Зюганов: Я понял, что ошибался насчет Путина
На модерации
Отложенный
— Эти думские выборы особенные — после них состоятся президентские, когда новый глава государства сменит на посту популярного Владимира Путина. Как этот фактор повлияет на ход кампании в Госдуму?
— Обновление и смена власти в России всегда проходят с большими проблемами. Если вспомнить последние 15—20 лет, то, по сути дела, шло не обновление, а имитация, симуляция. Под разговоры о перестройке организовали развал страны и дикую перестрелку. Приход к власти Путина начался войной в Чечне, где 120 тысяч только погибло, я уж не говорю о сотнях тысяч беженцев и искалеченных судьбах людей. И поэтому сейчас стоит задача: чтобы обновление власти произошло на самом деле, причем мирно и демократично. Но мне кажется, партия власти к этому не готова.
— То есть вы ждете новых кризисов? Каких?
— Всяких. По крайней мере, на избирательную кампанию мы смотрим прежде всего как на выбор гражданами социально-экономического курса. Сейчас правдивой и точной оценки ситуации нет. Каждый день только и слышишь, как что-то там создала, построила и сделала “Единая Россия”. А что она сделала? Ни одного наукоемкого предприятия не построили за последние пять лет.
— И тем не менее рейтинг партии власти — больше 50%. В отличие от рейтинга КПРФ.
— А я предлагаю брать рейтинги так: как граждане оценивают работу единороссов по конкретным вопросам? Ни по одному показателю нет более 25%. Кстати, насчет работы есть анекдот: встречаются двое приятелей, один другому говорит: “Слушай, я устроился на классную работу!” — “Кем?” — “Пожарным. Чудо, а не работа! Спишь круглые сутки, телевизор каждый день, великолепная банька, отдых. Но как пожар — хоть увольняйся!”
“Грызлова и Жириновского Кремлю было мало, так появился Миронов”
— Кто из нынешних думских “работничков” — ваш главный противник на выборах?
— Ложь, фальсификации и спецоперации…
— Я имею в виду партии…
— “Единая Россия” и две ее головы: ЛДПР и “Справедливая Россия”. Грызлова и Жириновского Кремлю было мало, так теперь появился Миронов, который будет паразитировать на левых идеях, потому что маятник резко пошел влево, общественность требует справедливости, и планета краснеет, левеет, розовеет.
— О том, что “маятник пошел влево”, вы говорите как минимум вторые думские выборы подряд. Однако на результатах КПРФ во время прошлой кампании это “полевение” сказалось плачевно: партия набрала 12,6%, что стало самым низким ее результатом за всю историю выборов в Госдуму…
— Ты старую пластинку крутишь…
— Может, она и старая, но факт остается фактом.
— Нет! Факты я сейчас приведу. В Мосгордуме, где у нас раньше не было ни одного депутата, сейчас фракция. То же самое касается Ленинграда: у нас не было фракции в местном парламенте, а сейчас мы там получили 18%. Если взять другие города-миллионники — допустим, Омск, — то более 30%.
— На самом деле не последнюю роль в вашем успехе в регионах сыграл тот факт, что властям было просто не до вас. В центре внимания была драка “Единой России” и “Справедливой”, а КПРФ, которую никто не трогал, набирала результат.
— Да где они там дрались! Они на словах немножко ругались. А так — в деревнях бюллетени ссыпали в урну, в основном с голосами за “Единую Россию” и “Справедливую”. В деревне нам трудно контролировать подсчет голосов. Во-первых, не до каждой доедешь-дойдешь, во-вторых, там все крайне зависимы от местного “феодала”.
“Куда Путин меня брал?!”
— Каких ошибок, допущенных в прошлой думской кампании, вы намерены избежать?
