Кто Вы, Ольга Чехова?

33519_or

В любой женщине есть тайна. А эта была буквально соткана из тайн, красоты и несомненного таланта. В послевоенной Европе её называли российской Мата Хари. Книга её воспоминаний «Мои часы идут иначе» – увлекательнейшее чтение, где вымысел изящно переплетается с действительностью. Но даже в этой книге она так и не раскрыла свою главную тайну, унеся её в могилу…

Сколько существуют войны, столько востребована разведка. Среди бойцов невидимого фронта было немало представительниц прекрасного пола: библейская Далила, Мата Хари, "фройлен Доктор" (Элизабет Шрагмюллер), актриса Марика Рекк и, наконец, любовница Эйнштейна Маргарита Коненкова... И вот еще одно имя. Осенью 45-го оно замелькало на страницах многих зарубежных газет и журналов под сенсационными заголовками: "Шпионка, овладевшая Гитлером", "Комната в ставке фюрера", "Под меховой шубкой - Орден Ленина", а вот у нас долгие годы оставалось неизвестным…

c24754-65

ГИТЛЕР НЕЖНО ПОЦЕЛОВАЛ ОЛЬГЕ РУКУ И УДАЛИЛСЯ С НЕЙ В СОСЕДНЮЮ КОМНАТУ

Как-то, выступая перед ветеранами войны в ворзельском пансионате "Победа", я рассказал о Доме-музее Чехова в Ялте, о своей давней встрече с сестрой великого писателя Марией Павловной Чеховой. Меня буквально засыпали вопросами, а один из присутствовавших — бывший командир взвода 1660 Гвардейского противотанкового артиллерийского полка I Украинского фронта Останин поведал о встрече в Германии с Ольгой Чеховой.

По моей просьбе он эти воспоминания записал и вручил на следующий день (теперь они хранятся в фондах ялтинского Дома-музея Чехова).

"Это было в конце мая 1945 года в Германии. Шоферы нашего полка угнали чей-то спортивный автомобиль. Через некоторое время из комендатуры полка поступило грозное приказание: "Машину вернуть, а виновных строго наказать!". Меня вызвал командир полка и говорит: "Товарищ Останин! Садитесь в машину, берите с собой несколько банок консервов, хлеба, пару бутылок вина и езжайте по тому адресу, где твои остолопы взяли спортивный автомобиль. Уговорите хозяев, чтобы они позвонили коменданту и сказали, что машина возвращена в целости и сохранности".

Еду в спортивной машине, моя — следом... Навстречу выходит моложавая женщина. Я пытаюсь объясниться, коверкая немецкие слова: "Гутен таг, фрау"... А она мне на чистейшем русском: "Здравствуйте!". — "Вы знаете русский язык?!" — спрашиваю. "Как не знать!" — отвечает. Даю команду своим орлам: "Несите в дом консервы, хлеб, сало, вино". Хозяйка улыбается и ставит на стол рюмки. Я наливаю нам с ней, а она солдатам: "Ребята, прошу к столу". — "Будем знакомиться, — говорю. Я офицер Советской Армии, младший техник-лейтенант Останин". А она: "Ольга Чехова".

0_536b2_85751f71_L

Потом позвонила в комендатуру: "Я сама разрешила солдатам покататься на своей машине". Происшествие было снято с полка".

Той же весной меня пригласили на очередную Международную Чеховскую конференцию в Ялте. В фондах Дома-музея Чехова меня ждал сюрприз: опубликованные в Мюнхене в 1971 году мемуары Ольги Чеховой на немецком языке "Мои часы идут иначе". К тому времени я уже знал: Ольга Чехова, с которой в Германии встретился лейтенант Останин, урожденная Книппер, родная племянница Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой, а с "дядей Антоном" находилась как бы в двойном родстве. В фондах меня ознакомили с документами, проливающими свет на ее жизнь.

Вот, например, такой, с грифом "Совершенно секретно":

"Донесение из Берлина. Москва. УКВД СССР. Принято по ВЧ товарищу Берия Л. П. Газета "Курьер", издаваемая в Берлине под контролем французских военных властей, 14 ноября с. г. поместила заметку: "Орден для Ольги Чеховой".

