Странности войны в Сирии

На модерации Отложенный

Григорий Меламедов

Судя по военным сводкам, наступление сирийско-иранских наземных сил развивается еле-еле. Предстоит затяжная позиционная война, в которой нашей авиации придется очень трудно, так как в уличных боях террористы прикрываются гражданским населением.

К нашей армии претензий нет. Но к политическому руководству России их много. Каждый день вылезают новые «странности», свидетельствующие о плохом знании реалий той войны, в которую мы вмешались.

Самой странной выглядит история с Сирийской свободной армией (ССА). Сразу после начала военной операции Путин рассказал, что Франсуа Олланд  предложил России вступить в переговоры с ССА, но российские представители не могут найти эту организацию. Выглядело это как издевательская шутка, - якобы, такой группировки вообще не существует.

На следующий день Федеральное агентство новостей сообщило, что представитель ССА Кадри Джамиль заявил о готовности вместе с Асадом бороться против ИГИЛ и опроверг слухи, будто российская авиация бомбит ССА. После этого посол РФ в Великобритании Александр Яковенко попросил политдиректора английского МИД Саймона Гасса помочь установить контакт со Свободной сирийской армией.

Дальше наш МИД заявил, что вступил в контакт с оппозицией, но не уверен, что это именно ССА.

Наконец, в интернете появились карты расположения разных группировок в Сирии и мест, по которым бьет наша авиация. Получалось, что ССА находилась к югу от Дамаска и ближе всех продвинулась к столице, но российские самолеты ее действительно не трогают. И вдруг буквально в последние дни сообщается о боях с ССА к северу от Латакии, в районе Алеппо. Заметим, что ССА в любом случае не относится к исламистам, - в ее руководстве есть христиане, а сам К.Джамиль в прошлом член компартии Сирии и бывший министр правительства Асада.

Как можно потерять из виду целую группировку, вести переговоры, неизвестно с кем, а затем - ни с того, ни с сего - вступить с ней в бой совсем не там, где она находится?

Эта история показательная, хотя, конечно, не такая уж важная. А вот пример посерьезнее. 10-го октября российская авиация вынудила боевиков «Джабхат ан-Нусра» отступить. Но из-за плохой координации с наземными войсками получилось, что сирийская армия не успела в освобожденный район, и его занял ИГИЛ, расширив свою территорию.

Еще одна странная история. Неделю назад на севере Сирии, у турецкой границы был создан блок «Демократический союз» (ДС), в который вошли курды и христиане-ассирийцы. Новая группировка заявила, что является оппозицией в отношении Асада, но будет бороться с ИГИЛ. (Это естественно, т.к. в том районе правительственных войск нет, а ИГИЛ есть). США и саудовцы сразу стали вооружать ДС. А через день турецкий МИД вызвал российского и американского послов и выразил им протест по поводу поставок вооружений курдам из ДС. Кто-нибудь может объяснить, зачем России понадобилось вооружать оппозицию?

Или опять не разобрались, кто есть кто?

Допустим, даже это можно назвать недоразумением. Но вот уже принципиальный момент: сегодня Сергей Иванов прямо заявил, что цель операции – «оставить лежать в сирийской земле» тех боевиков ИГИЛ, которые являются гражданами России, не допустить их возвращения. Спрашивается, как наше руководство представляет себе победу в этой войне? Неужели кто-то рассчитывает убить всех террористов или взять их в плен?

Победа (дай Бог, чтобы она состоялась!) может заключаться лишь в том, чтобы лишить ИГИЛ территории, заставить его уйти в подполье, вынудить боевиков уйти из Сирии. Кстати, наши же российские СМИ радостно сообщают, как джихадисты толпами убегают в Турцию. Как это согласуется с той задачей, о которой говорит Иванов? Он же профессионал, он не может не понимать, что чем сильнее боевиков теснят в Сирии, тем скорее они будут переброшены в другие места, в том числе на Кавказ.

ИГИЛ уже приказал своим сторонникам в России и соседних с нами странах не посылать сейчас людей в Сирию, а открыть джихад здесь. Просаудовская «Джабхат ан-Нусра» и множество других группировок тоже заявили об открытии джихада против России на российской территории и по всему миру.

Если в последние десять лет Кавказ стал дальней периферией джихадизма, спонсоры террористов потеряли к нему интерес, то теперь он снова становится их главным направлением. То есть превентивный удар привел к противоположному результату.

Причина этих ошибок и несуразностей, на мой взгляд, в том, что российское руководство и общественное мнение (мнение лояльного большинства) видит в сирийской войне, в первую очередь, противостояние с США. И не считает нужным вникать в ближневосточные тонкости. Например, в то, что «Джабхат ан-Нусра» с ИГИЛом злейшие враги, и это надо было использовать. Или в необходимость поддержания баланса сил между Ираном, Турцией и Саудовской Аравией.

Забыли и главную экономическую причину гражданской войны в Сирии. А она состояла в том, что получивший воспитание на Западе Б.Асад решил изменить курс своего отца, попробовал начать экономические реформы, привлечь займы МВФ. Это привело к резкому социальному расслоению между столицей (то есть алавитской бизнес-верхушкой) и нищей суннитской деревней. Именно поэтому мира в стране не будет, пока сунниты не станут большинством в правительстве. А на это никогда не согласится Иран… Американцы, к сожалению, тоже больше озабочены борьбой с Россией и тоже не хотят вникать в «туземные тонкости».

А тем временем джихадистская пропаганда утверждает, что восточные крестоносцы (Россия) и западные (США) вместе с шиитами объявили войну всем правоверным. И эта пропаганда уже дает результаты. Хотелось бы знать, было ли готово наше руководство к такому повороту событий. И что оно собирается делать, если сирийско-иранские войска так и будут топтаться вокруг Алеппо.

Военная карта Сирии