Актуально! Москва — Третий Рим?
На модерации
Отложенный
Русский Мир.
Выпуск 23.
«“Москва – Третий Рим”. Отражение в общественной мысли. Мифы. Толкования» доклад д.и.н, президента Фонда Исторической Перспективы Натальи Нарочинской 11 ноября 2014 года на исторической конференция «Москва — Третий Рим» в рамках проходящей в московском «Манеже» интерактивной выставки-форума «Православная Русь. Моя история. Рюриковичи».
«Сегодня Запад постоянно использует концепцию «Москва – Третий Рим» в качестве идейной основы русского империализма.
На самом деле развитие русской государственности от Московского царства, а потом к империи неразрывно шло вместе с духовным осмыслением самого этого понятия как служения прежде всего. Тем не менее, западная историография XX века заполнена клише о том, что большевизм вытекает из природы истории России. Хотя великий консерватор Освальд Шпенглер однозначно написал: «Победивший в России дух исходит не из Москвы. Родина большевизма – Западная Европа. Демократия XIX века – это уже большевизм».
Но либеральная мысль побуждает искать истоки революционного деспотизма именно в концепции монаха Филофея, который якобы зовет к мировому господству. И сегодня миф о «филофействе» как программе «русского и советского империализма» представляет штамп в либерально-западнической литературе, и даже в постсоветской России. Так, К.С. Гаджиев в очень объемной и в целом очень серьезной академической книге повторяет клише, будто бы учение «Москва – Третий Рим» послужило основой территориального формирования Российской империи. Такой подход отражает непонимание равно принадлежащего как восточному, так и западному христианству учения о Риме, о Царстве.
Это одно из глубочайших учений о связи духовной, вселенской и земной истории, которое не разделяет, но, наоборот, подтверждает эсхатологическое единство Востока и Запада христианской ойкумены.
Поэтому в старину идея и весь комплекс понятий о «всемирной империи» принадлежали вовсе не светскому, политическому, но религиозному мировоззрению, и это отражает именно учение о спасении. Первые сочинения и интерпретация видений пророка Даниила и его толкований сна царя Навуходоносора о четырех царствах, последнее из которых – царство антихриста, первые зачатки учения о Риме как царстве Христианской Истины пронизаны вовсе не идеей мирового господства, или торжества, или превосходства, а спасения и относятся к эсхатологической литературе.
А. Карташев говорит, что в эсхатологическом сознании христиан «Римская империя становится рамой, сосудом, броней и оболочкой вечного царства Христова и поэтому сама обретает некоторое символическое подобие этой вечности в истории».
Наряду с историографическим значением, Рим как императорский и царский град, где совершается всемирно-историческая борьба добра и зла, вошел в символику христианского художественного сознания. И такое понимание встречается не только в духовной, но и в светской литературе. Рим стал аллегорией мистического центра, оплота всемирно-исторической борьбы добра и зла, от выстраивания которого зависит конец мира. Римом в болгарских хрониках именуется Тырново, Римом называл Кретьен де Труа Францию, в стихах Тирсо де Молина Толедо становится «Римом, императорским градом».
Но послание Филофея относится исключительно к эсхатологической литературе, оно совершенно не может трактоваться как призыв к господству над какой-то территорией. Заметим, что все толкователи и интерпретаторы доктрины о Третьем Риме не обращались к первоисточнику – посланию инока Филофея. А оно удивительно кратко и сжато, умещается в 10–15 строках, и в нем нет ни слова о мировой гегемонии или поощрении территориального расширения, отсутствует даже сама формула «Москва – Третий Рим». Русская же концепция Третьего Рима была сформулирована в сочинениях эпистолярного жанра 1523–1524 годов и изложена в официальном документе 1589 года, когда учреждалось Патриаршество на Руси. Там Третьим Римом именовалась даже не Москва, а великая Россия в целом, царство. Это свидетельствует о связи концепции с событиями церковной истории, о неразделимости судеб священства и царства, о чисто религиозном осмыслении этой парадигмы.
Тем не менее, в публицистике и историографии особенно распространены два клише: характеристика этой идеи как официальной государственной доктрины России и подмена ее понятием второго Рима – то есть Константинополя: сведение этой концепции к идее византийского наследия.
Знакомство же западной историографии с данной концепцией русской публицистики начинается после Русско-турецкой войны 1877–1878 годов. Именно тогда появляются на Западе утверждения, что после крушения Византии Россия претендует на ее роль и господство на ее территории. Однако для средневековых мыслителей сводить концепцию Рима к Византии было бы опасным и двусмысленным, означало бы повторить ее печальную судьбу. И Филофей вызывает призрак не только второго, но первого Рима, и тем самым углубляется историческая и духовная ретроспектива и перспектива, национальное сознание не замыкается на византиноцентризме и вовлекает в свою перспективу европейское и восточносредиземноморское географическое и христианское временное пространство.
