Это редкое фото из архива ТАСС датируется 6 июля 1918 года. Лев Троцкий приехал в Большой театр на заседание V Всероссийского Съезда Советов. Впрочем, скорее всего, это 4 июля, где на первом заседании Троцкий выступил с докладом об организации Красной Армии или 5 июля, где он не выступал, но присутствовал. А 6 июля заседания не было — начался т.н. «мятеж левых эсеров», начавшийся с убийства чекистами посла Германии Мирбаха и закончившийся разгромом партии эсеров и окончательном установлении однопартийной системы в России после разгона Учредительного собрания.
История с этим «мятежом» была очень странной и, как считают некоторые исследователи, на активные действия эсеров нарочно подтолкнули подельники Ленина и Троцкого, которым Спиридонова и ее компания мешали проводить грабеж крестьян под видом продразверстки и были против Брестского мира. Во всяком случае, на мандате, выданном убийце Мирбаха Блюмкину, стояла подпись Дзержинского. А сам Блюмкин, несмотря на то, что он своим терактом поставил страну на грань войны с Германией, ничуть не пострадал, был прощен и был назначен в руководство охраной Троцкого.
На эту тему есть отличный фильм Юлия Карасика «6 июля» (1968), снятый по пьесе Шатрова. Фильм хорош актерами и кинематографически, но, конечно, целиком основан на советской мифологии, подававшей события 6 июля как некий «мятеж», которого на самом деле не было: несмотря на значительный перевес в живой силе и вооружении отряды левых эсеров так и не вступили ни в какое противостояние большевикам.
Они только рассылали воззвания и вели агитацию на улицах. Хотя, в их руках, фактически находилась ВЧК, а на их стороне были все воинские части в Москве.
На стороне Ленина были только латышские стрелки, и, пожелай Спиридонова арестовать все руководство Советской республики, ей бы ничего не стоило это сделать. Но Ленину и здесь повезло — левые эсеры оказались неспособны на решительные действия и были подавлены отрядами латышей. Так в стране на 73 года воцарились большевики. На этой фотографии фактически последние мгновения демократической России.
Комментарии
Однако разберёмся. Никакой "мандат" Дзержинскому выдавать Блюмкину не надо было, ибо Блюмкин являлся заведующим отдела по борьбе с международным шпионажем ВЧК.
Однако, если это была инициатива чекистов, вряд ли без согласования с Лениным, то зачем было правительству молодой республики ставить страну на грань войны с Германией? Так рисковать только ради борьбы со Спиридоновой? Не получается...
В нерешительности Спиридонову тоже трудно обвинить. Она резко разошлась с большевиками практически по всем экономическим и политическим вопросам, поэтому и пошла на "экс". Сама же лично когда-то участвовала в террактах, была приговорена к смертной казни, заменённой на вечную каторгу, в общем дама совершенно мужского склада. Почему не пошла на вооружённое восстание - действительно странно.
Вопросы и по Блюмкину... Хотя в 29-м всё таки был расстрелян.
В общем, мутная история с большим количеством вопросов. Полагаю, что в засекреченных архивах на Лубянке есть ответы.