выездной спектакль

На модерации Отложенный

  «Прохладно что-то сегодня» - думаю, прячась от ледяного ветра. Трескучий мороз щиплет за лицо и уши, заставляет переходить на рысь. Рано утром меня ждут в театре, где я работаю осветителем. Бегу через городскую площадь, парк молодых елочек, попеременно пряча то одно, то другое ухо в меховой воротник. В театре уже многие собрались и обсуждают новость. В порядке шефской помощи, мы едем со спектаклем в районный поселок. Я смотрю на лица коллег, но энтузиазма не вижу. Озабоченность видна – ехать далеко. На улице холодно - надо подумать, как одеться.

  Нам предстоит побывать в районном городке за десятки километров, будем играть спектакль «Дама-невидимка» Кальдерона. Сейчас январь, температура больше тридцати градусов, слабая поземка. В такую погоду лучше никуда не ехать, но уж если верхи решили, то наше дело - выполнять. Артисты, помреж, бутафор, реквизитор и рабочие сцены загружают в салон автобуса необходимое для спектакля оборудование. Усаживаемся сами  и выезжаем. Времени хватает и на дорогу и на оформление сцены. Спектакль должен состояться в семь часов вечера.

  В клубах поселков, сцена чаще всего совершенно пуста, надо самим заботиться о ее убранстве. Зная по прошлым поездкам какая сцена может ожидать, мы везем освещение, музыку, кулисы и занавес. Кроме того, везем различный реквизит и прочую бутафорию. Рабочие сцены - народ опытный, знают, как все установить и развесить. В результате их усилий она станет отвечать замыслу спектакля, превращаясь то в площадь, то в будуар красавицы, то в апартаменты знатного кабальеро, который приехал в столицу по делам.

«…Кто о делах своих хлопочет, тому дворца не миновать, захочет он иль не захочет», – утверждает дон Луис.

Это все будет вечером, а пока мы едем по зимнему шоссе, в теплом автобусе, посматриваем через окна на проплывающие заснеженные поля и напеваем песни. Подъезжаем к повороту на грейдер, что ведет к райцентру. Народ в автобусе зашевелился, приводит себя в порядок и собирает разбросанные вещи. В запасе больше часа, все идет по плану. Проехали по грейдеру около десяти километров, до поселка рукой подать и тут наш автобус, попав на участок гололеда, стал неуправляем. Водитель не справился, автобус, под вопли пассажиров, слетел с дороги и зарылся по самые ноздри в снег. Он не только застрял, но и заглох. Всё - приехали. Нашими силами его из кювета не вытащить, до райцентра еще километров пять.

Первое время в салоне тишина, все пытаются осмыслить ситуацию. Приходим к единому мнению: легко отделались, могли и перевернуться. На дороге нет ни одной машины: ни встречной, ни попутной. Слышно только как заунывно свистит ветер да стелется поземка. Автобус очень быстро теряет тепло, надо что-то делать, время работает против нас. Было предложено отправить ходока за помощью, но, взвесив, сколько придется ждать в холодном салоне и как быстро эта помощь придет, от него отказались. Решили идти пешком - не так уж далеко, прогулка всегда полезна. Беспокойство вызывают женщины. Они не ожидали такого приключения и одеты не совсем по погоде. Вспомнили о кулисах из черного бархата, что лежат в кофре. Если эти куски материи набросить на себя, то ветер уж точно, задувать не будет.

Женщины кутаются в бархат и превращаются в монашек. Не задерживаясь бежим в сторону поселка, закрываясь от ветра. Водитель и рабочий сцены остались в автобусе. Подбадривая друг друга, наша группа идет довольно быстро. Разогревшись, стали шутить и даже находить что-то положительное в этом происшествии. Правда, не все так думают. Один актер, из новеньких, постоянно намекавший молодым артисткам, что он полковник в запасе, вдруг заявил, что не хочет вот так, ни с того, ни с сего умирать на морозе. Думали, шутит артист, но ошиблись. Сильно мужчинка испугался. Как его успокоить, никто не знает. Решили: «Спасение  – в ходьбе, а потому - шевели ногами!» Поняв, что сочувствия не дождаться, товарищ наддал ходу и вскоре уже бежал впереди всех.

