В пятницу, 2 октября, президент США Барак Обама впервые публично прокомментировал начало российской военной операции в Сирии. Он раскритиковал Москву за поддержку Башара Асада и назвал ее действия в регионе «рецептом катастрофы».
Президент США отметил, что действия РФ идут вразрез с американской стратегией. «Мы не готовы сотрудничать с российской военной кампанией, если цель — уничтожить всех, кто не согласен с Асадом», — сказал Обама.
По его словам, объектом атак российских самолетов стали позиции боевиков, принадлежащих к умеренной оппозиции, а не к группировке «Исламское государство» (ИГИЛ) *. «С точки зрения России все оппоненты Асада террористы, и это рецепт катастрофы», — отметил президент США.
По мнению Обамы, сирийскую проблему невозможно решить одним военным вмешательством. «Если мы не сможем добиться того, чтобы местные силы согласились каким-либо образом сосуществовать вместе, никакое военное вмешательство США не решит проблему», — пояснил он.
Барак Обама подчеркнул, что готов работать с президентом РФ Владимиром Путинымнад политическим урегулированием в Сирии. «Я сказал Путину, что готов работать с Россией, если он выступит посредником по организации переходного процесса по смене власти в Сирии», — рассказал Обама о встрече с российским коллегой в Нью-Йорке, на полях 70-й сессии Генассамблеи ООН.Трамп обвинил Вашингтон в том, что он всегда поддерживает «плохих парней»
Такая суровая критика объясняется просто: Обама опасается, что Москва перехватит инициативу в Сирии. Военные успехи РФ заставили американцев активизировать собственную игру. В субботу, 3 октября, стало известно, что Вашингтон рассматривает возможность увеличения поддержки «тысячам сирийских повстанцев», чтобы помочь им «сместить „Исламское государство“ с территории около сирийско-турецкой границы». Об этом сообщило агентство Reuters со ссылкой на источники в администрации США.
По данным Reuters, это предложение сейчас находится на рассмотрении США и Турции. Поддержка против ИГИЛ может быть оказана объединенной группировке арабов, в которую войдут и представители других этнических групп. Количество рекрутов может достичь 8 тысяч человек. Плюс к тому, администрация США изучает возможность поддержки еще одной «группы повстанцев», в которую входит большое число курдов.
Это значит, что Вашингтон упорно продолжает искать силы вне окружения Асада, на которые можно опереться, а в перспективе — сформировать из них проамериканское правительство Сирии.
Прежняя ставка на светскую оппозицию, похоже, де-факто признана ошибочной. Так, 2 октября группа сенаторов обратилась к руководителям Пентагона, Госдепартамента и ЦРУ с просьбой прекратить программу обучения и оснащения боевиков сирийской оппозиции в связи с ее неэффективностью. Ранее, напомним, стало известно, что бойцы сирийской оппозиции, подготовленные США, пошли на сделку с террористической группировкой «Джебхат ан-Нусра» **, и передали ей часть своей военной техники и боеприпасов.
Возникает вопрос: не является ли «рецептом катастрофы» именно американская стратегия в Сирии? Удастся ли Вашингтону открыть эффективный «второй фронт» против ИГИЛ?
— Чем дальше, тем больше возникает сомнений, кого именно США поддерживают в Сирии, — считает директор Фонда изучения США им. Франклина Рузвельта в МГУ Юрий Рогулев. — Позиция России — с ней можно соглашаться или нет — предельно ясная, понятная, к тому же она четко выполняется. Позиция США, напротив, крайне неопределенная. Именно этим объяснятся противоречивые заявления американского руководства, в частности, госсекретаря США Джона Керри и президента Барака Обамы.
Так происходит потому, что США связаны союзническими отношениями с Саудовской Аравией, а саудовцы не прочь половить рыбку в мутной сирийской воде. Они, в частности, поддерживают в Сирии группировки, которые никак нельзя назвать умеренными — например, «Джебхат ан-Нусра».
«СП»: — Обама в самом деле считает российскую стратегию «рецептом катастрофы»?
— Я так не думаю. Просто президента США сегодня критикуют со всех сторон, и он вынужден сохранять лицо, жестко оппонируя России. Штаты сделали ошибку, начав поддерживать сирийскую оппозицию. Дело в том, что эта оппозиция крайне неоднородна и нестабильна, ее группировки рассеяны, и зачастую разделяют радикальные идеи ИГИЛ. Вашингтон не сразу оценил эти реалии.
На деле, ситуация с раскладом оппозиционных сил в Сирии крайне запутанная, и рано или поздно США придут к необходимости координации с РФ действий против оппозиции.
