Одессе и Очакову приготовиться?

На модерации Отложенный

Кто только не засуетился после того, как Россия 29 октября 2022 года объявила о приостановке участия в зерновой сделке, по которой с 22 июля сего же года происходил экспорт сельскохозяйственной продукции с Украины по Чёрному морю из её портов.

Постоянный представитель России при ООН Василий Небензя сообщил об этом (о приостановке участия в зерновой сделке) официально генеральному секретарю организации Антониу Гутерришу. И сразу после этого в Чёрном море опустел транспортный коридор, по которому туда-сюда между портами на юго-западе Украины и европейскими портами сновали транспортники и небольшие танкеры. Последние два морских грузовика, следующие курсом на выход из Чёрного моря, были зафиксированы более суток назад. А кто ж будет ходить по морю, если все понимают — во время возмездия можно попасть под раздачу? Россия об этом предупреждала честно.

Суть истории такова: в Стамбуле 22 июля 2022 года одним пакетом были подписаны два взаимосвязанных документа по решению проблем поставок продовольствия и удобрений на мировые рынки. Первый — меморандум — об обязательствах ООН снять различные ограничения на экспорт российской сельхозпродукции и удобрений на мировые рынки. Второй — об алгоритме вывоза украинской сельхозпродукции из черноморских портов, подконтрольных Украине. Участники — ООН, Турция, Украина и Россия.

Но как всегда в работе с Западом, тот начал врать сразу. Во-первых, очень скоро выяснилось, что зерна на Украине гораздо меньше, чем она заявляла изначально: не 20 млн. тонн, а 5—6 млн. Может, больше, может меньше. Но это неважно, потому что пошло зерно с Украины не на рынки беднейших стран Африки, о чём ныл Запад, обвиняя Россию в блокаде портов, а европейским странам, которые немедленно устроили им спекуляцию втридорога. Всего же в Африку и всем прочим «бедным» попало не более 3% из вывезенного.

Глава Минсельхоза России Дмитрий Патрушев, выступая по телеканалу «Россия 24», разъяснил: «Мы видим, на самом деле, куда направлялись суда с Украины — это Италия, Испания, Нидерланды... По некоторым грузам — по рапсу, по кукурузе, по соевым бобам — доля стран ЕС составляет от 60% до 100%. То есть вовсе не те государства, которые реально испытывают острую потребность в продовольствии и ранее традиционно закупали украинскую продукцию».

Во-вторых, Москва вскоре пожаловалась на то, что в части экспорта из России сделка пока не работает. Запад ссылается на санкции и ограничения в торговле с Россией и находит прочие отговорки.

И, наконец, в-третьих, непосредственной причиной выхода России из зерновой сделки стала атака дронов на находившиеся у берегов Крыма (в Севастополе) корабли Черноморского флота. Атакованы были корабли Черноморского флота и гражданские суда, находившиеся на внешнем и внутреннем рейдах пункта базирования Севастополь. Как рассказал губернатор этого города Михаил Развожаев, нападение длилось несколько часов и было самым массированным с начала спецвоенной операции (СВО) России по принуждению Украины к здравому смыслу.

При этом Минобороны России назвало такие действия «террористическими» и очень скоро указало, что теракт осуществили военные украинского 73-го специального центра морских операций, который находится в Очакове (Николаевская область), и которым руководят британские специалисты. То есть фактически с западной военной базы били по российским кораблям.

И Запад, повторяю, заныл. Вот только три образчика. Выглядящий, как вечно пьяный, глава европейской дипломатии Жозеп Боррель призвал Россию отменить своё решение о выходе из «зернового соглашения».

«Решение России приостановить участие в Черноморской соглашении ставит под угрозу основной путь экспорта зерна и удобрений, которые крайне необходимы для решения глобального продовольственного кризиса, вызванного её войной против Украины», — немедленно и как бы трезво написал он в соцсетях.

Глава МИД Великобритании Джеймс Клеверли в своём аккаунте в Twitter тоже призвал Россию обеспечить возможность поставки зерна в страны, которые столкнулись с голодом: «Черноморская зерновая инициатива ООН играет важную роль в обеспечении глобальной продовольственной безопасности. Россия должна позволить экспортировать зерно голодающим всего мира». Он вообще делает круглые глаза, когда слышит, что не стоит нападать на российские корабли в Чёрном море.

Но более масштабно на проблему и очень показательно (она типа знает больше) взглянула премьер-министр Франции Элизабет Борн. Она демонстративно отказалась поверить в заявление Минобороны России о причастности Лондона к терактам не только в Севастополе, но и на «Северных потоках» в Балтийском море.

«Проводится расследование, и всё, что было объявлено этим утром, лишено всякой кредитоспособности», — заявила премьер в ходе визита в Лиссабон, демонстрируя небывалую евросолидарность.

