Россия в Сирии: пришел, увидел, победил?
В поисках истины
Как ни цинично это звучит, но Сирия сейчас в тренде. Хочешь пропиариться – выскажись на тему конфликта, по возможности обвинив Россию во всех возможных грехах.
За примерами далеко ходить не нужно – например, только ленивый не процитировал опального журналиста Савика Шустера, который заявил в своем ток-шоу, что российские штурмовики “бомбят мирное население Сирии”, ссылаясь на некие “эксклюзивные кадры ВВС”. Никаких аргументов телеведущий не привел, но зато попал в новостные ленты многих изданий.
Другие “вбросы” гораздо менее безобидны, поскольку снабжены якобы подтверждающими видеоматериалами (часто – давно “просроченными”) и шокирующими фотографиями (тоже не первой свежести). Взять хотя бы сообщение трехдневной давности, попавшее в Топ-25 популярных записей “Живого Журнала”, повествующее об огромных потерях, которые понес ИГИЛ при штурме российской авиабазы в Дейр-эз-Зор. Запись снабжена фотографией побежденных террористов, датированная, как оказалось, 2013-м годом, которую уличенный в обмане автор, по его же признанию, добавил “для выразительности”.
И мы могли бы поверить этой “новости”, если бы не один важный нюанс: Дейр-эз-Зор – город, который третий год находится в блокаде, на несколько сотен километров вокруг – территории исламистов. Не самое подходящее место для размещения российской авиабазы, как считаете? Но на такие мелочи никто не обращает внимания: новость активно обсуждается пользователями соцсетей и тиражируется многими интернет-изданиями.
В общем, как говорил Отто фон Бисмарк, “никогда люди не врут так много, как перед выборами, во время войны и после охоты”. И если Вы не хотите потонуть в потоке вранья – учитесь отделять зерна от плевел.
Зачем?
Большинство поисковых запросов, начинающихся со слова “зачем”, касаются именно Сирии. “Зачем Путин полез в Сирию?”, “Зачем нам война?”, “Зачем Россия поддерживает Асада?” – ежедневно спрашивают интернет-пользователи у умных поисковиков.
Версия первая, она же официальная: Сирия – наш друг и союзник, в стране проживает 100 тысяч наших сограждан, которых мы должны защитить от террористов. Да и вообще, победить мировое зло – миссия весьма благородная.
Иностранные эксперты уверены, что дело в другом.
«Москва заявляет, что борется с ИГИЛ, но на самом деле русские включились в конфликт, чтобы поддержать правление Асада», считает Орел Браун, профессор кафедры международных отношений и политики в Торонто. Кроме того, уверен эксперт, Россия хочет утвердиться как международный лидер, наладить связи с союзниками… и намекнуть на неблагонадежность Соединенных Штатов. И, как видите, пока у Путина это отлично получается.
Третья и самая невероятная, но, пожалуй, наиболее правдоподобная версия – Россия борется с ИГИЛ за рынок сбыта нефти. Согласно информации иракских СМИ, боевики продают нефть по уникально низкой цене – 25 долларов за баррель, контрабандным путем отправляя ее в Турцию и Иран. А с недавних пор – и на Украину: слух о том, что именно ИГИЛ обеспечивает “незалежную” нефтью, активно муссируется в средствах массовой информации. Так не здесь ли собака зарыта?
Кроме того, в пользу нефтяных войн говорит еще один факт. Если власть Асада падет, обязательно подсуетятся иранцы, готовые протянуть в Сирию трубу от гигантского нефтяного месторождения Северное/Южный парс. Нетрудно догадаться, что из Сирии нефть будет поступать в Турцию, а оттуда и до Европы недалеко. Как результат – Россия теряет не только деньги, но и влияние.
Выходит, что Путин успешно гонится за двумя зайцами: уничтожает боевиков, торгующих нефтью по бросовым ценам, и поддерживает президента Сирии, чтобы ситуация с “черным золотом” оставалась стабильной. Сплошные плюсы!
Что нас ждет
Белый дом утверждает: от лидеров стран, входящих в коалицию против ИГ, поступают заявления, в которых высказаны опасения насчет сложившейся ситуации. Турция, Германия, Франция, США, Великобритания, Саудовская Аравия и Катар “выражают обеспокоенность” и предупреждают о возможной “дополнительной изоляции России”. Пентагон и вовсе угрожает “применением военной силы” – в случае если наши бомбы заденут “умеренную оппозицию”, которую активно поддерживают американцы.
А простые россияне, согласно социологическим опросам, ждут в обозримом будущем экономического кризиса, притока беженцев и новых террористических актов. И только 8,5 процентов опрошенных уверены, что сирийский конфликт окажется нам на руку. Остается надеяться, что именно они и окажутся правы.
Комментарии
А что США и их европейские сяффки, потом Катары, саудиты, так обеспокоились о судьбах ИГИЛа?
Так называемая "умеренная оппозиция" - те же самые ИГИЛовцы. Два в одном.