Как сообщает газета "Майнцер Анцайтер", известной киноартистке Ольге Чеховой был вручен лично товарищем Сталиным высокий русский Орден за храбрость.

clip_image001

Как при всей своей ненависти к славянам Гитлер умудрился по уши очароваться Чеховой, остается загадкой

С первых дней войны, как сообщает газета, Ольга Чехова имела в своем распоряжении комнату в ставке фюрера.

Ей удалось добиться особого расположения Гитлера, который ради нее устраивал большие приемы.

Когда фюрер на глазах у нескольких тысяч присутствующих нежно целовал ей руку и удалился с ней в соседнюю комнату, это среди высокопоставленных лиц, фашистов и промышленников вызвало ошеломление...

Не раз она была посредником в особо трудных случаях, которые имели военный интерес.

Так, один известный генерал через Чехову ставил вопрос о введении каких-то новых орудий, о которых он бесполезно просил до этого по официальным военным каналам.

Много лет вела опасную игру, не будучи разоблаченной...

Только в последние дни, когда Красная Армия сражалась в пределах Берлина, ее шофер, через которого весь материал передавался в Москву, был арестован.

Ей самой чудом удалось избежать гестапо". И резолюция: "Тов. Абакумов. Что предполагаете делать в отношении Чеховой? Лаврентий Берия".

Тут впору остановиться, перевести дух, рассказать о том, что предшествовало резолюции в духе "казнить нельзя помиловать".
Книпперы — обрусевшие немцы, издавна жили в России.

Отец Ольги Константин Леонардович, талантливый инженер, строил Закавказскую железную дорогу, пробивал туннели. "Великолепный парень, с ним приятно", — писал о нем жене Антон Павлович Чехов.

61614306_Olga_CHehova_17

У Ольги с детства два родных языка — русский и немецкий.

Владела французским и итальянским.

Образование — классическое русское.

До 17 лет она жила с родителями то на Кавказе, то в Петрограде.

В канун Первой мировой войны ее направили в Москву к любимой "тете Оле".

Там и увидел юную красавицу Михаил Чехов, племянник писателя (потом его назовут "вторым гением в семье Чеховых"), тогда актер знаменитого Художественного театра.

Вспыхнувший роман развивался бурно и вскоре завершился тайным венчанием молодых в деревенской церквушке под Москвой.

Это вызвало шок у всей родни.

Недосмотревшая за племянницей Ольга Леонардовна тут же примчалась к молодоженам и "с истерикой и обмороками на лестнице перед дверью квартиры требовала, чтобы Оля сейчас же вернулась к ней". Но увещевания, слезы родителей не помогли...

С ЧАРЛИ ЧАПЛИНОМ ОНА ГРЫЗЛА СЕМЕЧКИ

Свое первое замужество, которое оказалось недолгим и не очень счастливым, Ольга Чехова назовет "сумасбродством, за которое впоследствии пришлось дорого расплачиваться".

Однако именно оно, введя ее в мир Художественного театра, в круг друзей Михаила, подарив ей дочь, наконец, наградив звонкой фамилией, во многом определило ее дальнейшую жизнь.

Последовала длинная череда мимолетных увлечений, романов, браков ("насчет разбитых мужских сердец — то не перечесть", — годы спустя вспомнит ее старшая сестра Ада).

0_760a1_3ecb0fc4_XL

От Михаила Чехова ушла с неким Фридрихом Яроши, бывшим австро-венгерским военным, красавцем-обольстителем и авантюристом.

Вышла за него замуж, и в январе 1921 года уехала с ним в Германию.

В Берлине Ольга Константиновна, вскоре расставшись со вторым мужем, начинает с нуля ("ведь я, кроме занятий с Мишей, никакой школы не имею").

Настойчивость и целеустремленность, красивое, бесстрастное, непроницаемое лицо, таящее в себе постоянную загадку, редкая трудоспособность ("я работаю с энергией 100 лошадей") сотворили чудо.

В "маленьких театриках" и на большой сцене играла по-немецки русские пьесы.

Пришла известность. "В эти дни вышли все критики обо мне. У меня самый большой настоящий успех, — пишет она "тете Оле", — театр всегда полон".

Но настоящая известность приходит к ней в кино: "Маскарад", "Ханнерль и ее любовник", "Красивые орхидеи".