— Нам надо было более решительно отстаивать и защищать все, что связано с нашими идеями, организацией, людьми. И тогда результат был бы выше. У нас украли в некоторых местах до половины голосов. Поэтому позже мы создали штаб протестных действий, провели два десятка акций. Впереди акция защиты крестьянства, против роста цен на хлеб и другие. Мы в каждом регионе создали мобильные группы по 500 человек, которые будут следить за подсчетом голосов на каждом участке. Недавно новый председатель ЦИК Чуров заявил, что наблюдатель — это друг Центризбиркома. Мы сказали: мы вам дадим 500 тысяч друзей. И мы быстрее ЦИК подсчитаем голоса. Власть ведь не хочет честных выборов. Ей проще выращивать трехголового змея в лице “Единой России”, “Справедливой” и ЛДПР.
— В каком-то смысле коммунистов можно считать четвертой головой “змея”. Согласитесь, не зря ведь даже члены вашей партии упрекали вас в том, что на самом деле вы не боретесь за власть? Потому что вам нужны лишь ее атрибуты: кабинет, машины, фракция...
— Вообще это странно, когда один и тот же вопрос 10 лет кочует с одной страницы на другую. Вы вроде подготовленные люди, в солидной газете работаете, могли бы что-нибудь более интересное спросить. КПРФ энергично борется за народную, советскую власть, за наши идеалы. Не случайно компартию запрещали, преследовали, а в 2003 году 46 спецопераций против нее провели!
— Однако все это не мешает вам конструктивно сотрудничать с Кремлем. Вас президент даже в поездки с собой берет.
— Куда он меня брал?!
— Во Вьетнам чуть более полугода назад.
— Правильно, а кто Путина несколько лет убеждал, что Вьетнам — это исключительно перспективная страна, вместе с которой мы одержали победу над американским империализмом? Это государство, которому я помогал вооружаться и бороться! Я говорил Путину: “Что ж мы отвертываемся от него? Туда сейчас американцы и французы лезут, а между тем именно мы создавали вьетнамцам энергетику, инфраструктуру. И если мы оттуда уйдем, то навсегда”.
— Ну и как, президент прислушался?
— Не только прислушался. По ходу этой поездки 9 соглашений было подписано объемом, по-моему, 4 миллиарда долларов. Это же колоссальная сумма! А для того чтобы российско-вьетнамские переговоры прошли успешно, Путин и предложил мне сопровождать его. Я с удовольствием слетал и участвовал во всех встречах на официальном уровне. И все наши могли наблюдать, что со мной с удовольствием общались, всюду приглашали. Так что я способствую развитию торговых отношений с Вьетнамом.
“Когда нужно, и Сурков звонит, и я звоню”
— И с Путиным у вас замечательные отношения, вы же не будете это отрицать?
— Да Вьетнам — это один такой случай. Вот если бы Путин прислушался к нам и выгнал Зурабова, Христенко, Фурсенко, Кудрина, Грефа… Я сказал президенту, что с таким правительством ни одной серьезной задачи решить невозможно. Потому что это правительство людей, которые не любят Россию, малокомпетентны и больше думают о своих барышах, нежели о державе и народе.
— Геннадий Андреевич, вы не отвечаете на вопрос. У вас с Путиным хорошие отношения? Не зря же вы критикуете в основном правительство и “Единую Россию”, а про президента либо молчите, либо выражаетесь мягко.
— Я считаю, что Путин и правительство — это ставленники современной олигархии, во многом выполняющие ее приказы. Ожидалось, что Путин выскочит из жирной, грязной, вороватой компании, но этого не произошло. Мне казалось, что он самостоятелен в назначении министров, но после того как появился министр-мебельщик в Министерстве обороны, что является оскорблением для любого офицера, да и для нашей страны в целом, я понял, что ошибался.
А что касается моей критики в адрес президента… Здесь просто критика одного или второго человека недостаточна. Нужно показать всю гнилость власти, ее коррумпированность, отсутствие стратегии, элементарного курса и неспособность решать крупные задачи. Я лично при критике исхожу из такого подхода.
