Монархия Путина?
Кремль приказал Следственному комитету провести новые экспертизы останков царской семьи. Зачем 'это делается сейчас? Впереди новый "акт примирения" или это шаг к восстановлению монархии в России? Реально ли повторить опыт Франко и вернуть Романовых при регентстве Путина?
Владимир Путин ведет битву за овладение прошлым, а в Иркутской области выборы губернатора выигрывает во 2-м туре впервые с 2005 года коммунист. Сергей Левченко обещает не только восстановить выборы мэров населением, но, как утверждали его сопернии, готов поставить памятник Иосифу Сталину в городе, где стоит памятник вождю Белого движения адмиралу Александру Колчаку. Значит ли это, что народ готов на реставрацию советского стиля жизни или это просто месть иркутян "Единой России"?
На сохранение мумии Ленина в мавзолее на Красной площади не покушается даже Московская патриархия. Теперь уже мэр Москвы Сергей Собянин объявляет, что москвичи выступают против переименования станции "Войковская", названной в честь цареубийцы Петра Войкова. Власть чувствует популярность символов СССР?
Работает ли "вечная русская имперская матрица": реставрация самодержавия в новом и новом образах? При Сталине "красносотенство" заменило "черносотенство" и так и живет в современном обличии?
Что изменила в России война с Украиной. Обречены ли Москва и Киев на историческую "вечную вражду", как когда-то Речь Посполитая и Московия?
С профессором, доктором исторических наук Андреем Зубовым, протоиереем Михаилом Ардовым, политологом Виталем Камышеым беседуемо современном самодержавии, войне в Украине, выборах и прошлом России.Вел передачу Михаил Соколов.
Михаил Соколов: Сегодня мы будем говорить о том, как современное самодержавие Владимира Путина связано с прошлым, в частности, с реальной монархией Николая II. У нас сегодня в студии доктор исторических наук профессор Андрей Борисович Зубов. На связи с нами по телефону будет протоиерей и настоятель Храма царя-мученика Николая II Михаил Викторович Ардов.
Событие, которое нас к этому подтолкнуло: на прошлой неделе Кремль для поручение Следственному комитету провести в срочном порядке новые экспертизы останков царской семьи. Проводилась эксгумация, видимо, это формально связано с необходимостью захоронения останков цесаревича Алексея и его сестры Марии.
Попробуем разобраться, в чем же интерес власти, почему она снова взялась за эту такую историко-мемориальную работу, за судьбу царской семьи, можно сказать, и за судьбу семьи граждан Романовых, все-таки в этом статусе они были убиты большевиками в 1918 году. Как вы ощущаете эту ситуацию: вдруг ни с того, ни с сего, казалось, тема закрыта, про останки двух потомков государя-императора подзабылось, и вдруг все закрутилось, колесики государственной бюрократической машины закрутились?
Андрей Зубов: На самом деле про останки никто не забыл. Естественно, в широкой публике об этом не говорили. Но это было настолько вопиющее дело, что в Государственном архиве Российской Федерации в коробке рядом с черепом Гитлера лежат останки великой княжны Марии и цесаревича Алексея, что я даже думал о том, что необходимо поговорить, этот вопрос включить просто в предвыборную программу, скажем, ПАРНАСа. Потому что такое равнодушие к собственной истории невозможно. Люди, которые бесчестно убиты большевиками, личность которых установлена, не похоронены, не отпеты, поскольку они православные люди, а валяются в коробке. Это нехорошо было. Так что тема вполне актуальная.
То, что власти России решили похоронить их вместе с их родителями, по-моему, совершенно разумное, правильное дело, и человечески верное, и исторически верное дело. Но беда заключается в том, что Русская православная церковь в свое время еще при предшествующем патриархе Алексии II, и так часть семьи Романовых, которую возглавляет Мария Владимировна, они в свое время, как раз в 1997-98 году выступали решительно против того, чтобы называть так называемые екатеринбургские останки останками царской семьи, они говорили, что это неизвестно, непонятно, так ли это, не так ли это.
Михаил Соколов: Генетическим экспертизам не доверяли.
Андрей Зубов: Ничему не доверяли. Но на самом деле все это очень глупо, потому что уже тогда аутентичность этих найденных останков пяти членов семьи Романовых и четырех людей, их друзей, слуг, погибших вместе с ними, она была установлена совершенно точно. Такой английский генетик Брайан Сайкс, который как раз и проводил в лаборатории Торонто это знаменитое митохондриальное ДНК-исследование в 1995 году, он прямо говорил, что вероятность ошибки равна одной стотысячной процента, то есть практически ошибки быть не может. В науке, напомню, не бывает так, чтобы ошибка вообще не была возможна, тогда наука останавливается. Поэтому не буду говорить о разных интересных деталях, с этим связанных, а их много на самом деле, но ученым всем было очевидно, что это останки государя и его семьи. Алексий II сначала был очень за, с Аксючицем, который это дело возглавлял.
Михаил Соколов: Аксючиц был помощником Немцова, вице-премьера, в это время.
