который все ругают. Мы сдаем его уже шестой раз. Я поняла, что если изучить досконально этот вопрос и научиться не выполнять тупо спущенные нам директивы, а обходить их, то дети не пропадут. Кто нам не дает до ЕГЭ проводить мониторинг, и не только в виде тестов, но и в виде различных контрольных работ?
Я считаю, что ни один выпускник не может выйти из школы, не написав красивую контрольную работу по итогам учебного года. Тогда мы решаем задачу не простого натаскивания на тесты, а проверки обученности и освоения детьми полного объема программы. Это сложно, но это вопрос, который может решить администрация каждой конкретной школы.
В итоге в течение последних четырех лет по результатам ЕГЭ у нас нет ни одной двойки. Но мы работаем и над другими проблемами. Одной из них стал проект: "Развитие речи учащихся как средство успешности образовательного учреждения". Для его разработки были созданы творческие группы, которые посмотрели, как это осуществляется в разных предметных программах.
Для меня, как директора школы, это возможность объединить усилия коллектива для решения насущных задач. Надо научиться выживать в нынешних сложных условиях и регулировать ситуацию на местах...