Однако нет и намека на проповедь высокомерного подчинения себе других, в то время как на Западе идея Рима уже за несколько веков до этого обосновывала недвусмысленное стремление к географически всемирной империи.
Полное равнодушие русских царей к византийскому наследию не вызывает сомнения. Никогда Иван Грозный не ссылался на свой брак с Софьей Палеолог. Когда исчезло всё потомство Палеологов и нашим царям напоминали, что по брачному праву они могут быть наследниками, они проявляли полное равнодушие к этому факту. Иван Грозный, личность которого на Западе трактуется как символ необузданной экспансии, антиреформы, ярче всех выразил отношение к созданию великой восточной империи под эгидой русского царя. Он сказал: «Мы в нынешнем царстве (земном) не хотим государства во Вселенной, ибо это будет ко греху поползновение». А та Цареградская земля, по его мнению, была землей Божией.
Расширение Московии пробуждало в Западной Европе ревнивое отношение к ней. После монгольского нашествия, после того, как труд восьми поколений не служил национальной истории, Русь настолько быстро расширилась и стала могучей, что в изумленной Европе этого не смогли пережить. С тех пор и начинается поношение России как агрессора. Наши отношения с Европой всегда сопровождались ее ревностью к нам, и мы должны сегодня этот новый виток ревности рассматривать как доказательство того, что мы становимся более сильными духовно, едиными, самостоятельными, что изумляем мир своей самостоятельностью в выборе исторического пути. Ведь, несмотря на то, что Запад построил свой рай на земле, он так и не освободился от страха перед самостоятельностью России».
Источник: http://www.pravoslavie.ru/jurnal/75070.htm
Русский Мир:
Выпуск 1: Русский Мир. «К сожалению, Россия это часть современного мира» (Владимир Путин)
Выпуск 2: Знаете ли вы? В Швейцарии около 500 квадратных метров до сих пор принадлежат России.
Выпуск 3: НЕВЕРОЯТНО! Балалайка в США до сих пор под запретом!
Выпуск 4: А вы знаете, что в США есть улица, названная в честь нашего соотечественника?
Выпуск 5: Наше общество плохо знает историю Первой мировой войны…
Выпуск 6: Почему докрещенский период истории Руси был большой головной болью советских историков и идеологов.
Выпуск 7:Не допускайте ИСКАЖЕНИЕ ИСТОРИИ РУСИ!
Выпуск 8: Слушайте русские, слушайте христиане!
Выпуск 9: Почему Ислам наступает в Европе. Точка зрения - Митрополит Илларион.
Выпуск 10: http://maxpark.com/community/politic/content/3720816
Выпуск 11: Вот это по-русски!
Выпуск 12: ЧТО СОЗДАЛИ В РОССИИ?
Выпуск 13: Русские идут…Почему русских не победить!
Выпуск 14. Почему не любят русских.
Выпуск 15. Над НАМИ – русскими – весь мир смеётся. Давайте здесь и мы это сделаем вместе.
Выпуск 16. Однако! Самый секретный военный проект России.
Выпуск 17. Не устали от политических дискуссий? Русские в Египте.
Выпуск 18. Однако! Результаты русской агрессии.
Выпуск 19. Актуально! Почему сейчас русских упрекают в потере ими русскости?
Выпуск 20: РУССКОСТЬ – это не национальность. РУССКОСТЬ – это качество Души.
Выпуск 21: Русский — кровь или культура?
Выпуск 22: Что есть русская душа? Взгляд художника.
Комментарии
Нужно быть первой
РУСЬЮ!
На кой о нам в подражание?
Русский человек никогда не знал рабства.
Рим был великим, но он не был справедливым!
Величие не всегда справедливо.
Справедливость всегда величава!
Крепостное право было на Аляске?
Хотя само рабство не отменено и поныне во всём мире.
Весь мир живёт в рабстве.
Только современную тюрьму руками не потрогаешь.
Оно установлено на высшем приоритете обобщённых средств управления - мировоззренческом.
Самый лучший раб тот, который не понимает, что он раб.
И защищает своих угнетателей.
Современная форма рабовладения называется - Толпо-"элитаризм"
Толпа - рабы
Элита - рабовладельцы.
СССР был тоже, кстати, формой рабовладения.
И народ, поэтому, его не стал защищать.
Чувствовал, но сказать не мог.
https://www.youtube.com/watch?v=h1SWdQ7gKO0
Комментарий удален модератором
Не беспечно.
А вам всё равно?
А в чём тогда смысл жизни?
Для чего Вы помещены в этот мир?
Для чего Вам дан ящик (чело, аватар), в который поместили душу?
Что Вы должны делать?
Чтобы переработать вагоны еды на навоз, и в конце самому стать навозом?
А в чём смысл?