Русский — кровь или культура?
На модерации
Отложенный
Русский — кровь или культура?
Русский Мир
Выпуск 21.
«В последние десятилетия все большее значение приобретает проблема идентичности. Это явление имеет общемировой характер. Для Русской цивилизации оно особенно актуально, учитывая те потрясения, которые нам пришлось пережить в ХХ веке. Но мы снова пытаемся обрести точку опоры, нащупав свою исконную – русскую – идентичность.
При этом возникает закономерный вопрос: а что же такое русскость и как ее определить?
Спектр возможных взглядов на эту центральную проблему очень широк, но я отмечу две крайние позиции:
1. Русскость – это только гражданство.
2. Русскость – это только русская кровь.
Первый взгляд чреват аморфным «россиянством» по факту наличия паспорта гражданина России. Второй взгляд чреват крайним национализмом с расовым уклоном («бей таких-то»). Оба взгляда из благих побуждений ведут к трагедии.
Между тем даже в таком болезненном вопросе все обстоит очень просто, но для этого необходимо строго логически разложить все по полочкам. Предлагаю это сделать, используя категории Аристотелевой логики, блестяще изложенные также святым Иоанном Дамаскиным – одним из отцов Церкви.
Итак, поскольку русскость относится и к отдельному человеку, и к обществу в целом, то необходимы два понятия: индивид и вид. Например, Павел, Петр, Андрей – это индивиды, а человек – это вид. Вид есть общее, индивид – частное. Вид заключает в себе индивиды и имеет бóльшую общность, т.к. обнимает многие индивиды.
Если какая-то характеристика принадлежит одному виду, то называется свойством. Свойство есть то, что принадлежит одному виду, всему и всегда, и допускает обращение. Например, способность говорить. В самом деле, всякий человек способен говорить, и всякое существо, способное говорить, есть человек.
Другой пример: паспорт гражданина РФ. В самом деле, всякий гражданин РФ имеет паспорт РФ, и всякий, имеющий паспорт РФ, есть гражданин РФ. Значит, для граждан РФ наличие паспорта РФ есть свойство.
Однако существует и другая характеристика, которая называется акциденцией. Акциденция (лат. accidentia — случай) есть то, что характеризует многие предметы, в общем случае различающиеся по виду. Она может и принадлежать предмету, и не принадлежать ему.
Например, если мы видим Ивана с голубыми глазами, то это индивид Иван, принадлежащий виду человек. Свойством будет все то, что всегда принадлежит человеческому виду, – наличие души, способность говорить и т.п. Акциденциями будут являться случайные признаки, не обязательные для всего вида: голубоглазость, курносость, кудрявость и т.п.
В зависимости от того, чтó мы примем в качестве вида, мы будем получать разные свойства, и некоторые акциденции могут перейти в свойства. То есть то, что для более общего вида было случайным (акциденцией), для менее общего может стать свойством. Например, если для вида человек мужские половые органы являются акциденцией, т.к. у человека они могут быть, а могут и не быть, то для вида мужчина – свойством, ибо без них нельзя принадлежать к виду мужчина.
Теперь применим эти категории к проблематике русскости, понимая под нею такое состояние, когда человек является кирпичиком Русской цивилизации, носителем русского цивилизационного кода (я пытался очертить его в статье «Кто мы? (наша идентичность)» http://nstarikov.ru/blog/19043), строителем великого Русского государства. В этом смысле выполнить анализ того, как к русскости относятся кровь и культура, совсем просто.
Итак, чтó для вида русский есть русская культура? Очевидно, что, не принадлежа к русской культуре, русским быть невозможно. Но означает ли принадлежность к русской культуре принадлежность к виду русский? Да, означает, об этом свидетельствует вся наша история: все те, кто принадлежал к русской культуре, ощущал общность судьбы и чувствовал себя одним целым с Русским народом, всегда считались русскими вне зависимости от происхождения. Итак, поскольку принадлежность к русской культуре принадлежит виду русский и допускает с ним обращение, то является свойством (см. определение).
Чем же будет для вида русский такая характеристика, как «русская кровь»? Означает ли наличие «русской крови» принадлежность к виду русский? Не обязательно. Например, если русские родители уехали в США и там у них родились и выросли дети, то эти дети будут уже почти американцами, а у их детей русского совсем не останется. Значит, наличие «русской крови» не обязательно означает принадлежность к виду русский, а может принадлежать и другому виду.
Поставим теперь вопрос иначе: возможно ли, что русский не имеет «русской крови»? Да, возможен. Об этом говорят многочисленные случаи, когда представители наших малых этносов и народов становились русскими, не имея по происхождению «русской крови» (например, Сталин). Итак, поскольку наличие «русской крови» может и принадлежать представителю вида русский, и не принадлежать ему, то является акциденцией (см. определение).