— А вы с Сурковым (замглавы Администрации Президента, курирующий Думу. — “МК”) сколько раз в неделю перезваниваетесь?
— Когда нужно, и он звонит, и я звоню. И не только ему. Недавно звонил Иванову и Патрушеву.
— Как часто Сурков высказывает вам претензии за то, что вы сказали что-нибудь “не так”?
— Вот насчет “не то и не так” мне за последний год никто не звонил.
— За вас можно только порадоваться! Вы такой хороший оппозиционер, что у Кремля к вам даже претензий нет…
— Дело не в этом. Они звонят тем, у кого есть обязательства перед ними. А мы свободные граждане.
“Преемник — это грубо и абсолютно недостойно”
— Вы с большим уважением относитесь к компартии Китая. Однако смысл ее политики фактически сводится к строительству капитализма с коммунистическими лозунгами. Может, вам тоже пора признать капитализм?
— Компартии Китая чудным образом удалось соединить конфуцианство, которому от роду 2,5 тысячи лет и которое является, по сути, нравственным кодексом в жизни и быте китайцев, с разумным сочетанием рынка и государственной формы правления. Поэтому просто термины “социализм”, “капитализм” современному миру не подходят. Я вам могу назвать 20 разновидностей капитализма — от колумбийского, бангладешского до шведского и американского…
Когда я впервые приехал в Китай, там ездили на велосипедах, бегали ослики, была грязь. А в последний раз я там был в прошлом году. Кроме меня приезжали девять первых лиц России. Путин — дважды. И вице-премьер Жуков был. И все уезжали оттуда открыв рот. Жуков, когда приехал в Шанхай, увидел, что этот город сейчас выглядит лучше, чем Нью-Йорк. Вот что можно сделать, если не воровать! Я предложил Жукову этот лозунг повесить на воротах правительства. И каждое утро приходить и поглядывать на него...
— Одной из главных причин недавнего ухода Блэра была усталость избирателя от одного и того же лица.
Ваш стаж как партийного лидера на год больше, чем стаж бывшего британского премьера. Вы не думаете, что пора бы передать пост лидера КПРФ другому человеку?
— Наша разница с Блэром в том, что он 10 лет находился у власти и отвечал за каждый свой шаг, поддержал войну и многое другое. Я в это время боролся за мир, за единую страну, за справедливость в принципе. У российских жителей от такого политика усталость не наступает. Она бывает от бесконечного садизма, который сочится из всех пор нашего экрана, от безалаберности правительства, от его циничной политики...
— Но вы готовите себе преемника?
— У нас партия демократическая, народная. Преемник — это грубо и абсолютно недостойно... Я вам, кстати, приведу в пример Дэн Сяопина. Его трижды за 15 лет ссылали, и при этом последующие 15 лет, когда он определял генеральную линию китайской партии, его чтила вся страна. И он предотвратил в Китае разборки, сведение счетов между элитой. Вот и я один из политиков, который предлагает честно взглянуть на нашу тысячелетнюю историю, не сносить памятники, не переименовывать улицы, не поганить учебники. Посмотреть на то, что дало наибольший эффект во времена Петра, Екатерины и что двигало тремя государями в прошлом веке. Как Александру III, не ведя ни одной войны, удалось на тысячу километров южную границу отодвинуть. Взять все лучшее из ленинского и сталинского наследия и двигаться вперед, изучая мировой опыт.
— Интересно, как бы отреагировал Ленин, услышав ваши комплименты в адрес Александра III?
— Спокойно. Ленин, кстати, очень диалектичный был парень. Он всего за четыре года — вы такого не найдете в политике! — ввел военный коммунизм, продразверстку, продналог и НЭП. Он сказал: если мы сейчас не примирим частную, коллективную и государственную собственность, снова будет гражданская война. И он долго и упорно это доказывал. Поэтому Ленин — идеальный политик. Не то что Горбачев и Ельцин, которых вы обожествляете.
