\"Макларен\" на грани нервного срыва

На модерации Отложенный Нельзя сказать, что первую часть нынешнего чемпионата мира по автогонкам в классе "Формула-1" мы скучали, все же события разворачивались поинтереснее, чем в прошлом сезоне. Но особой остроты интриги пока не наблюдалось. Что ж, "королевские гонки" тем и славятся, что если событий немного, их начинают извлекать буквально из ничего. В этом смысле Гран-при Венгрии сам по себе сверхинтересным не стал. Но зато события вокруг этапа дали пищу для сразу нескольких громких скандалов.

Первый из них начался уже довольно давно, когда у одного из сотрудников "Макларен" обнаружились секретные документы, принадлежащие "Феррари", после чего "скудерия" обвинила "серебряные стрелы" в шпионаже. Состоялось внеочередное заседание руководства Международной федерации автоспорта (ФИА), где "Макларен" было решено не наказывать. Однако перед самым началом венгерского уик-энда шеф "Макларен" Рон Деннис перешел в контратаку, напомнив общественности, что в самом начале нынешнего сезона его команда просигнализировала в ФИА о двух особенностях болидов "Феррари", которые, по его мнению, были нелегальными: о механизме крепления днища и разделителе заднего антикрыла. ФИА первый элемент признала "честным", а второй забраковала. Так вот, Деннис не вполне корректно заявил, что "Феррари" на Гран-при Австралии пользовалась устройством, не соответствующим регламенту. Почему некорректно? Да потому, что все болиды до начала чемпионата были внимательно изучены экспертами ФИА, и болид "Феррари" был признан "правильным". А когда оказалось, что это не так, "Феррари" сразу прекратила использовать нелегальные элементы, и более претензий к ней не было. Зато спор двух лучших команд, бесспорно, прибавил остроты чемпионату.

Однако после этого уже сам "Макларен" попал в очень неприятную ситуацию. В квалификации на "Хунгароринге" Фернандо Алонсо и Льюис Хэмилтон боролись за поул. И вот когда до конца третьей квалификационной сессии осталось совсем чуть-чуть, Алонсо, имевший на тот момент лучшее время, замешкался на пит-стопе, по непонятным причинам не дав возможности Хэмилтону провести свой пит-стоп вовремя. Вследствие этого Льюис не смог проехать свой последний быстрый круг, потеряв шанс отыграться.

Разбирательство шло долго, причем довольно активное участие в нем принял отец Хэмилтона. Оказалось, что отчасти виноват и британский гонщик, который по ходу квалификации не послушался команды из боксов и не поехал на плановый пит-стоп, чем сбил с толку механиков. Да и команда намудрила с отсчетом времени на пит-стопе Алонсо. Но в результате было решено наказать и Алонсо, и команду. В решении сказано буквально вот что: "Действия команды и гонщика на последних минутах квалификации не соответствуют принципам спортивного соперничества и интересам автоспорта". Высокая комиссия сочла, что Алонсо специально задержал Хэмилтона, а действия команды способствовали несправедливому распределению мест на стартовой линии. Алонсо был оштрафован на пять позиций и вынужден был стартовать не с поула, а с шестого места. Ну а команда "Макларен" авансом, так сказать, была лишена всех очков, которые набрали бы оба пилота в воскресной гонке.

Есть в этом решении некоторый элемент абсурда, конечно.

Чем обусловлены именно пять штрафных шагов, присужденных Алонсо? Если аннулировано его время – он должен быть последним. Либо вторым, если учесть, что Хэмилтон показал именно второе время после испанца. Точно так же и с командой: отчего было лишать "Макларен" очков, набранных Хэмилтоном, – уж вряд ли вина британца столь серьезна с точки зрения борьбы за Кубок конструкторов? В общем, решение это "Макларен", как и следовало ожидать, опротестовал практически тут же. И теперь результаты Гран-при Венгрии следует рассматривать как промежуточные – по крайней мере, в отношении "серебряных стрел". Решений Международного апелляционного суда ФИА обычно долго ждать не приходится – думается, на этой неделе все окончательно прояснится.

"Макларен" знал, что именно теряет команда. По итогам гонки Хэмилтон уверенно показал лучшее время, а Алонсо пришел к финишу четвертым. Тем самым "серебряные стрелы" лишились минимум 15 очков (десять набрал Хэмилтон, пять – Алонсо; а окажись они оба на подиуме – могло бы быть и 16, и 18). Поскольку в зачете Кубка конструкторов теперь у "Макларен" 138 очков, а у "Феррари" – 119, такое, с позволения сказать, обострение борьбы явно на руку итальянской команде.

И правда – что могла противопоставить "Феррари" на "Хунгароринге" своему главному конкуренту? Фелипе Масса по явной оплошности механиков не попал в третью сессию квалификации, стартовал с 14-го места, а на финише смог улучшить свои показатели лишь на одно место. Тринадцатый результат в гонке – позор для "Феррари", который не смывается даже вполне удачным результатом Кими Райкконена. Финн сражался по ходу всей гонки, показал второй результат и пару раз претендовал на лидерство, но Хэмилтон уверенно сдержал все его атаки. В личном зачете у Хэмилтона 80 очков, у Алонсо – 73, у Райкконена – 60, у Массы осталось 59. Так красноречиво выглядит четверка лидеров: "скудерия" продолжает катастрофически отставать, и пока не видно силы, способной помочь ей в борьбе с конкурентами.

Впрочем, возможно, после Венгрии такая сила отыщется в... "Макларен". Поклонники "Формулы-1" со стажем все чаще вспоминают времена, когда под началом Рона Денниса были звезды куда более яркие – Айртон Сенна и Ален Прост. В "Макларен" тогда царила фантастическая атмосфера: обе гения автоспорта отчаянно ненавидели друг друга, что порой приводило и к столкновениям на трассе, и к "искрам" в боксах. Сейчас в прессе пишут о том, что двукратный чемпион мира Алонсо откровенно завидует прыти Хэмилтона. И их ожесточенная борьба уже начинает мешать командным интересам. Так что никто не удивился, услыхав перед стартом на "Хунгароринге" слова Алонсо: "Сегодня Хэмилтон – главная проблема "Макларена".

Возможно, в конце сезона из этой пары в команде останется лишь один пилот. Но пока они работают вместе, команда не застрахована от конфликтов, и ситуация на венгерском пит-лейне уже не представляется исключением из правил. Впереди вторая половина чемпионата, и конфликт может вспыхнуть в любой момент.