Сирийский цугцванг
На модерации
Отложенный
В одном китайском фильме есть эпизод: на главную героиню на базаре нападают местные разбойники, которые хотят ее ограбить, но за нее вступается проходивший мимо шаолиньский монах. Монах доблестно отгоняет от героини пятерых-шестерых нападающих, которые с позором ретируются, утирая разбитые носы и придерживая поломанные части тела. а героиня и монах расходятся в разные стороны, чтобы никогда больше не встретиться. Но эпизод имеет продолжение: выйдя с рынка монах сталкивается уже не с 5-6, а с доброй дюжиной бандитов, с которыми отчаянно сражается, но те в конце концов его убивают. И главарь головорезов, склонившись над монахом, которого собирается прикончить, произносит фразу: "Монах! Никогда не начинай дела, которого не можешь закончить!"
Не успела на Нью-йоркщине завершиться тусовка президентов и глав правительств под названием Генассамблея ООН, как президент России Путин вновь огорошил весь мир, отдав приказ о начале операции российских ВВС, незадолго до этого переименованных в Военно-космические силы, против ИГИЛ в Сирии. Главы западных государств и правительств во главе с Обамой и Кэмероном почти трое суток пребывали в полном ах... (простите - шоке), после чего начали давать противоречивые комментарии на недоброжелательные возгласы прессы. Причем комментарии настолько же малоубедительные, насколько и смехотворные.
Но не о фигурах речи американского президента или английского премьера пойдет речь в этом посте. А пойдет она о способности России, ведомой Путиным, закончить начатое дело - ликвидацию ИГИЛ. И вот тут как-то тревожно делается. Нет, броня, конечно, крепка, и "Сушки" наши быстры. Пока что вряд ли уместны и параллели с 10-летием отдачи "интернационального долга" в Афганистане: не тот масштаб вторжения и задействуемых сил. Но есть одно "но": так пафосно и активно начав операцию по подавлению ИГИЛ, но при этом заранее ограничив сроки (до завершения наступления верных Асаду войск) и территорию проведения операции (только Сирия) Россия рискует повторить судьбу американской антиигиловской коалиции или арабской коалиции, безуспешно утюжащей с воздуха повстанцев-хуситов в Йемене. Более того, появляются основания думать, что "маленькая победоносная война", затеянная Путиным в Сирии, далеко не столь бескорыстна, как пытаются представить россиянские официозные СМИ, и закончиться может совсем не тем, на что рассчитывает Москва.
Бить по злобным террористам из ИГИЛА, а равно из "Джебхат-ан-Нусры" (черт, что за имечко - "Нусра"!), безусловно, дело полезное и нужное. Но только не Путин ли (а также Медведев, Шойгу, Иванов и прокремлевские политологи вроде Пушкова и Соловьева) вещали, кивая на американцев и саудитов, что бомбардировками проблему террористов не решить? А тут - ровным счетом то же самое: исключительно бомбардировки, ну, разве что, "точечные", а не "ковровые". Ну, ладно, разбомбят наши космические силы крупные объекты ИГИЛ в Сирии, а дальше что? Ну, хорошо, армия Асада еще сможет зачистить города от остатков боевого (воюющего с оружием) крыла ИГИЛ, хотя это будет долгое и кровавое предприятие, сопровождающееся нарастающими воплями разного рода правозащитной стервы о непропорциональности использования силы, пытках, убийствах мирных граждан и т.п. (вспомним Чечню, 1994-1996 гг., 1999-2004 гг.).
А дальше, для окончательной "зачистки", выявления глубоко законспирированных ячеек ИГИЛ и "Нусры", нужны хорошие, качественные, профессиональные спецслужбы, а не сирийский "мухабарат" в его современном состоянии; пользующиеся к тому же поддержкой населения. А где они, спецслужбы? Их сотрудники либо бежали, либо погибли, как и подсобный аппарат. А что касается населения - глупо полагать, что оно будет безоговорочно поддерживать работу неопытных юнцов, вновь набранных в ряды спецслужб. Ему, населению, пережившему почти 5 лет гражданской войны, не идущей ни в какое сравнение с чеченскими кампаниями, попросту страшно. К тому же крайне ошибочно полагать, что конфликт был принесен в Сирию извне: все его составляющие мирно (до поры) дозревали внутри страны, в ее обществе, то бишь, среди населения, а потом прорвались наружу. И одной из основных причин сначала социального, а потом уже религиозно-экстремистского взрыва, произошедшего в Сирии, было то, что династия Асадов (как Янукович в Украине, только еще хуже) очень многих откровенно за...бала. Поэтому, если Россия желает покончить с ИГИЛ хотя бы в Сирии, ей придется помогать Асаду не только в космосе, но и на грешной земле (советниками, а кое-где - и вполне себе нормальными боевыми подразделениями сухопутных войск).