Таким образом, мы установили, что для русских принадлежность к русской культуре – это свойство, без которого не может быть русского, а русская кровь – акциденция, которая может быть, а может и не быть. Акциденция весьма вероятная, равная доле в Русском народе людей «русской крови».
Но – акциденция. Это хорошо видно на примере местных либералов-общечеловеков, которые, родившись и выросши здесь, к Русскому народу не принадлежат (хотя демагогически радеют за Русский народ).
Интересно и важно также то, что принадлежность к русской культуре и Русскому народу, которую мы установили как свойство вида русский, допускает обращение с определяемым нами видом русский. В самом деле, русский – это человек, который принадлежит к русской культуре и сознает себя частью Русского народа. Верно и обратное определение: если человек принадлежит к русской культуре и сознает себя частью Русского народа, то он – русский. А значит, приведенная формулировка есть совершенное определение, ибо совершенство определения заключается в его способности к обращению.
На этом основании можно дать следующее определение русскости: русским является человек, принадлежащий к русской культуре и сознающий себя частью Русского народа.
Это важнейший вывод, который получен строгим логическим путем, подкрепленным святоотеческим преданием. Интересующихся деталями отсылаю к «Философским главам» св. Иоанна Дамаскина http://aleteia.narod.ru/damaskin/dialektika.htm (первые 17 глав, особенно — пятая).
Обратите внимание: в определении русскости нет «русской крови». Это – акциденция. В силу этого «степень русскости» никоим образом не зависит от происхождения, на чем паразитируют националисты с расовым уклоном, оправдывая свою радикальность большим числом мигрантов. При этом я вовсе не поддерживаю бесконтрольную «трудовую миграцию», усиливающую межэтническую напряженность. Но отношение к приезжим должно зависеть не от того, где они родились (ибо это не препятствует тому, чтобы стать русским), а только от того, как они относятся к русской культуре. Отношение же к русской культуре не является прямым следствием их происхождения, а обусловлено многими сопутствующими факторами, в том числе – тяжелым духовно-нравственным состоянием самого Русского народа. После всех катастроф ХХ века мы сами подзабыли родную культуру. Так чего же мы хотим от приезжих?
Никоим образом не снимая с них ответственности, все же считаю важнейшим делом возвращение нас самих к своим корням, и прежде всего – к Православной Вере. Русское государство с самого начала своего существования имело имперский полиэтнический характер. Таковым оно было, таковым оно должно быть. Именно это всегда и привлекало к нам наших соседей, становившихся своими и расширяющих наше Отечество. И если мы хотим возрождения, мы обязаны самым глубинным образом возвращаться в лоно родной культуры.
Только укрепляясь в собственной идентичности, можно рассчитывать на возрождение Святой Руси, которая объединит все наши этносы и народы».
Источник: http://nstarikov.ru/blog/28727
Русский Мир:
Выпуск 1: Русский Мир. «К сожалению, Россия это часть современного мира» (Владимир Путин)
Выпуск 2: Знаете ли вы? В Швейцарии около 500 квадратных метров до сих пор принадлежат России.
Выпуск 3: НЕВЕРОЯТНО! Балалайка в США до сих пор под запретом!
Выпуск 4: А вы знаете, что в США есть улица, названная в честь нашего соотечественника?
Выпуск 5: Наше общество плохо знает историю Первой мировой войны…
Выпуск 6: Почему докрещенский период истории Руси был большой головной болью советских историков и идеологов.
Выпуск 7: Не допускайте ИСКАЖЕНИЕ ИСТОРИИ РУСИ!
Выпуск 8: Слушайте русские, слушайте христиане!
Выпуск 9: Почему Ислам наступает в Европе. Точка зрения - Митрополит Илларион.
Выпуск 10: http://maxpark.com/community/politic/content/3720816
Выпуск 11: Вот это по-русски!
Выпуск 12: ЧТО СОЗДАЛИ В РОССИИ?
Выпуск 13: Русские идут…Почему русских не победить!
Выпуск 14. Почему не любят русских.
Выпуск 15. Над НАМИ – русскими – весь мир смеётся. Давайте здесь и мы это сделаем вместе.
Выпуск 16. Однако! Самый секретный военный проект России.
Выпуск 17. Не устали от политических дискуссий? Русские в Египте.
Выпуск 18. Однако! Результаты русской агрессии.
Выпуск 19. Актуально! Почему сейчас русских упрекают в потере ими русскости?
Выпуск 20: РУССКОСТЬ – это не национальность. РУССКОСТЬ – это качество Души.
