Тбилиси, два года спустя...

В Грузии отмечают сегодня годовщину разгона спецназом митинга в Тбилиси. Оппозиция посвятила этому дню серию акций протеста.

Стена между народом и властью. На ней – красные отпечатки рук. Для несведущих – это символ. Оппозиция напоминает о разгоне акции протеста 7 ноября 2007 года. Тогда было действительно страшно. Сотни безоружных людей пострадали. Слезоточивый газ, резиновые пули и наконец непростительное вторжение спецназа в здание телекомпании «Имеди». 7 ноября стоило грузинской власти многого. Ее осудил весь мир и она явно научилась на ошибках.

Весной в Тбилиси поднялась новая волна протеста. 3 месяца центр столицы был блокирован, многострадальный проспект Руставели – заставлен железными клетками предприимчивой оппозиции, город фактически замер в ожидании... Но ни разу Саакашвили не применил силу. Он терпеливо ждал и дождался. Сами его противники устали и разошлись. А точнее, ушли в длительный отпуск.

Теперь – лидеры антисаакашвилевского движения вспоминают о трагическом дне в новейшей истории Грузии и вновь пытаются построить свою карьеру на ошибке властей 2-летней давности. Проблема лишь в том, что ошибка эта слишком потрепана временем. На ней одной выводить народ на улицу в режиме нон-стоп не получается. Не действует уже и обвинение в проигранной войне. Потому что обвинения и требования об отставке президента остаются словами. Президент остается президентом.

А оппозиция обещает третью волну. При этом сама же признает: за 6 лет президентства Михаила Саакашвили его оппоненты ничего с ним сделать не смогли. В субботу, к примеру, во время акций оппозиции в Тбилиси, он закладывал строительство ГЭС в одном из регионов – за много километров от столицы.

Быть может, проблема в том, что многие из лидеров оппозиции в свое время были в команде президента. Нино Бурджанадзе 7 ноября выступила с речью о том, как два года назад легко можно было избежать разгона мирной демонстрации.

Бурджанадзе не хочет вспоминать о том, что была вторым лицом государства во время этого самого разгона, а вскоре после исполняла обязанности президента. Сдерживала ситуацию, пока Саакашвили готовился к избранию на второй срок.

Главный генератор оппозиционных идей Гия Гачечиладзе (он же брат одного из лидеров оппозиции, эпотажный телеведущий «Уцноби») еще весной предлагал построить стену на проспекте Руставели, сделать ее символом пропасти, существующей между Мишей и всеми остальными грузинами. Сегодня Уцноби все-таки установил стену – правда, бумажную. И сегодня же эту «стену» унесли. Не получилось задуманного шоу. По той простой причине, что на улицы в заранее проанонсированный и прорекламированный день вышли не сотни тысяч человек, а максимум тысячи три.

За субботу оппозиция успела устроить еще и две акции протеста у телевизионных каналов – того самого «Имеди» и общественного ТВ Грузии. Потребовали свободы слова и демократии, потребовали, чтобы власть несла ответственность перед миром, делала обещанную либеральную страну. Те, кто пришел на манифестации, и те, кто смотрел в этот день телевизор, наверняка понимают: ошибок нынешняя грузинская власть допустила достаточно. Ее есть за что критивать. Но не меньшей критики заслуживают и политические оппоненты Саакашвили. За то, что не смогли сплотиться, не смогли найти лидера, за то, что делили шкуру неубитого медведя и не могли сформулировать общую стратегию. За то, что смогли только критиковать, не предлагая реальных решений многочисленных проблем. За то, что позволили себе каникулы в стране, где власть не имеет права расслабляться.

Третья, десятая, - да какая угодно волна протеста. В Грузии к ним давно привыкли.