комсорг

Анатолий Коган

Я уже как-то писал о подполковнике милиции, посланном при Андропове из Макеевки на усиление МВД Узбекистана. Он был прикреплён к моему кафе "Семейное" в Гулистане, пока не перевёз семью.

То, что он питался в моём кафе защищало меня надёжней, чем любая бандитская или мусорская крыша, хотя денег и подарков он принципиально не брал. Так вот, приехал как-то к нему его старенький отец.

Приехал со страшным диагнозом - рак горла в четвёртой стадии. Кто-то насоветовал подполковнику свозить отца в Киргизию к знахарю, лечившему, якобы, даже рак, мумиём. Ел отец тоже у меня. Сын уходил на службу, а мы по долгу беседовали с его отцом о прожитом и пережитом.

Говорил он уже совсем тихо, но внятно. Однажды он рассказал мне удивительную и страшную историю. Происходило это 17 августа 1937 года. Он тогда работал в совхозе под Горловкой и был освобожденным комсоргом совхоза. С самого раннего утра директор совхоза послал его в Донецк за запчастями для тракторов, ведущих уборку урожая.

Когда они с водителем возвращались домой, путь им преградил наряд тогдашнего ГАИ. По главному шоссе Горловка - Донецк гнали бесконечную колонну только что арестованных врагов народа. И гнали их без малейшего просвета пять(пять) с лишним часов.

Когда они вернулись в совхоз, его встречала заплаканная мать. Она и рассказала, что часов в одиннадцать утра в совхоз прибыл замначальника районного НКВД с полувзводом солдат НКВД. Он ту же арестовал всё руководство совхоза, по списку не хватало только комсорга. Арестованных заперли в амбар и стали ждать.

Начинало смеркаться, замначальника начал сильно нервничать и тут, за окном мелькнула чья-то тень. Это местный полудурачок лет семнадцати, гнал с пастбища личных коров крестьян. Замначальника уточнил сколько придурку лет и приказал арестовать как комсорга. Всего увезли семь человек, не вернулся в совхоз больше никогда ни один...