А всё дело в том, что, напоминаю, по данным Минобороны России, и нападали на Севастополь, и ранее взрывали газопроводы «Северные потоки» английские военспецы, находящиеся в городе Очаков Николаевской области Украины.

Они принимали участие в планировании, обеспечении и реализации теракта в Балтийском море 26 сентября 2022 года по подрыву газопроводов «Северный поток-1» и «Северный поток-2», а сейчас вот натаскали и науськали со знанием дела на атаку в Севастополе.

И сегодня и МИД России сообщает: прорабатываются практические шаги в связи с причастностью Лондона к подготовке террористического акта в Чёрном море. А на Западе уже привыкли, что Сергей Шойгу и Сергей Лавров — это серьёзно. Потому что нет ничего больше подтверждающего смысл дипломатической ноты, чем «Посейдон», «Ярс» или «Синева», нацеленные вслед ноте...

Как разрешится скандал с «зерновой сделкой», пока неясно. Но уже чётко ясно, что хочет и на что рассчитывает Россия. Для начала она хочет (и сможет это сделать, если ей не будут мешать) продемонстрировать, что сама решит много проблем бедных стран мира, нуждающихся в российских и зерне, и минеральных удобрениях. Вечером, в субботу 29 октября 2022 года, упомянутый выше глава Минсельхоза России Дмитрий Патрушев сообщил, что Россия готова в ближайшие четыре месяца безвозмездно поставить беднейшим странам до 500 тысяч тонн зерновых. А также — если нужно — полностью заместить украинское зерно и осуществлять поставки всем заинтересованным странам по приемлемым ценам. Потому что, по его словам, участие Украины в мероприятии привело к тому, что «зерновая сделка, к большому сожалению, не только не решила проблемы нуждающихся стран, но и даже в каком-то смысле усугубила их».

А в текущем году в России, сказал министр Патрушев, уже собрано 150 млн. тонн зерновых, и экспортный потенциал в текущем сезоне министерство оценивает более чем в 50 млн. тонн.

И председатель правления российского Союза экспортёров зерна Эдуард Зернин в интервью РИА «Новости» сообщил, что российские компании, занимающиеся экспортом зерна, готовы выполнять гуманитарную миссию и снабжать зерном нуждающиеся страны, несмотря на провокации и санкционные барьеры.

«Мы понимаем уровень ответственности, который ложится на экспортёров российского зерна в результате прекращения зерновой сделки. Мы готовы выполнять свою гуманитарную миссию и снабжать зерном нуждающиеся страны, несмотря на провокации и санкционные барьеры», — сказал он.

Заметьте — безвозмездно поставить, то есть ДАРОМ, как гуманитарный груз!

К тому же, как известно, президент России Владимир Путин ещё 9 сентября сего года на оперативном совещании с постоянными членами Совбеза заявил:

«Большое количество наших удобрений скопилось... в некоторых портах европейских стран. Наши производители — речь, по-моему, прежде всего, идёт о калийных удобрениях, готовы вообще на бесплатной основе передать их в развивающиеся страны, которые остро нуждаются в этих удобрениях. Прошу МИД проработать и этот вопрос».

Путин прямо поручил вице-премьеру Андрею Белоусову и МИД России заняться переговорами с ООН по вопросам поставок нуждающимся странам российских зерна и удобрений. Вот и проработали, видимо.

Второе, — и это, пожалуй, самое главное! — понятно, почему волнуются и в Киеве, и кураторы Украины на Западе. Провокация в Севастополе и выход России из «зерновой сделки» из-за терактов развязывают ей руки в наказании террористов и в главной базе Черноморского флота в Крыму, и в Одессе. Ведь России известно же, что под прикрытием зерновых поставок, прикрытых указанными выше стамбульскими документами от 22 июля, сделки, не исключено, из портов Одессы ушла взрывчатка, которую потом использовали для подрыва Крымского моста.

И получится, что Россия одной рукой посылает зерно и минудобрения в страны, которые в них нуждаются (так, собственно, и завоёвывается авторитет и репутация в мире), а другой наказывает своих обидчиков — террористов и провокаторов, которые только прикрываются благими намерениями.

И с базой в Севастополе всё ясно — её ни Украине, ни НАТО, скорее всего, так просто не достать. А вот ударить по портам Одессы и области и блокировать их или вообще вывести из строя — это перекрыть последний морской путь Украины, лишить её выхода к морю, пресечь поставки по морю, в том числе, разумеется, и военные.

Открыт для ударов — как законная цель — и 73-й спеццентр морских операций в Очакове. Вместе со всеми британскими инструкторами, которые там учат «укров бить Путина». А так, один-два «Кинжала» — и очаковский центр в прошлом. Глава МИД Британии хоть и новенький, но это отлично понимает, потому и суетится под клиентом, как говорится. А вместе с ним и укры, и европейцы, и американцы.

Так что, как мне кажется, зря «Укрэнерго» в воскресенье отчиталось, что веерных отключений по всей Украине не было. Если прибегать к террору, то будут, будут...