Знаменитый в свое время фильм "Мулен Руж" (1929 год) с Ольгой Чеховой в главной роли обошел экраны мира.

61612961_Olga_CHehova_16

Слава, баснословные гонорары, но...

"Запад я где-то принимаю, а где-то отталкиваюсь всеми силами. Людей сторонюсь. Чужое все, ископаемые какие-то", — писала она "тете Оле" 10 декабре 1931 года.

В другом письме: "Здесь каждое слово — деньги, каждый день — деньги... Зовут в Америку, но я не поеду. Не могу я среди людей без сердца и души работать".

В Америку она все же поедет.

В Голливуде ее наперебой приглашают такие кинознаменитости, как Дуглас Фербэнкс, Гарольд Ллойд, Адольф Манжу.

С Чарли Чаплином она грызла семечки.

Король смеха, выплевывая шелуху, лукаво спрашивал: "Так будет по-русски?".

В 1936 году Ольга в третий раз становится под венец.

Жених — бельгиец, миллионер.

В том же году на экраны Европы выходит фильм "Бург-театр", и Ада Книппер пишет из Брюсселя в Москву тете: "Успех у Ольги потрясающий, и изумительно снято, и играет по-настоящему, как большая актриса".

В другом письме: "Ольга живет в самой лучшей части города, чудесная квартира, очень элегантная... Муж Ольги очень хороший и порядочный человек, изумительно выглядит, очень избалован, но черствый, сухой делец. С ним всем нелегко... Зачем Ольга вышла замуж — не знаю. Деньги на все тратит сама".

Ольга Чехова на балу прессы. Берлин, 1939

Снова развод. Ольга Чехова, свободная и независимая, опять в Берлине.

Ее обожает Гитлер, недолюбливает Геббельс. Но это неважно. Ведь она под покровительством самого фюрера.

Как свидетельствует Валентин Бережков, автор книги "С дипломатической миссией в Берлине", на всех правительственных раутах в честь Молотова в Берлине рядом с вождями нацизма постоянно блистает, наряду с первыми звездами немецкого кино, Ольга Чехова.

Она встречается с Гитлером и Муссолини, Герингом и Геббельсом, дружит с женой Геринга, тоже актрисой.

Пользуется покровительством ее мужа. Положение примадонны нацистского экрана устраивает ее. Еще в большей мере это могло устроить Москву. Если... Ольга Чехова действительно была "агентом Сталина"?

clip_image002

Любимица Гитлера и суперагент Сталина Ольга Чехова дожила в Мюнхене до глубокой старости и после смерти входит в число знаковых женщин XX века

Заметки, статьи о шпионской деятельности суперзвезды немецкого экрана, "королевы нацистского общества" осенью 45-го появляются почти одновременно в американской прессе и в серьезном лондонском журнале "Пипл": "Шпионка, овладевшая Гитлером. Ольга Чехова, знаменитая немецкая актриса эстрады и кино, живет в данное время в замке — на восточной окраине Берлина".

В немецкой газете "Вохенпост": "под меховой шубкой у Ольги Чеховой сверкает Орден Ленина, полученный вместе с виллой и личной советской охраной в благодарность за долголетнюю шпионскую деятельность в армии Адольфа Гитлера".

МОЛОДАЯ ДЕВУШКА НА УЛИЦЕ ПЛЮНУЛА ЧЕХОВОЙ В ЛИЦО: "ЭТО ТЕБЕ, ПРЕДАТЕЛЬНИЦА!"

Ольгу буквально засыпают письмами. В одних — восхищение, в других — угрозы, проклятия.

Нет покоя и вне дома. Еще недавно царившую на экране ("женщина-вамп, сумевшая разбудить мужскую тоску", на фронтах Второй мировой войны немцы ждали лент с Ольгой Чеховой), ее всюду узнают. "Однажды на улице, — пишет она в своих воспоминаниях, — ко мне бросается молодая девушка, плюет мне в лицо: "Это тебе, предательница родины!".

У Ольги Чеховой не одна — две родины. Какую она "предавала"? Какой оставалась верна?

Была ли суперзвезда суперагентом Сталина? Сама Ольга Чехова в своей книге — а еще ранее в своих опровержениях 1945 года — на вопрос этот отвечает отрицательно.
Конец войны застал кинозвезду недалеко от Берлина.