Дальше - больше. Все помнят, что означает ИГИЛ: это "Исламское государство Ирака и Леванта" (или "Шама", на арабский манер). Основная часть группировки, опора ее экономики и военной мощи находятся не в Сирии, а в Ираке. Там склады с американским вооружением, брошенные армией нового Ирака, там находятся профессиональные военные из бывшей армии Саддама Хусейна (они, а не энтузиасты вроде Умара Шишани, грохнутого год и день назад в Сирии, в действительности командуют боевыми подразделениями ИГИЛ). Там же нефтеносный Мосул, захваченный также год назад.
Кто не помнит историю Кавказской войны, напомню: она прекратилась только после того, как русская армия зачистила черноморское побережье там, где сейчас незалежная Абхазия, а русская дипломатия сумела убедить англичан отказаться ввозить английское оружие контрабандой через Турцию и тем самым спонсировать ее. Причем тогда турецким (и абхазским) контрабандистам, чтобы доставить оружие горцам Шамиля, приходилось карабкаться в горы. А граница между Сирией и Ираком - почти равнина, к тому же совершенно "прозрачная". Не надо иметь семь пядей во лбу, чтобы сделать простой и логичный вывод: те же самые террористы ИГИЛ, что сегодня бегут (или отступают) в сторону Мосула, завтра (послезавтра) залижут свои раны, прикупят оружия и техники и начнут совершать более или менее массовые вылазки через иракско-сирийскую границу в сторону Дамаска, Латакии и Тартуса.
И не факт, что асадовская армия и "мухабарат" сумеют их остановить и быстро обезвредить. Отсюда еще один простой логический вывод: бить ИГИЛ надо и на территории Ирака, как в свое время "мочили" немецких фашистов, не останавливаясь после выхода на довоенную советскую границу.
Когда-то, выступая на очередной международной тусовке, президент Путин сравнил международный терроризм с немецким нацизмом, явно намекая на необходимость создания широкой международной коалиции против террористов, сродни Антигитлеровской коалиции. Мантра про широкую международную коалицию звучит и сегодня, но контуров этой коалиции (именно широкой) как-то даже не просматривается. У американцев с англичанами и френчами в Сирии и Ираке своя свадьба, у саудитов, одной рукой борющихся с ИГИЛ, другой - раздающих им деньги, - своя. Есть еще НАТО с его атлантической солидарностью и такой немаленький член НАТО, как Турция.
А Турция - это вообще отдельная головная боль. Начнем с того, что Турция - страна с дефицитом энергоносителей. Их (энергоносители) она (Турция) может получить, за большие деньги импортируя природный газ и нефть из России ("Голубой поток", существующий пока только в планах "Турецкий поток") и Азербайджана (БТД, БТЭ) или по дешевке скупая его у ... ИГИЛ, которая с осени 2014 г. контролирует иракский Мосул и все нефтепромыслы и нефтепроводы этого региона. Не просто же так затихли шумные пересуды по поводу "Турецкого потока", а? А куратором поставок игиловской нефти в Турцию, по некоторым сведениям, является ... сын президента Реджепа Эрдогана Билал Эрдоган, владелец заводов, газет, пароходов, в т.ч. танкерного флота, который базируется в портах Бейрута и Джейхана и развозит игиловскую нефть и в ЕС, и в юго-восточную Азию, и даже в Японию. Дольщиками в одной из судоходных компаний Б.Эрдогана, "БМЗ Лимитед", танкеры которой перевозят игиловскую нефть в Японию, являются ближайшие родственники его папы-президента.
