Гомофобия в мусульманских странах
На модерации
Отложенный
Организация "Международная Амнистия" насчитывает 83 страны, где гомосексуальность прямо запрещается уголовным правом. 26 стран из них – мусульманские. Это означает, что большинство мусульманских стран, равно включая те, что считаются "либеральными", как Тунис, и диктаторскими, как Судан, законодательно запрещают однополые отношения. Все семь стран в мире, которые применяют смертную казнь за предполагаемые гомосексуальные действия, основывают данное наказание на законах шариата или стандартной интерпретации мусульманской юриспруденции. Даже если эти законы не всегда применяются, существование смертной казни делает сексуальные меньшинства совершенно беззащитными.
Но не только государство занимается репрессиями. Общество и семья играют не меньшую роль. В Индонезии, например, гомосексуальность не является нелегальной. Но в 1998 году "мусульманская милиция" организовала кампанию против геев на острове Минданао, во время которой геев-мусульман запугивали, избивали и заставляли покинуть остров под угрозой кастрации.
Иорданские законы тоже прямо не запрещают гомосексуальность. Но это не помешало четырем гражданам Иордании в прошлом году похитить свою двадцатитрехлетнюю родственницу-лесбиянку во время ее обучения в США и попытаться принудить ее сесть на самолет, улетавший в Иорданию. Американская полиция действовала быстро и спасла ее, но такой исход является скорее исключением из правил. Насилие, притеснения, преследования и незаконные "убийства чести" не являются редкими.
Секс и традиция
Несмотря на все препятствия и враждебность, однополые отношения существуют даже в самых репрессивных странах. В июне 2000 года в Оксфорде один исследователь из стран Персидского залива сказал на конференции арабских стран по сексуальности: "В тюрьме однополый секс – норма. А Саудовская Аравия – просто большая тюрьма". Иногда строгая сегрегация полов допускает интимные отношения между людьми одного пола, не считая их ненормальными. Если держаться в тени, то обычно подобное поведение не вызывает никаких возражений.
Это справедливо для обоих полов. У женщин культурные обычаи могут предоставлять различные возможности для интимных отношений: очень часто приемлемо делить кровать со своей кузиной, лучшей подругой и так далее. И традиционные исключительно женские церемонии тоже позволяют местным лесбиянкам иметь регулярные контакты с другими женщинами.
Культура, поэтому, не всегда против нас, и существуют положительные примеры гомосексуальных отношений, которые можно найти в различных мусульманских культурах. Да и незаметность тоже не всегда необходима. Например, в некоторых традиционных бродячих театрах и музыкальных группах Пакистана молодой мужчина, играющий женские роли, иногда живет парой с лидером группы. В этой среде мужские пары могут иметь длительные любовные отношения довольно открыто. В местной поэзии и литературе урду также существует достаточно большое количество стихов, недвусмысленно посвященные любви между мужчинами (yaari). Но положительные сами по себе, эти примеры, тем не менее, не должны позволять нам забыть, что гомофобия преобладает и систематически повсеместно поощряется консервативными силами.
Манипуляции консерваторов
"Коран ясно утверждает что гомосексуальность – это нечестно, неестественно, вульгарно, преступно, порочно, извращение", - провозглашает Джамаат-и-Ислами, экстремистско-правая религиозно-политическая партия Пакистана. На самом деле, Коран совсем не так ясен в этом вопросе, и разногласия по поводу позиции ислама относительно гомосексуальности продолжаются непрерывно. Для некоторых гомосексуальность "незаконна" в исламе; для других Коран не осуждает гомосексуальность в явном виде. Единственное реальное упоминание гомосексуальности в Коране можно найти в главе о Содоме и Гоморре. И тогда как суровое наказание, постигшее жителей Содома и Гоморры во времена пророка Лота, для одних является явным доказательством, что Аллах хотел искоренить гомосексуальные действия, другие аргументируют, что там не было особого наказания за гомосексуальность. Жители Содома были наказаны за то, что они "предавались излишествам" и не уважали законы гостеприимства. Защитники настаивают, что не Коран – основа осуждения гомосексуалов, а скорее гомофобная культура, преобладающая в мусульманских странах.
В авангарде преследований стоят так называемые "религиозные фундаменталисты". Но в организации "Сообщество женщин, живущих по мусульманским законам" (Women Living Under Muslim Laws Network), в которой я состою, мы считаем что "фундаментализм" не является возвратом к "фундаментальным основам" какой-либо религии. Мы уверены, что "фундаменталисты" - это экстремистско-правые религиозные политические силы, стремящиеся захватить или удержать политическую власть, манипулируя религиозными верованиями, так же как и другими этническими и культурными убеждениями и особенностями. И подъем "фундаментализма" - это глобальное явление, затрагивающее не только ислам, но и все остальные основные религии.
Существует также сильная связь между гомофобными нападками фундаменталистов и нападками на женщин, кто ведет себя "неправильно", например не замужем или живут одни. Экстремистские религиозные лидеры и их последователи делают мишенью сексуальные меньшинства и женщин. Они атакуют гомосексуалов так же, как и всех, кто нарушает границы "приемлемого" поведения. Абсолютно одинаковая риторика используется для оправдания репрессий гомосексуалов, феминисток или "иных" женщин – их всех систематически объявляют не мусульманами, не соблюдающими законов природы и обычаев и так далее. Насилие всегда узаконивается с помощью манипулирования религиозными, национальными или культурными особенностями и убеждениями.
И экстремистские религиозные лидеры, и государственные чиновники вероятнее всего представляют сексуальные меньшинства исчадием ада, часто чтобы отвлечь народ от экономического кризиса или политических разногласий. Действительно, разжигание ненависти и демонстрация гомофобии усиливаются там, где местная политическая программа наиболее подвержена влиянию растущих сил фундаменталистов.
