СССР. Зарплаты. Трудящегося населения. (Не управляющего.)

Трудодни сельских жителей обсуждать не станем*. Плохо помнится, пусть те скажут, у кого память лучше.

 

В городах.
Уборщицам в магазинах и в малых учреждениях могли меньше 70 р. в месяц платить. В бухгалтериях до середины 80-х девочки-расчётчицы по 70 в месяц. Всякие мелкие служащие, массовики-затейники в т.ч., по 80 (спросите у Ходорковского, нет, у Гусинского, ну кто там вам ближе), но эти сволочи подрабатывали в ресторанах свадьбах и вагоны грузили (у их неполный рабдень был по основному месту).

 

Неравенство.
Уравниловка среди пролетариата? – Неправда.
Это было полное нарушение и разрушение социализма, когда за один труд, но в разных отраслях, платили в 3 и более раз разно.
И неверно, по социалистически и общечеловечески (космополитически и проче несовестливо безнадёжно нежизненно античеловечно,...) – когда за разный труд, в шахте, в забое, и бухгалтеру, инженеру, учителю платили в 10 раз иначе.
Не работал, как ни обидно покажется, шахтёр в забое в 10 раз более инженера и прочего протирающего штаны клерка. А вот наоборот могло быть.
Поборники ратного грязного труда могут заткнуться. Как затыкались они всякий раз, когда интеллигент в очках на их матерные крики о главенстве и совести рабочего класса вынимал им физду слабыми белыми лапками. Т.к выполнял мастера по борьбе, боксу или любил лыжи и прогулки по лесу.
Мы работали и там, и там, и на ответственной работе, нас кидало, когда нас не терпели, если долго, когда мы надоедали и сами линяли. Но мы прошли малые трубы и видели глазами.
Когда мы трудом на погрузке, отвале и забое доказывали, что в резиновых сапогах и при любой погоде мы можем 10 норм, потому что молоды, упёрты, психически патологически выносливы и физически выносливо неутомимы, что не зря мы после библиотек по 5 часов три раза в день прыгали, бегали и тягали гантели, а потом вагоны, то нас хлопали по плечу, дистанционно, ветераны шахт, вагонов и станов, и говорили – конечно, если ты так, то ты прав и мы не против.
Физический труд, даже сопряжённый с некоторой мыслью (куда ящик поставить и как кайло воткнуть, и даже как вынуть из молотка пыльцу), не труден. Тем, кто не ленив и не мерещится кому постоянно, что если он бицепс три раза в минуту напряг**, то герой труда.

 

10 норм в советские 60-е, паче позднее, мог делать каждый психически выносливый и физически не обкормленный гражданин при некоторой нацеленности.
Иное дело труд в конторе. И с людями там, и люди достают и материал склизкий, невнятный и утомительный с накоплением. И через 15 лет такого труда ты инвалид, идиот т.к. разжижения мозгов не избежать, то просто вредность производства, а не наезд.

 

И по малой совести, наглядно.
Кого больше заставляли уважать? – Кто больше получал.
Вернее, кому больше платили, тот больше получал и того выше уважали.

 

Шахтёры. Да.
4 – 6 часов в забое, до 2 тыщ в месяц (и попадались средь них добрые люди, не зазнавшиеся несмотря ни на что, но с годами меньше). И им обеспечение питанием, проживанием, профилакториями, санаториями, бесплатными пособиями и обслугой, и пр.
Чёрная металлургия. Тоже почёт. И у домны, и мартена ты имел неплохо. И пахал по часам немного. И на доработки не совали, и на стройки, уборки и хранилища не гоняли (с заводов пригоняли). И после небольшого стажа ты уходил не совсем инвалидом.

 

Цветная металлургия.
...Или сразу баб попробовать, с лёгкой промышленности? Такой, какую мужик, и даже не всякая баба не всегда несколько дён выдержат.

 

Цех на 500 чел., потолок 4 метра (не 12, клянусь), не только вонь, а западло сплошной завесы клея, дерматина, кожзаменителя в воздухе, конвейер, не отвлекись на 10 секунд, натягивай всеми рукам этот сверхматериал на каркас и жми педаль, чтоб придавило к клеевой основе. Это мы видели глазами.
Про резинки, в т.ч. лимитки московские, слышали и видели девочек, через 3 года желавших только умереть, потому что всё остальное не светило, резина вредная была. А девочки наивные. Поначалу. А затем было поздно.

 

Вернёмся к мужукам. Цветная металлургия шла ниже чёрной видно как. А, после 10 лет, мужик ещё 10 жил, потом 3-5 лет болел, чернел всей поверхностью, серел, обваливался и разлагался. И смерть. И дети уроды. И славы совсем никакой.
Не ставили цветную металлургию в ряд с чёрной и шахтами (шахты в 30-х, чёрная – в 50-х и далее).

 

Зарплаты.
Один и тот же токарь, слесарь, гильотинщик получали на предприятиях тяжёлой промышленности 350-400 или чуть выше (если хорошая отрасль и завод-комбинат, до 600, а ещё надбавки).
Те же специальности и специалисты в промышленности не тяжёлой (при тех же бабах в лёгкой, например, режа бабам не безвредный, относительно, чёрный метал, сталь, и чуть цветного, алюминий, а режа сплошь медь, латунь и прочее на фурнитуру лёгкой), получали эти мужики мужских специальностей за труд, более напряжённый по часам и вредный по материалу и обеспечению вентиляцией, питанием и врачами – в три раза меньше (чем слесаря, гильотинщики в тяжёлой промышленности).
А бабы ещё в полтора-два меньше мужиков, т.к. у них боле лёгкий женский труд, т.е. мужик у своего станка мог металл резать в своём ритме, а баба на конвейере – в режиме конвейера пыхтела как бесперебойный молоток, и в бабском цехе воздух был в разы боле пропитан дрянью, чем в мужских отсеках
Я баб не защищаю, у меня к ним куча претензий, но отразить хочу.

 

Проверить всё это нельзя, так что верьте на слово.



Пока всё. Просплюсь, может ещё, до кончины, навру чего.



_________________
* Хоть на этом скажите спасибо.
Но если вспомним, не обессудьте.

 

** По секрету. Надо не бицепс, а очень разные группы мышц и в музыкальном ритме, меняя группы, мотив, ритм и углы. Тогда можно те самые 10 норм не как труд, а именно как гармоническое развитие масс.
Вид у тебя тогда, правда, не совсем рабочий. И даже совсем не. А девочки-спортсменки (талия и прочие места очень круглые от вращенья ими постоянно). Но пролы тебя уважать будут, кроме тупых, которые по виду определить не могут кондиции. Но после двух смен и они зауважают и даже не будут бутылку навязывать.