  Приходим в поселок и направляемся в клуб.

Встречные жители, наверное, удивляются, что за подозрительная компания и долго смотрят нам вслед. Заходим в клуб. Он сияет огнями и манит уютом. Здесь играет музыка, много людей, все ждут спектакль. Они с недоумением смотрят на нас, пытаясь угадать, откуда мы взялись? Когда поняли в чем дело, посыпались шутки и сочувствия. Быстро организовали помощь, послали на выручку грузовик. Отогревшись, мы сразу приступаем к делу. Времени у нас еще есть, должны успеть, но помреж всех торопит. Ему хочется, чтобы сцена выглядела идеально. Через некоторое время привезли наше имущество. Его занесли на сцену - началась подготовка к спектаклю. Все хорошо знают, чем каждый должен заниматься. Сцена преображается на глазах. Артисты немного задерживаются - костюмы, которые вытащили только что из кофров, холодные, их страшно надевать.

  Уже десять минут восьмого, зрителей полон зал, нетерпеливыми аплодисментами требуют начинать спектакль. Надев костюмы, артисты превратились в знатных синьор и кабальеро. Помреж носится как угорелый, придирчиво проверяя реквизит и внешний вид актеров. Вся ответственность за оформление сцены лежит на нем. Как пройдет спектакль – это тоже его забота. 

  Спектакль начался немного с опозданием. На сцене дон Мануель, донья Анхела, Косме, Исабель, дон Луис и другие, не менее яркие персонажи. Зрители окунаются в сказочный мир спектакля, где синьоры дурачат кабальеро, а служанки им в этом помогают.  Слуга Косме постоянно попадает в нелепые ситуации, но как-то умудряется из них выпутаться. Любимый его напиток – вино.
«Я вовсе не хочу воды и не скрываю к ней вражды. Не удивлюсь, что здесь мне видеть суждено, как чистая вода изменится в вино!», - заявляет он.
Вот его господин вызвал кабальеро на дуэль, а слуга со шпагой в руке , вызывает на дуэль Косме , на что тот отвечает:
« Не могу, она девица, без законного обряда обнажать ее не смею», - вытаскивает и показывает обломок своей шпаги, чем очень веселит зрителей в зале.

  Артисты разогрелись и явно в ударе. Остроты и отсебятина сыплются как из рога изобилия. Зрители с удовольствием следят за развитием событий, а Косме, судя по смеху зала, стал всеобщим любимцем. 

Как когда-то написали в одной рецензии:  «Комедия по испанской пьесе «Дама-невидимка» - это взрывоопасная смесь богатых декораций, шикарных костюмов и необузданной страсти. Скрещенные шпаги, высокопарная речь и благородные идальго придают неповторимую атмосферу всему завораживающему действию на сцене».

 В нашем случае богатых декораций не наблюдается, но игра актеров на высоте.

  В драмтеатре этот спектакль играли много раз, он даже успел наскучить, но здесь его вряд ли кто смотрел, он идет как премьера. Реакция зала тому подтверждение. Помреж бдительно контролирует все, что происходит на сцене. Вот на ней разворачивается очередной эпизод, а на стол забыли положить мешочек с ливрами. Реакция помрежа неописуема, он готов рвать и метать. Выход нашли, мешочек на столе появился, никто ничего не заметил. Косме стал что-то сильно разговорчив – с чего бы это?  У помрежа новая головная боль – следить за балагуром. Он утихомирится только тогда, когда закончится спектакль. Идут последние минуты, волнение за кулисами утихает. Под музыку финального танца артисты выходят на поклон - спектакль окончен. Районное начальство благодарят артистов за чудесное представление и приглашают приезжать еще.

  Пока артисты наслаждаются аплодисментами, рабочие сцены быстро убирают в кофры имущество и грузят в автобус. Дело для них привычное, работа спорится. Погрузка закончилась, все рассаживаются по местам. Автобус в сопровождении грузовой машины отправляется домой. Проводив до поворота на трассу, грузовик уезжают обратно. Мы возвращаемся, но уже не поём - устали.