Длинная тень Сталина
На модерации
Отложенный
Михаэль Мирш хвалит президента России Дмитрия Медведева за то, что он нашел, наконец, ясные слова для описания преступлений советского диктатора.
Белый мраморный бюст Сталина всё ещё возвышается на пьедестале над его могилой у кремлёвской стены. И всё ещё туда паломничают почитатели диктатора. Почитают Сталина, прежде всего за победу над нацистской Германией в "Великой Отечественной войне", в которой почти каждая семья тогдашнего Советского Союза потеряла сыновей и дочерей. Однако, растёт число людей, которые связывают совсем другое с четвертью века его правления: блеск советской империи, промышленные крупные проекты, архитектурное великолепие и сильная рука, которая следила за порядком. Добрый Отец оберегал всё это и железной метлой зачищал «врагов народа».
Поэтому вовсе не рядовым событием стало то, что президент Дмитрий Медведев сейчас ясно сформулировал тезис о невозможности поиска «оправданий» для убийства миллионов человек. Он констатировал, что в России сегодня не хватает знания, сочувствия и интереса, когда речь заходит о кровавой истории сталинизма. 90 % молодых людей не могут назвать имён известных жертв Сталина. Медведев однозначно отмежевался от прогрессирующей ностальгии по Сталину в своём интернет-блоге по поводу годовщины памяти жертв репрессий. Организация «Мемориал», важнейший голос антитоталитарных сил в России, похвалила это заявление как «важное и необходимое». Однако, неутомимые энтузиасты Истории из «Мемориала» - это слабое меньшинство. Если бы в речи Медведев думал только о популярности, то он бы либо ничего не говорил, либо ограничился противоречивыми пустыми фразами, как это делал Владимир Путин.
Предшественник Медведева, теперешний премьер-министра России, часто и охотно хвалит победителя Второй мировой войны и лишь иногда весьма неохотно что-то бормочет о его преступлениях. Это нравится людям даже через полвека после смерти диктатора. После короткого периода правления Горбачева и Ельцина Сталин вновь преобразился в учебниках по истории в великого полководца и государственного деятеля.
Комплименты диктатору, которому в последнее время даже снова сооружают памятники, содержат в большинстве случаев лишь краткие указания на чрезмерные, но, пожалуй, необходимые, репрессивные меры. То, что число казненных «врагов народа, шпионов и организаторов саботажа» составило примерно 12,5 млн. человек, многие в России хотели бы лучше не вспоминать. И это - только официальное число убитых. Многие историки указывают на существенно более высокие данные. Ведь не учитываются те, кто был сослан в исправительно-трудовые лагеря, или они умерли от голода, когда большевики конфисковали у крестьян весь урожай. Как немцы в 50-е и 60-е годы, многие русские неохотно вспоминают о времени государственных массовых убийств. Тема эта весьма щекотлива даже для обсуждения внутри семьи. Так как часто бывает так, что несколько членов семьи сидели в лагере, в то время как другие работали на эту репрессивную машину. Не было явно выраженных групп жертв. Любого могли ночью забрать. Даже если он был ярым коммунистом или даже если он сам следил за другими как верный сотрудник государственных органов. Террор заражал человеческие отношения и уничтожал совесть каждого в отдельности. Немногие выжившие остались непричастными и невиновными. Стыд за это живёт до сегодняшнего дня и подавляется обыкновенными механизмами защиты: не всё, мол, было плохо, имелись и положительные стороны. