Подготовка у них так себе. Есть неплохие снайперы, артиллеристы, но в массе своей бога они любят больше, чем себя, отчего в атаку они идут в полный рост. Ходила байка, что какой-то игиловец с РПГ близко подобрался к позициям, вскочил, закричал «Аллах Акбар!» и, само собой, получил очередь из пулемёта, так и не успев выстрелить. Это близко к реалиям войны.
Как я сказал ранее, я был в группе закрепления. Это значит, что в наши задачи входило занятие освобождённых населённых пунктов и их удержание. Обороняться всегда легче. Самое неприятное на войне — это мины. Как те, что устанавливают на земле, так и те, что прилетают из миномёта. Первые всё-таки неприятней. В общем-то, я думал, что будет хуже, буду молиться и тому подобное. В метро спускаться или идти на корпоратив страшнее.
Большой ли процент местного населения симпатизирует исламистам? Как в целом оно относится к курдским повстанцам?
В Рожаве преобладает курдское население, так что курдам они симпатизировали больше. Разумеется, есть те, кто поддерживает исламистов, но большинство людей — инертная масса: придут исламисты — отпустят бороды, придут курды — сбреют бороды. Я мало контактировал с гражданскими.
Недавно стало известно о гибели в Сирии русского добровольца Максима Норманна, некоторые СМИ публикуют информацию и о других русских добровольцах. Ты прибыл в Сирию одним из первых, много ли ты повстречал там русских, поддерживал ли ты с ними контакты?
Русских не встречал. По словам военных, я был там первым русским, но вроде бы в ОНС были курды из СНГ. Я их не видел, но думаю, что они были. Познакомился с несколькими врачами, учившимися в Советском Союзе, и знал одного курда из ОНС, он на инженера в России учился.
Так как на тот момент я был единственным русским, могу сказать, что ко мне относились хорошо, хоть и доставали возгласами, почему я не большевик или не сталинист. Спрашивали, почему Россия не бомбит ИГИЛ, почему русские к ним не едут помогать строить социализм. Я сказал, что в России давно капитализм, многие удивлялись этому.
Оправдал ли этот боевой опыт твои ожидания? Как в целом ты его оцениваешь: он позитивный или негативный?
Мне не нравится война, хоть иногда нет выхода. В каком-то смысле я пацифист, хоть и считаю, что у любого приличного человека, как в Швейцарии, дома должна храниться штурмовая винтовка и запас патронов. Хочешь мира — готовься к войне, это правда.
Не знаю, приобрёл ли я какой-то опыт боевой опыт, английский вот подтянул, много книг интересных прочитал. С одной стороны, я увидел множество хороших людей: курды, добровольцы со всего мира. Но я также видел, как они умирают. Они умирают, потому что люди — заложники большой политики. Потому что большинству плевать. Нет чувства солидарности, нет сострадания, большинство людей готовы помогать неимущим лишь до той поры, пока это не вредит их комфорту. Но всё это я знал и раньше, в очередной раз лишь увидел подтверждение. Не люблю получать подтверждение своим мрачным идеям.
Тебе «посчастливилось» побывать в тюрьме Иракского Курдистана. Расскажи об этом инциденте.
Я помню твою просьбу отвечать поподробнее, но тут я всё-таки ограничусь парой слов: я три раза переписывал заметку об этом инциденте, но результат меня так и не устроил. Мне не понравилось.
Изменила ли эта война что-то в тебе?
Едва ли. До войны я хотел запереться в квартире, чтоб никого не видеть, и пить что-нибудь крепкое. Сейчас я хочу того же самого. Я нигилист, только без хорька и сабли. А ещё я похудел там, в Сирии, и постарел немного. А так, ничего особенного. Когда я был волонтёром на тушении пожаров в 2010-м, это меня впечатлило гораздо больше. Деревья мне всегда казались милее людей.
Комментарии
но, похоже, от себя не убежать...автор неоднократно на это намекает...
А был ли мальчик?