Андрей Зубов: Как раз занимался этим вопросом, с ним был в очень хороших отношениях, работали. В какой-то момент полное изменение позиции. Знаете, для меня какое-то время это было абсолютной тайной за семью печатями. Я со многими беседовал иерархами церкви, даже с нынешним патриархом, когда он еще был митрополитом Смоленским и главой отдела внешних церковных сношений, и никто мне не дал вразумительного ответа. Я ясно чувствовал, что люди просто уходят от ответа что у них нет позиции. Но потом, размышляя, я понял, что позиция была, но она не имела никакого отношения ни к науке, ни к церкви, она имела отношение к политике, вернее к тому, что можно назвать политиканством. Дело в том, что в это время, во второй половине 1990-х годов, Борис Николаевич Ельцин был исключительно непопулярен в русском обществе. Не забудем, что ему после 1996 года доверяли 3-4% людей. И связать такое великое с точки зрения церкви и в России, и зарубежной церкви дело с именем совершенно непопулярного президента, врага, как его многие называли, "врага России" церковь не хотела.
Михаил Соколов: "Враг России" строил Храм Христа Спасителя.
Андрей Зубов: "Враг России" вместе с Дмитрием Сергеевичем Лихачевым и захоронил эти останки. Поэтому "враг России", разумеется, в кавычках. Я говорю не то, что я думал, а то, что думали тогда. Как всегда, кто заслуживает похвалы, того хулят, а кто заслуживает хулы, того хвалят. Увы, это для историка банальное место.
Но как бы там ни было, церковь не хотела с этим связываться, поэтому она всячески отказывалась признать то, что было совершенно очевидно. Теперь совершенно другая ситуация. Нынешняя власть хочет захоронить — это совершенно разумное дело.
Кроме того, она каким-то непонятным таинственным образом так же, как и Ельцин, кстати, в в 1998 году приближая себя к старой убитой семье и старой династии, себя легитимизирует каким-то образом, таким не вполне рациональным. Почему Ельцин хоронил, а Путин не хоронит? Вот прекрасный момент, надо похоронить. Всем известна высокая популярность Путина и то, что Русская православная церковь больше не занимается, как при Алексии II, фрондерством, не заигрывает с народом.
Михаил Соколов: Социальные доктрины РПЦ куда-то ушли в прошлое.
Андрей Зубов: Все это забыто. И слова, что церковь далека от государства, но близка обществу — это тоже забыто, сейчас бесконечно близка к государству.
Так же точно русская эмиграция, которая тогда в значительной мере, не вся, конечно, я напомню, что царская семья, потомки Романовых раскололись.
Дом Романовым во главе с ныне покойным великим князем Дмитрием Романовичем Романовым присутствовал на похоронах, признал. Английский королевский дом, приехал Майкл Кенский, тоже родственник государя. Мария Владимировна не признала тогда. Но теперь все практически исключительно лояльны Путину. Поэтому, безусловно, то, что делает Путин, скорее всего, я очень удивлюсь, если вдруг после опубликования результатов экспертизы церковь и Мария Владимировна скажут: нет, все равно не верим.
Михаил Соколов: Видимо, команда прошла?
Андрей Зубов: Я думаю, это просто попытка сохранить лицо. Потому что нельзя: не верили, а теперь взяли и поверили просто так. Это слишком, грубо говоря, пошло, по-мужицки. И поэтому решили — проведем новую экспертизу. Тем более действительно прошло 20 лет, генетические методы анализа резко улучшились, тогда это только начиналось.
Первая митохондриальная ДНК была только выделена в 1991 году. За 20 лет огромный рывок вперед, уже ДНК неандертальца исследуют. Так что скажут: да, новый уровень науки, теперь безусловно все ясно. Под козырек и вперед. Я думаю, для этого и сделано это исследование. Будем ждать, что скажет Русская православная церковь и Мария Владимировна.
Михаил Соколов: Каков ваш взгляд на эти развивающиеся события? Я приведу одно мнение, мне пришло по Фейсбуку письмо Леонтия, он пишет: «Вот уже два десятилетия расследуется убийство царской семьи, преступление века, положившее начало беспредельному террору. Почему преступники не названы преступниками, царя возвели в ранг святого, а палачи остались за кадром?». Действительно, история эта сильно как-то затянулась.
Михаил Ардов: Мой знакомый священник в 1993 году в своем московском храме поставил икону царя-мученика Николая. Его вызвали в соответствующий отдел патриархии и приказали: икону немедленно убрать. Но тогда еще патриархия не прославила царственных мучеников. И потом в частном разговоре епископ, который ему это говорил, я не буду называть имен, он ему сказал: «Мы все и патриарх в том числе считаем царя Николая святым. Но прославить его мы не можем, потому что на нас ополчатся и коммунисты, и демократы». И вот это самая главная причина, которая все это тормозит.
Михаил Соколов: Они не хотели раскалывать своих прихожан?