«СП»: — Штаты волнует, что мы сейчас перехватываем инициативу, они могут накачать вооружениями лояльные группировки светской оппозиции, и открыть активный «второй фронт» в Сирии?
— В теории могут, но такие решение — не в стиле Барака Обамы. В принципе, президент США миролюбивый человек, и его изначальный план заключался в завершении войн, которые в течение последнего десятилетия вела Америка. Но жизнь показала, что этот план утопический. И что в ряде случаев — как в Ираке — вывод войск оборачивается хаосом.
Но в Сирии, уверен, никакого «второго фронта» не будет, вообще не будет вспышки военной активности со стороны США. Обаме это не нужно. Он по-прежнему будет придерживаться жесткой риторики, критиковать Россию, но вмешиваться всерьез в сирийские дела не станет. Не стоит забывать: впереди у демократов США президентская кампания, а усиление активности в Сирии может дать непредсказуемый электоральный эффект…
Комментарии
Например, в Ираке ИГ для разрушения государства выступило в активном союзе с курдами, получившими широкую автономию под протекцией Соединённых Штатов и Соединённого Королевства в период между двумя западными вторжениями.
Предопределенный жесткий конфликт с шиитами, являющимися союзниками Ирана, и распад Ирака на три части в точности совпадает с американской идеей «нового Ближнего Востока».
А захваченные террористами нефтяные месторождения столь же «удивительным» образом поставляют нефть через посредничество американских и саудовских компаний на Запад, перекрыв поставки Сирии. Уже на данный момент, захватив лишь часть Ирака, ИГИЛ ослабляет Сирию и Иран, а также наносит ущерб Китаю.
Недавно организация опубликовала карту будущего халифата, в территорию которого должны войти весь север Африки, весь Ближний Восток, Испания, Балканский полуостров, а также вся Центральная Азия, Кавказ, часть России и Индии.
Как отмечает немецкий эксперт по Центральной Азии Михаэль Лаубш,
«модель ИГ предполагает трансграничную экспансию «халифата», причем на те территории, где есть востребованные на мировом рынке природные ресурсы».
\
В ноябре боевики продвинулись вглубь нефтеносной провинции Киркук в Ираке и захватили несколько месторождений. По словам представителя министерства финансов Ирака, появилась информация, что "Исламское государство" продает на черном рынке иракскую нефть по цене всего 20 долларов за баррель.
В результате теперь, несмотря на грозные окрики из Совбеза ООН, ИГИЛ реализует нефть по крайне низкой цене – $25 за баррель, которая затем контрабандным путем попадает в Турцию и Иран.
Даже в США целый танкер нефти по этой цене пытались продать, но танкер был арестован...
Перекупают нефть у ИГИЛ посредники на границе с курдской автономией. Причем, после перепродажи её на нефтеперерабатывающие заводы Турции и Ирана прибыль от такой сделки достигает колоссальных значений!
Новый поток нефте-денег позволяет им организовать те элементы структур власти, которые ранее джихадистам были недоступны: платить жалование рядовым бойцам, причем большое жалование, активно подкупать иракских солдат и офицеров, покупать большие партии оружия, наконец, за счет денег формировать свою террористическую сеть.
Правильно мнение – это очень интересная оценка возможных (?) планов американцев по обрушению нефтяных цен, с помощью чего им один раз уже удалось свергнуть своего геополитического врага – СССР.
То есть это часть игры на падение нефтяных цен и обрушения экономик заязанных на сырьевом импорте.
В подготовке сирийских боевиков на территории Иордании также участвуют инструкторы из Франции и Германии, а подразделения ИГ возглавляют американские, французские и саудовские офицеры.
Обнаружился в обеспечении боевиков и «украинский след».
По свидетельству французского исследователя Т. Мейсана, в мае 2014 г. члены королевской семьи Саудовской Аравии аль-Файсалы купили на Украине оружейный завод, откуда тяжелые вооружения были доставлены на турецкий военный аэродром и переданы боевикам ИГ.
Официально объявив очередной поход против террористов, на сей раз из ИГ, Вашингтон не нашел ничего лучшего, чем выделить 500 млн. долл. для «умеренной» оппозиции в Сирии, а также начать военную операцию против Б. Асада.
Выглядит глупо, если поверить в стремление США воевать с ИГ. Но цели операции абсолютно другие.
Рожденное американскими спец службами, ИГИЛ стремится на север. Оно уничтожает и подчиняет курдов.
Россия пытается поставить блок в виде союза с Ираном, налаживая тесные экономические и политические отношения. Но блок слаб.