С дочерью Адой и внучкой Верой она оставалась в своем доме — добротном, с личным бункером "глубиной в 60 ступеней".

hiters-women50

В одной из комнат дома обнаружен высокий чин СС. Хозяйке за укрывательство угрожает расстрел. Ее задерживают и допрашивают. Первая встреча-беседа Чеховой с офицером СМЕРШа полковником Шкуриным состоялась 27 апреля 1945 г. Приводим фрагменты из протокола допроса:

"— Приходилось ли вам встречать руководителей фашистского государства?
— С приходом к власти Гитлера в Германии в 1933 году я была приглашена на прием, устроенный министром пропаганды Геббельсом, где присутствовал и Гитлер. Я в числе других актеров была представлена лично фюреру. Он выразил мне наилучшие свои симпатии. Кроме этого, заинтересовался русским искусством, расспрашивал о моей тете Книппер-Чеховой. На политические темы разговоров не было.

— А еще вы бывали на приеме?
— Да, в 1938 году. Был устроен прием Риббентропом по случаю приезда японской делегации. По какому случаю они приехали, мне неизвестно. В театре Риббентроп попросил меня сесть в первом ряду. Справа от меня сидел Гитлер, слева — Геринг. А дальше другие члены германского правительства и дипломатического корпуса. В таком положении нас снимали на кинопленку, а на другой день в газетах Германии и других стран были опубликованы фотоснимки. На аналогичные приемы я приглашалась к Геббельсу и в дальнейшем.

— Когда и где?
— В первый день войны Германии с СССР на даче Геббельса в Ланке (60 километров cевернее Берлина) я была приглашена на прием...
Велись разговоры о немецком походе на СССР. Геббельс выразил мнение, что до Рождества 1941 года немецкие войска будут в Москве. Я позволила заметить, что, по моему мнению, этого не случится. Что по своей территориальности маленькая Германия не сможет победить СССР. Геббельс ответил, что в России будет революция и это облегчит победу над СССР. Я позволила себе заметить, что революция может быть только в стране, где бывает оппозиция.

— Ведь вы открыто выступили против действий германского правительства. Вас же могли арестовать.
— Меня не арестовали. Разговор закончился довольно холодно, и впоследствии я ни на какие приемы больше не приглашалась.

— Кого вы еще знаете из видных деятелей немецкого государства?
— В лицо — всех руководителей немецкого правительства, встречалась с ними на приемах...".

olgach

..Познань... Аэродром. На военном самолете Ольгу Чехову доставляют в Москву. Почти весь июнь (25 дней) она — после почти 25-летней разлуки — в красной столице строго инкогнито. Звонки, встречи с "тетей Олей" и другими родственниками запрещены. Хозяйка квартиры, где поместили Чехову, — жена советского офицера, пропавшего без вести.

"Из-за холода женщина со своими детьми ютится на кухне. Две комнаты обставлены для меня. При случае меня навещают офицеры. Они приносят книги, играют со мной в шахматы". Жена офицера и "государственная актриса" отлично уживаются. Продукты, которые молодые люди в штатском ежедневно привозят в дом, тоже содействуют сближению.

Время от времени ее везут на допросы. "Я сижу в скромно обставленной комнате, напротив меня — несколько офицеров. Партнеры по беседе вежливы, никто не кричит, в голосе даже намека на угрозу...

...Они беседуют со мной о литературе, музыке, театре, кино... О личных контактах с Гитлером, самым близким его окружением. Делал ли какие-то заметки Геббельс во время театральных репетиций, диктовал ли свои законы кинематографу, с каких пор наметилось соперничество между Герингом и Геббельсом в культурной жизни Берлина, каково личное впечатление от Гитлера, Геринга, Геббельса и Муссолини, что известно о Бормане.

На все эти затронутые в беседе вопросы я дала, более или менее исчерпывающие ответы. — вспомнит много лет спустя Ольга Чехова. -- О Геббельсе я могу рассказать много, о Гитлере и Муссолини меньше, а о Бормане вообще ничего. Я его никогда не видела".

25 июня 45-го ее на самолете отправили назад, в Берлин.

clip_image003

"Мои часы идут иначе" называется книга Ольги Чеховой. Эта удивительная женщина действительно выбивалась из времени