Анализ..!!! Причины сирийской войны и интересы Газпрома (читай Руси)..



По оценкам Геологической службы США объёмы залежей газа и нефти в Левантийском бассейне, территорию которого занимают Израиль, Кипр, Сирия, Ливан и Газа, составляют почти 3,5 триллионов куб.метров. Продолжающаяся почти три года гражданская война всегда считалась фактором, который ограничивал любые попытки проведения разведывательных работ на территории Сирии, но Россию, похоже, не смущает жестокость и насилие, творящиеся в регионе, а также отсутствие определённости. Европейские компании, включая Eni, а также американская Noble Energy предпочли более спокойные регионы Кипра и Израиля. 
Даже если за «Союзнефтегазом» в Сирию последуют и другие энергетические компании, всё, что их там ждёт – это разрушенная нефтегазовая инфраструктура и развалившееся под давлением санкций и беспорядков нефтедобывающее производство. Пока что лишь немногие за пределами Москвы и Дамаска поддерживают соглашение. Оппозиция в Сирии прокляла сделку, заявив, что «её целью является продажа природного богатства страны в обмен на российское оружие, предназначенное для убийства сирийского народа». Что касается запада и Европы в частности, то надежды, возлагаемые ею на Восточное Средиземноморье в качестве реальной долгосрочной альтернативы российскому газу, оказались омрачены этим соглашением.
Издание «Armed Forces Journal» («Журнал вооруженных сил») опубликовало статью преподавателя командно-штабного колледжа в Форт-Ливенуорт майора Роба Тейлора «Pipeline politics in Syria» («Трубопроводная политика в Сирии»), в которой автор излагает в общем-то хорошо известные мотивации всех заинтересованных акторов сирийского конфликта. Коротко это звучит так: «Вы не сможете понять причины конфликта, не говоря о газе» («You can’t understand the conflict without talking about natural gas»).

В 2009 году Катар предложил построить газопровод через Сирию и Турцию в Европу. Вместо этого, Асад подписал соглашение с Ираком и Ираном, чтобы запустить трубопровод восточнее, что позволило бы именно этим странам, где доминируют шииты, контролировать доступ на европейский рынок природного газа, ограничив влияние суннитских Саудовской Аравии и Катара.

В ответ на это СА и Катар стремятся устранить Асада, чтобы полностью контролировать Сирию и запустить трубопровод по своему маршруту (Катар-Саудовская Аравия-Иордания-Сирия-Турция). 
Да, приход в Европу дешевого газа из Катара через территории, контролируемые суннитами, подорвет позиции «Газпрома», то есть России. Наш газ станет фактически ненужным. 
В июле 2011 года правительства Сирии, Ирана и Ирака подписали историческое энергетическое соглашение по газопроводам, которое в разгар войны НАТО, саудитов и Катара с целью свержения Асада осталось большей частью незамеченным.
Трубопровод с предполагаемой стоимостью 10 миллиардов долларов и трёхлетним сроком строительства должен был пройти от иранского порта Ассалуйе в районе газового месторождения Южный Парс в Персидском заливе до Дамаска в Сирии через территорию Ирака. Это геополитически значимое стратегическое пространство впервые открывается в географическом отношении, простираясь от Ирана до Ирака, Сирии и Ливана. Как выразился корреспондент Asia Times Пепе Эскобар, «газопровод Иран-Ирак-Сирия (если он будет когда-нибудь построен) скрепит преимущественно шиитскую ось экономической, стальной пуповиной».
Фактически идет жесткая конкуренция за выбор маршрута транспортировки газа из одного и того же месторождения, часть которого контролирует Катар, а часть – Иран. Расклад такой: если Асад устоит, то катарский газ в Европу вообще не попадет.

Если говорить про интересы стран самого региона, то соглашение вряд ли кого-то сильно взволнует, поскольку Россия поддерживает достаточно тёплые отношения с Кипром, Ливаном и даже Израилем. Однако союз Ливана и Сирии может стать вызовом для морских границ Израиля, когда дело дойдёт до добычи газа в водах самого Ливана, учитывая, что самые южные блоки будущих скважин последнего расположены в водах, являющихся предметом территориального спора с соседним Израилем. Так, блок 9 расположен в оспариваемой зоне между исключительными экономическими зонами обеих стран, что стало поводом для обвинений со стороны Бейрута в том, что Израиль сможет перекачивать запасы Ливана с текущих скважин. В ответ Израиль обратился к ООН в надежде разрешить спор по поводу морских границ, а также призвал к действию, если Ливан начнёт осуществлять какие-либо работы в спорных водах. Ливан объявила о скором начале добычи, однако развитие в этом направлении пока идёт медленно в силу ряда факторов. Пока США и Западная Европа пытаются найти способ окончить кровавую гражданскую войну в Сирии, Россия совершила ещё один геостратегический манёвр в Восточном Средиземноморье, смело претендуя на долю огромного месторождения нефти и газа у побережья Сирии. В конце декабря российская государственная компания Союзнефтегаз заключила с сирийским режимом сделку, получив право на разработку и добычу нефти и газа у побережья Сирии.
 
автор ДМИТРИЙ МИТЮНИН