Михаил Ардов: Не в этом дело. Вы поймите, вот завтра, сейчас это немножко затормозилось, а вот завтра они бы прославили, что надо делать? Ведь они же там похоронены в каком-то таком предбаннике, а не в самом храме. Если их прославить по настоящему, значит их надо не эксгумировать, как сейчас, для исследований, а взять их мощи, перевезти в Кремль, в Успенский собор, устроить всенародное поклонение, и тогда начнутся проклятья Ленину, Свердлову и всей этой банде. А у нас это не модно, сейчас наша страна сидит между двух стульев.
Михаил Соколов: А рядом мавзолей, где лежит Владимир Ильич Ульянов-Ленин.
Михаил Ардов: Почему прославили, потому что в этот момент была актуальная задача — поработить Русскую зарубежную церковь, которая их прославила давно. Очень многие прихожане Русской зарубежной церкви без прославления царственных мучеников не пошли бы под московского патриарха. Это чистая политика. И это очень и очень прискорбно.
Михаил Соколов: Это был отрывок из выступления Владимира Путина в Организации Объединенных Наций. Говорилось об Украине.
Я так понимаю, об Украине без Крыма. Обратили внимание, Андрей Борисович? "Территориальная целостность и Донбасс".
Андрей Зубов: Да, Крым забыт.
Михаил Соколов: Как вам, как историку, который уже знает много фактов современной истории, вот эта версия Путина: "вооруженный переворот, спровоцированный извне". "Возникла гражданская война".
Андрей Зубов: Вы понимаете, Путин дитя той институции, которая его воспитала — эта институция КГБ, она всюду искала руку врага, руку шпионов, невидимый след. Он настолько, видимо, мыслит в этой системе категорий, что для него и здесь люди сами бессильны что-либо сделать. Ему удобно сказать, что революция 1917 года была сделана немцами — это он готов принят, где-то он даже объявлял, что Ленин — немецкий шпион.
Михаил Соколов: И Майдан американский...
Андрей Зубов: И Майдан американцами сделан. Он не верит в свободу человека, возможность человека свободно принимать решения, добиваться каких-то политических или других целей, жертвовать своей жизнью, он в это не верит. Он считает, что все должно быть оплачено чем-то, печеньками, или долларами, или рейхсмарками. Люди лишь марионетки в этой, как он любит говорить, геополитической игре. Я напомню, что геополитика давно считается лженаукой в среде ученых, это все умерло к 1945 году, но в его терминологии это осталось.
Михаил Соколов: Результаты геополитической лженауки видели, собственно, немцы хорошо и другие народы, которые пошли за Гитлером.
Андрей Зубов: Конечно. Надо сказать, один из творцов геополитики, это все увидев, просто повесился в 1946 году, один из немецких творцов этой политической лженауки. Но не об этом даже речь.
Речь идет о том, что с самого начала выбран странный ход. Вот, Путин говорит, зачем они сохраняли НАТО, а тем более расширяли его на Восток, если нет Варшавского пакта. Для того и расширяли, чтобы не было новой войны как произошло с Украиной. Потому что и Польша, и Прибалтика боялись повторения 1939-40 года, боялись страшно. Поэтому, следуя их просьбам, было расширено НАТО на Восток. А теперь Путин доказал, что и правильно делали, что расширяли. Потому что если бы НАТО не охватило бы, скажем, Центральную Европу и Прибалтику, то вполне очевидно, что события, аналогичные Донбассу, начались бы где-нибудь в Даугавпилсе ли где-нибудь в Нарве, непонятно, чем бы все это закончилось.
Михаил Соколов: С другой стороны где-то он сподошел к правде, когда он показал, что он видит в людях марионеток. Эта версия сама собой возникшей гражданской войны совершенно не соответствует реальности, там действительно были его люди, агенты извне, они совершили вооруженный переворот. Здесь как раз российские силы поработали, о которых вы говорите.
Андрей Зубов: Вы имеете в виду Донбасс. Надо сказать, что и в Донбассе, и в Крыму, я, например, знаю, мечтали о воссоединении с Россией.
Михаил Соколов: Мечтать не вредно. Но пока штыков чужих не было, это были мечты.
Андрей Зубов: Разумеется. То есть этим мечтам помогли осуществиться. Но в принципе это тоже движение снизу.
Там это очень ясно и хорошо видно: где мечтали мало, там, несмотря на то, что Путин очень постарался, ничего не получилось — проект «Новороссия». Проект «Новороссия» лопнул с треском, потому что большинство русскоязычных людей юга и востока Украины в общем сказали: "Нет, мы с Украиной, мы не с тобой, Владимир Владимирович". Поэтому воля людей очень много значит, даже у нас, где она, конечно, страшно подавлена советским временем, террором, привычкой выживать в одиночку, даже у нас она очень значима, и в России, и в Украине. Здесь Путин играет на старой сказке, он повторяет старую кагэбешную, вообще сказку всех разведок о том, что люди ничто, а какие-то силы закулисные, манипулирующие людьми — это все. Конечно, это не так.
Комментарии
Комментарий удален модератором