“Почему с Абрамовича берут 13% налога, а не 30%?”
— Одна из главных проблем сегодня — расслоение между богатыми и бедными. У вас есть идеи, как этот разрыв сократить?
— Формулы хорошо известны. Первая и главная: прибыль от продажи природных ресурсов нужно делить на каждого гражданина. В прошлом году, например, Россия продала 300 млн. тонн нефти. И ваши “личные” 2 тонны продали! А вам ничего от этого не досталось.
— Откуда вы знаете?
— Абсолютно твердо знаю. Потому что могу сказать, куда это делось. Бюджет получает 34% с каждой проданной тонны. Но персонально гражданам не достается ничего. А между тем Норвегия берет более 80% с тонны, Америка — почти 60%, Эмираты — почти 90%. После этого власти Эмиратов на деньги, которые взяли, оплачивают всем образование, медицинские услуги. А наши почему-то берут только 34%. И самое любопытное, что Кудрин, собрав эти деньги, не дал никому ничего. Ни в промышленность, ни в здоровье, ни в образование не вложено. Куда же он их дел? Мы долго запрашивали. Оказывается, отправил к дяде Сэму (имеется в виду, что средства Стабфонда вложены в американские ценные бумаги. — “МК”). Да еще на таких условиях, что в США за такие дела сразу бы посадили на электрический стул!
Второй момент. “Размотал” Зурабов Пенсионный фонд. И говорит: давайте еще на 3% увеличим подоходный налог. Было 13%, станет 16%. А с кого такой налог будут брать? Со всех. Но с какой стати?! Почему с Абрамовича берут 13%, а не 30%?! Во всем мире минимум с миллиардеров берут 30%! Я вас уверяю: если завтра мы вынесем этот вопрос на референдум, то 90 с лишним процентов граждан поддержат это решение. И гражданской войны не будет! Даже охрана олигархов проголосует за увеличение налога для них!
— Предлагаете ввести прогрессивную шкалу налогообложения?
— Да. Только за счет этого можно получить огромные средства и снизить напряженность, которая сложилась между прослойкой очень богатых и бедных.
— Но благодаря 13%-ному налогу у нас в стране появился хоть какой-то средний класс…
— Извини, не прав ты. У нас средний класс фактически так и не сложился, хотя мог бы. В советское время кто был средним классом? Учителя, журналисты, профессура, военные… Их всех разорили... У нас 15—20% граждан неплохо устроились в этой жизни, имеют большой доход. В основном это деньги неправедно нажитые.
— Хотите сказать, пятая часть населения нажила деньги нечестно?!
— Я говорю, что из этой категории значительная часть получила деньги совершенно необоснованно и незаконно. Где-то миллион человек. Это сверхбогачи, которые получают сверхдоходы.
— Миллион человек — это вообще-то меньше 1% жителей страны…
— На самом деле исследований на тему количества бедных и богатых у нас почти нет. Власть боится этих исследований.
— А как вы предлагаете распределять прогрессивный налог? Начиная с какой зарплаты люди должны платить больше 13%?
— Что касается конкретных цифр, то это надо посмотреть внимательно, не ломать через колено… Я не хочу называть цифры.
— Почему?
— Потому.
— Это не ответ.
— Мы прорабатываем предложения и озвучим эту шкалу в ближайшее время.
— Хорошо, давайте так. Если россиянин зарабатывает свыше 30 тысяч рублей, он должен платить больше 13% налога?
— Конечно.
— Сколько именно? И начиная с какой зарплаты налог должен быть еще выше?
— Это экономический вопрос. Если для периферии 12-15 тысяч рублей - это деньги, то в Москве за 12 тысяч даже квартплату не оплатишь. Поэтому нельзя ломиться в открытую дверь. Надо сесть и все спокойно посчитать.
— А как вы относитесь к нацпроектам?
