Украина: декоммунизация по-большевистски?

Украинский Институт Национальной Памяти подготовил список имён, которые "должны исчезнуть с карты Украины". Читаю я этот список и не могу избавиться от ощущения, что сотрудники этого института вообще не понимают, что делают. Декоммунизация, по мнению этих людей - это, по-видимому забвение всего, связанного с советским прошлым. Которое, хочется того или нет, было. Это, кстати, вовсе не простой вопрос - как избавиться от прославления большевизма и коммунистической пропаганды, и не исказить при этом историю. Т.е. не выплеснуть с водой ребёнка. Вопрос, несмотря на кажущуюся простоту - открытый. И гарантированно нерешаемый кавалерийским наскоком, который предпринял институт нац. памяти.

Попытка, к примеру, "забыть" имена Маркса и Энгельса выглядит как минимум анекдотичной. Особенно если учесть, что они вообще не имеют никакого отношения ни к большевистской революции, ни к кровавому установлению советской власти в Украине, ни к Голодомору. И если так хочется их забыть, то давайте вычеркнем из истории и всех их предшественников, тоже мечтавшим сделать человеческое общество счастливым. Давайте, к примеру, вычеркнем из истории Томаса Мора, автора "Утопии". И Кампанеллу с его "Городом Солнца" тоже. А как же иначе? Логика ведь должна быть, разве нет? Большевики ведь действовали точно таким же образом - памятники убрать, названия изменить, и даже книги из библиотек изъять, переместив их в спецхран. Конечно, из библиотек у нас Маркса не изымают, но если тренд сохранится, то это просто вопрос времени.

Смотрим список. И среди деятелей, действительно известных лишь по большевистской деятельности, довольно много имён людей, которых на самом деле можно и нужно помнить как действительно выдающихся организаторов. К примеру, Ванников Борис Львович. Известный и уважаемый в среде специалистов организатор, который, кстати, тоже попадал под каток сталинских репрессий. Но за день до войны был прямо из тюрьмы доставленк Сталину, где тот предложил "не держать зла и принять пост зам.наркома по вооружениям". Наиболее известен Ванников как один из руководителей "атомной программы".

То же самое относится и к личностям Лихачова И.А. и Малишева В.А. Которые не имели отношения ни к партийной деятельности, ни к ГУЛАГу, ни к репрессиям, ни к Голодомору, а известны лишь как видные организаторы промышленности. И если кто-то скажет здесь, что, дескать, промышленность всё равно была отсталой по мировым меркам, то, во-первых, это неправда, а во-вторых - нужно помнить, что промышленники работали в условиях и ограничениях, определяемых именно партийной идеологией. Т.е.

совсем другими людьми.

А Терешкова? Ну что в первой женщине-космонавтке можно рассмотреть такого особо коммунистического? И чем память о ней навредит украинцам? Тем, что эта женщина, будучи участником космической программы ещё и жезненно важные для человечества эксперименты провела? Ведь до того, как она успешно родила здорового ребёнка, никто не знал, как влияет невесомость и космос на эти функции человека. Или то, что она русская, а не украинка по крови, для Украинского института Национальной Памяти важнее всего? Я к составителям обращаюсь - у вас всё в порядке с головой?

Внесение в этот список Ярослава Галана - не меньшая глупость. Да, это очень противоречивая фигура. В 30-е годы видный львовский публицист и антифашист. После оккупации Западной Украины атеист Галан выступал против украинского национализма и против католицизма, за что и был убит. Но при этом и он сам неоднократно обвинялся сталинистами в украинском национализме. Это очень неоднозначная личность. Но если нужно "забыть" Галана, то нужно забыть, к примеру, и Горького, и Булгакова, и т.д.

И таких примеров, если внимательно пройтись по списку, набирается немало. И вполне достаточно, чтобы задать естественный вопрос: а не является ли Украинский Институт Национальной Памяти в нынешнем своём виде неким Института Забвения, а история толкуется исключительно через призму украинской национально-освободительной борьбы? Если так, то это ничуть не лучше печально известного Института марксизма-ленинизма.

А в целом - причина этого идиотизма понятна: не с того декоммунизацию начинают. Декоммунизацию нужно начать с себя, со своего мышления. И перестать быть большевиками, тоже начавшими крушить все памятники и менять названия сразу после прихода к власти.

Не хотелось бы, чтобы мои слова были истолкованы так, будто я против декоммунизации. Ничего подобного. Но я хочу, чтобы люди, составляющие подобные списки, были компетентными в истории и осознавали и степень своей собственной ответственности.
И вообще, я считаю возможным производить изменения географических названий лишь в двух случаях:
1) возвращение исторических названий, если они были, и
2) удаление явно одиозных названий, непосредственно связанных с преступлениями коммунистического режима (это и есть декоммунизация).
И это ограничение должно быть закреплено в законе.