Сам Реджеп Эрдоган, а с ним его верный сподвижник Ахмет Давутоглу, который еще в 2010 г. на пару с французским коллегой Аленом Жюппе разрабатывал проект ликвидации режима Асада, считаются инициаторами систематического и целенаправленного разграбления Сирии. Говорят, из Алеппо, экономической столицы Сирии, захваченной ИГИЛ, в Турцию было вывезено все мало-мальски уцелевшее оборудование. А в турецком городке Антакья (бывшая Антиохия, столица древней Сирии во времена династии Селевкидов) вполне легально действует рынок на котором "толкают" артефакты, похищенные ИГИЛ и "Нусрой" в Пальмире и других исторических сирийских городах. Еще один штрих: дочка президента Эрдогана, Сюмейе Эрдоган руководит госпиталем для боевиков-исламистов близ сирийско-турецкой границы, куда их каждый день десятками доставляют грузовики турецкой армии. Сам собой напрашивается вывод: пожелай Россия расширить в пространстве пределы проводимой антитеррористической операции, ей не избежать жесткого столкновения с Анкарой, а также стоящими за ней НАТО и США. Не зря же британский штаб ВВС выпустил директиву, разрешающую британским летчикам сбивать российские самолеты, если они влезут в воздушное пространство Ирака и "будут себя вести агрессивно" по отношению к англичанам. Желает ли этого Россия? Этого она хотела добиться, влезая в сирийский конфликт? И в состоянии ли она (Россия) закончить начатое в Сирии дело?
Безусловно, в большой политике (в обычной жизни, к сожалению, тоже порой) выбор делается не между хорошим и плохим, а между очень плохим и наихудшим. С одной стороны, сломай игиловцы Асада, не прошло бы и месяца, как они оказались бы под стенами Оренбурга (а то и Казани). Поэтому, конечно, лучше было попытаться придушить зверя, пока он не вылез далеко из своей норы. С другой стороны, России (руководству, конечно, ибо людская масса, именуемая народом (населением, электоратом, быдлом) есть не субъект, а объект политики) позарез нужна "маленькая победоносная война" и президент верхом на медведе, не только на гламурных майках, но и в жизни блистательно побеждающий политических противников одним движением бровей. Надо, просто позарез необходимо отвлекать быдло от все более удручающей картинки в экономике, периодически возникающих коррупционных скандалов (вспомним Хорошавина с Гайзером, хотя бы), нескончаемой борьбы с внутренним терроризмом и нескончаемыми неурядицами в ЖКХ. И красиво поданная военно-космическая помощь сирийской армии на фоне ох... (простите, глубоко шокированных), мелющих всякую чушь Обамы и Кэмерона - не самая плохая жуйка. Не хуже, во всяком случае, чем полумифическое импортозамещение.
В конце концов, надо и мировую экономическую конъюнктуру пытаться формировать под себя, а не дергаться в корчах после очередного обвала цен на нефтянку, устроенного Уолл-стритом или Эр-Риядом. И Турцию надо пристегивать к реальности (к "Турецкому потоку", то есть), параллельно отстегнув ее от дешевых углеводородов игиловского происхождения. И вообще, для России, не способной слезть с ресурной "иглы", благо, когда нефти в остальном мире добывается как можно меньше, а ценник на нее - как можно больше. Но раз так, если смысл всех наших мантр и авиаударов - повлиять на сырьевую конъюнктуру, чтобы поправить трещащий по швам российский бюджет, если внешняя политика - опять всего-лишь средство сбить градус внутренних проблем, чтобы обеспечить "стабильность" режима, все более обнаруживающего признаки позднебрежневского застоя (чего стоит награждение Медведева Путиным орденом "За заслуги перед Отечеством", случившееся вчера!), если цели наших "ограниченных" и "точечных" действий ничуть не менее хищны и лицемерны, чем цели и интересы наших партнеров, вроде Эрдогана и Обамы, - тогда, наверное, не надо п...здеть про "широкую международную коалицию" и бескорыстную помощь сирийскому народу.
Комментарии
Убить собаку (и тем самым "завершить что начала") она, конечно, неспособна. Но способна нанести собаке такой вред, что собака не сможет реализовать свои первоначальные планы.
Россия видит угрозу и борется с грозным противником за свою жизнь.