— Они в основном сформулированы для раскрутки кандидатов, прежде всего Медведева. Но мне казалось, что Путин и Кудрин выделят значительные суммы, чтобы эти проекты стали реальными. Однако когда я увидел бюджет Кудрина на трехлетку, то оказалось, что на все без исключения социальные проекты выделено менее 3% бюджета! А чтобы социальные проекты были эффективны, надо выделять минимум 15% бюджета.
“Полагать, что новый президент будет подчиняться старому, — наивно”
— Как, по-вашему, будет решена проблема-2008?
— У меня ощущение, что Путин почти принял решение уходить со своего поста. На первый план выдвинулся Иванов. Сам факт того, что он озвучивал экономическую стратегию России на ленинградском совещании (Петербургском экономическом форуме. — “МК”), говорит о многом. Если взять телеэфиры, то Иванова показывают на госканалах несколько чаще, чем Медведева. Кроме того, “возвышение” Иванова видно и по блоку тех проблем, которые ему поручены.
Кстати, хочу через вашу газету обратиться к господину Иванову. Я недавно вернулся из Перми, посещал там пороховой завод. Без этого завода нет “Тополя-М”, “Булавы”, ракетно-стратегических войск. Так вот, сейчас, по сути дела, осуществляется рейдерский захват этого государственного предприятия. За ним стоят олигархи, и не удивлюсь, если еще и ЦРУшники. Я прошу через вашу газету Иванова: в экстренном порядке послать на завод комиссию и разобраться. Иначе пороховую промышленность добьют окончательно и тем самым парализуют наш ракетно-ядерный щит. На фоне строительства американских баз вблизи наших границ происходящее на заводе выглядит не просто безобразием, а предательством национальных интересов…
— Возвращаясь к выборам… Как вы думаете, следующий президент будет реальным лидером или всего лишь орудием в руках Путина?
— Полномочия главы государства в нашей стране практически не ограничены. Почти у любого, кто сядет в это кресло, через три недели может закружиться голова, и человек наломает дров. Поэтому полагать, что новый президент будет слушаться, подчиняться старому, — весьма наивно.
— Между тем Путин во время презентации Сочи в качестве кандидата на проведение Олимпийских игр несколько раз употреблял очень любопытные обороты: “я обещаю”, “я гарантирую”… Вас это не навело на мысль, что у президента в голове уже есть конкретная схема, как он будет влиять на ситуацию в стране?
— В современной России даже Госстрах никому ничего не гарантирует.
— То есть вы считаете, что такая речь Путина была не более чем попыткой убедить членов МОК?
— Да. Понимаешь, если люди не гарантируют элементарного порядка в своих министерствах, на главном пороховом заводе, то что они могут гарантировать вообще?!
Я, между прочим, недавно выпустил сборник анекдотов, и некоторые из них посвящены ситуации в стране. На последнем Госсовете я подарил сборники не только всему правительству, но и Путину. Брали с удовольствием. Теперь изучают.
— А что сказал Путин, получив подарок?
— Он сказал: “Классные рисунки!” Там, кстати, есть и его любимый анекдот.
— Это какой?
— Идут переговоры Путина с “семеркой”. Вот Шредер и говорит В.В.: “Это как же вы с Ходорковским нехорошо поступили!..” Путин: “Ходорковский? Кто такой? Первый раз слышу. Приеду — разберусь”. Тут Буш вмешался: “А Березовский? Такой умница. Ваше “Единство” создавал. Друг “семьи”. Кошелек Ельцина”. Путин: “А это что за личность? Совсем не знаю. Приеду — разберусь. Всем хвосты накручу”.
Возвращается в Москву. Глава администрации весь в восторге: “Владимир Владимирович! Ах, как вы Шредера и Буша обвели! Да вокруг пальца. Да два раза…” “А это кто? — отвечает Путин. — Я с такими не встречался. В следующий раз поеду — разберусь…”
Комментарии