Magna помирит Путина с GM

Канадский производитель компонентов пытается взять на себя роль посредника в отношениях General Motors и российских властей

Сопредседатель совета директоров компании Magna International Inc. Дон Уокер признался, что производитель компонентов никогда не горел желанием стать акционером Opel. Вступить в консорциум с российским "Сбербанком" пришлось по просьбе правительства Германии. С точки зрения основного бизнеса Magna, Opel был серьезной помехой: если бы сделка была закрыта, от услуг канадцев отказались бы многие из нынешних клиентов, не готовые передавать свои ноу-хау конкурирующему бренду.

В качестве «утешительного приза» GM предложил российскому ГАЗу совместный проект. Подробности этого сотрудничества не разглашаются. Не исключено, что речь может идти о строительстве новой сборочной площадки, которой будут владеть General Motors, Magna и Горьковский автозавод. Для Magna новый проект – возможность сотрудничать с General Motors и ГАЗом, а также шанс развиваться на рынке комплектующих, где у Magna мало конкурентов. Для российского завода это дополнительный доход, а для GM – возможность избежать разбирательств по поводу того, насколько законно они прекратили переговоры по продаже Opel.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СДЕЛКА

Срыв сделки с альянсом Magna гарантирует GM конфликт с российскими властями – это американцам понятно. Чтобы избежать ненужных трудностей на перспективном рынке, американцы решили реанимировать планы по совместному производству на ГАЗе. Сообщение о возобновлении прямых партнерских отношений с Горьковским автозаводом GM выпустила одновременно с информацией о своем решении не продавать Opel.

В истории с Opel, которая тянулась почти год и кончилась ничем, с самого начала было много политики. Президент России Дмитрий Медведев лично встречался с канцлером Германии Ангелой Меркель, чтобы обсудить покупку и получить гарантии, что бренд не достанется другим претендентам. Российские власти выступали локомотивом сделки. Вот почему когда она не состоялась, Владимир Путин высказался крайне резко, и даже пригрозил американскому концерну «разборкой».

КАНАДСКИЕ ПЕРЕГОВОРЩИКИ

Нейтрализовать назревающий конфликт между General Motors и российскими чиновниками взялось руководство канадской Magna International Inc.

Канадцы с самого начала вели переговоры с GM, готовили стратегическую программу по спасению бедствующего Opel. Российский рынок для них представляет особый интерес. В следующем году будет открыт первый собственный завод кузовных комплектующих, на него в компании возлагают большие надежды. Как пишет канадская газета Globe and Mail, ссылаясь на главу Magna Франка Штронаха, в компании ведут переговоры с GM о строительстве в России еще одной новой сборочной площадки для иномарок.

Для Magna это абсолютно безопасный вариант – возможность заниматься лишь сборкой чужих машин, для которых компания будет к тому же поставлять детали. Да и в вопросах сборки машин Magna – далеко не новичок, в Европе у нее уже есть несколько сборочных проектов. Кстати, такая форма партнерства и отношения с действующими клиентами не портит. Для ГАЗа же это новый виток во взаимоотношениях с иностранцами и столь необходимая финансовая помощь. Если учесть, что президент Горьковского автозавода Бо Андерс – сам выходец из GM, в его заинтересованности в сотрудничестве можно не сомневаться.

ЗАВОД, КОТОРЫЙ НЕ НУЖЕН

Проблема только в одном. У General Motors в России уже больше площадок, чем нужно: свой собственный завод под Санкт-Петербургом практически не загружен, совместное предприятие «GM-АвтоВАЗ» работает в одну смену из трех возможных, а в октябре еще и стартовала сборка Opel Astra на калининградском «Автоторе». В компании признают, что в новых площадках необходимости в ближайшем будущем не появится . А если предприятие и будет востребовано, то лишь через несколько лет, когда кризис кончится и продажи снова начнут расти.

Однако завод может быть нужен General Motors не на случай резкого увеличения спроса, а просто для того, чтобы погасить обиду российских властей и защитить начатые здесь раньше проекты от нападок. GM, сделав ставку на развивающиеся рынки, не только не ищет ссоры, но и готова тратить деньги – которых ей самой сейчас остро не хватает – на восстановление дружеских отношений с правительством Путина.