Например, одной из первых жертв алжирских фундаменталистов был Жан Сенак, гомосексуальный поэт, убитый в начале восьмидесятых.
В том же Алжире в 1989 году незамужняя женщина Ум Али, живущая одна со своими детьми в южном городе Угарла, была забита камнями, ее дом был сожжен, а младший сын погиб в огне. Эти два события случились задолго до "официального" начала конфликта, и они раскрывают ложь алжирских фундаменталистов, утверждающих, что они прибегли к насилию только в 1992 году, когда правительство украло у них победу, отменив выборы. В действительности они нападали как на гомосексуалов, так и на женщин гораздо раньше, но вряд ли мог найтись кто-нибудь, кто бы встал на защиту жертв столь "низкого сорта".
Объединяя силы.
Почему фундаменталисты уделяют столько внимания сексуальности и сексуальному конформизму? Возможно, что когда люди осуществляют свой персональный выбор, это рассматривается как вызов: независимость, особенно женщин, выглядит как угроза.
Интересно, что в прошлые века арабы сваливали вину за гомосексуальное поведении на дурное влияние персов. Сейчас – та же история, хотя оттенки поменялись: теперь гомосексуальность - это "западная зараза". В июне 2000 года министр иностранных дел Малайзии Сайед Хамид Албар сказал, что гомосексуальность противоречит природе, и, после требований организации Human Rights Watch отменить законы о содомии, подчеркнул: "Мы не можем изменять законы страны, потакая чужим требованиям".
Выйдя за рамки явления местного и национального масштаба, фундаментализм приобретает глобальный размах. Экстремистские религиозные лидеры различных вероисповеданий объединяются, чтобы противостоять сексуальной свободе. Сомкнув ряды, коалиция христиан, мусульман и других фундаменталистов оказывает влияние на международную политику. Мы уже видели, какой эффект имели действия подобного альянса на репродуктивные права женщин на международной конференции по народонаселению и развитию в Каире в 1994 году. Такой альянс помешал признанию прав лесбиянок на Всемирной конференции по положению женщин в 1995 году в Пекине и в последующей оценке хода осуществления Пекинской платформы для действий в июне 2000 года.
Конечно, аналогичные коалиции влияют и на внутренние политические вопросы. Возьмите Британию, светскую страну с очень громким экстремистским мусульманским меньшинством. Недавно был сформирован "Альянс христиан и мусульман" для того, чтобы противостоять отмене статьи 28, введенной в 1988 году и запрещающей "пропаганду" гомосексуальности в школах в качестве "мнимых семейных отношений". На конференции в 2000 году религиозный оратор Д-р. Махид Катме утверждал, что "лесбиянство распространяется в обществе как чума. Мы должны сделать прививки нашим детям против этого проклятия". Он был поддержан старшим служителем престижной мечети в районе Риджент Парк центральной части Лондона, служителем, который публично пропагандирует казнь всех геев-мужчин старше десяти лет и пожизненное тюремное заключение для лесбиянок.
И наконец, не меньше беспокоит поддержка фундаменталистов так называемым "свободным Западом". Помощь, оказываемая странами якобы защищающими демократию, - не новое явление. Имам Хомейни прожил несколько месяцев во Франции в 1978 году только чтобы вернуться назад в Иран и возглавить "исламскую" революцию. В Афганистане ЦРУ не только натренировала Талибан, но также "признала переброску двадцати пяти тысяч арабов-добровольцев,чтобы сражаться с Красной армией". По какому-то совпадению, обе эти страны – Иран и Афганистан – сейчас карают гомосексуальность смертной казнью.
Чему мы можем научиться? Во-первых, что ханжество политических лидеров не знает границ: постоянная смена определения понятия "фундаментализма" позволяет им повернуться против вчерашних союзников, тогда как им бы никогда не следовало связываться с ними изначально. Во-вторых, очевидно, что экономические и геополитические соображения всегда преобладают. Мы можем только сожалеть, что на международной арене существует так мало наших союзников, которые готовы хоть немного пренебречь своими интересами, для того чтобы защитить права женщин и сексуальных меньшинств.
Стратегия сопротивления
Несмотря на угрожающее окружение, сексуальные меньшинства постепенно организуются и становятся более видимыми в мусульманских странах и общинах. Например, проводится много исследований по толкованию религиозных текстов. Коран пересматривается гомосексуальными или терпимыми теологами и верующими, разрушая монополию мужского гомофобного толкования. Другие восстанавливают забытую гомоэротическую литературу, чтобы противостоять стереотипу гомосексуальности как привнесенной чужаками.
В качестве еще одного положительного примера можно привести Ливан, где гомосексуальность вне закона, однако популярная телепрограмма Al Shater Yahki, с 1997 года уделяющая основное внимание вопросам гомосексуальности, дает геям возможность рассказать о своих проблемах. Факт, что они выступают в масках, показывает уровень риска подобного выступления.
Тем не менее, появляются новые ассоциации солидарности. Эти организации часто базируются за пределами мусульманских стран по вполне очевидным соображениям безопасности. Большинство из них, однако, держат связь с отдельными активистами или группами внутри мусульманских стран. Даже имея в основном политические, социальные или религиозные мотивы, все эти организации нацелены на разрушение изоляции сексуальных меньшинств. Геи и лесбиянки в мусульманских странах и обществах только заговорили о своих правах. Угрозы физического насилия и обвинения в предательстве своей культуры и религии отвращает от публичной борьбы многих. Но все больше и больше людей отвергает мысль, что насилие против другой сексуальности "благословлена Богом".
Anissa Helie © afrol News
перевод Ольги Кузнецовой специально для Queerumir.ru
Комментарии