Комментарии
Комментарий удален модератором
...Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух... там Русью пахнет!
... А.С.Пушкин.
А.С. 200 лет назад ответил на этот вопрос.
Комментарий удален модератором
"...русским является человек, принадлежащий к русской культуре и сознающий себя частью Русского народа."
крыса рожденная в конюшне ,иожет считать себя лошадью.
Стариков к сожалению слабоват и в этом вопросе тоже ,до безграмотности!
И потом...крепостное право, во-первых, не есть рабство....а во-вторых, это не есть исключительно русское явление...был такой исторический период в человеческой цивилизации...ну был и и был....давно прошел...
===========================
БРАВО!!!
Так есть!!!
"До христианства на Руси была Старая Вера – Православие. Наши предки были православными, т.к. Правь славили.
По ведическим писаниям существуют:
Явь – осязаемый мир,
Навь – мир Духов и Предков,
Правь – мир Богов"?
До того момента были в том числе и славянские племена и народы...большей часть входившие в Вендскую империю южно-балтийских славян...Рерик (Рюрик) - это по вендски значит Сокол - это имя носил когда то нынешний Мекленбург....Берлин - от славянского БЕР - медведь...а Эльба - это славянская Лаба...Новгород, ставший позже Великим - получил свое имя не просто так, а в "противовес" - славянскому центру - Старгороду...
Если вы сейчас попробуете перевести на греческий слово православный - то получите в переводе ортодоксис - ортодоксальный...то есть изначальный, первичный...
Правильное наименование РПЦ МП во внешнем мире «Ортодоксальная (Правоверная) автокефальная церковь византийского толка».
Слово "православие" привнесено в церковь греческого направления Патриархом Никоном, который приказал внести изменения в летописи. В результате деятельности Никона общество раскололось, и появились, так называемые, староверы, которые не поддержали Церковную реформу. Раскольники (староверы) обвиняли Никона в трёхязычной ереси и, главное, в потакании язычеству, т.е. старой Православной Вере. Себя же они называли праведными христианами. Раскол ослаблял державу и во избежание крупномасштабной религиозной войны некоторые положения реформы Никона были отменены и вновь стал использоваться термин "правоверие".
А какая вера (религия) была на Руси до Крещения, с 3-го по 2-е тыс. до н.э.?
Понимаете, что наши корни не в христианстве!
Полагаю возврат к язычеству не возможен по простой причине - язычество не дает ответов на целый ряд философских вопросов...впервые это отметили еще философы Древней Греции...собственно говоря идеологическая и философская архаичность и примитивность язычества, стала в какой то мере причиной возникновения христианства...
Поэтому корни человечества не могут быть в христианстве...)))...тут славяне и славянское язычество не являют собой что то уникальное.)))
Расцвет язычества из известной нам истории - это вероятно Римская империя...иного примера более крупного государственного образования основанного на язычестве - трудно привести...
Христианство - де-факто основа...базис и фундамент всей современной философии...)))
Собственно любое философское направление основываться на Библии....либо пытается осмыслить всю её сложную многослойную смысловую философскую структуру...либо отталкивается от неё же, но с целью её оспорить...)))
Две тысячи лет идет дискуссия и ей нет конца...особенно смешно и нелепо выглядят непрекращающиеся попытки противников христианства - трактовать и критиковать Библейски текст - цитатами из него же...)))...ведь это просто смешно и глупо...)))...критиковать нечто - не предлагая и попросту не имея ну хоть мало-мальски сходной по своей значимости - альтернативы...)))
Попробуйте вникнуть в суть этого противоречия, понять его причины...а то у вас дальше примитивных клише - мысль не шагает...)))...но ведт использование этих клише - это демонстрация не приглашение к дискуссии, а демонстрация того, что вы мало тог что не понимаете о чем говорите...так еще и не хотите этого делать...и даже гордитесь и бравируете полным невежеством в данном вопросе...)))
Формально оно появилось в Греции в период фактического появления философии как таковой и уже этим предопределило влияние космоцентризма на христианское богословие...
Так что...Русская идея...православное христианство - по своему космоцентричны...
Могу выделить основополагающий тезис - о триединстве формы и содержания Русской Идеи...полагаю опираясь на него вы легко найдете что почитать по данному вопросу...
http://www.rusinst.ru/razdel.asp?rzd=2
"История русского самосознания по историческим памятникам и научным сочинениям".
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Дело в том, что под культурой в советское время понималось только искусство, вспомним Министерство культуры. И до сих пор многими это так и воспринимается то есть музыка, литература, театр. На самом деле культура намного более широкое понятие. Сюда входят обычаи, навыки, умения, представления и т.д. Поэтому по первому определению может возникнуть путаница.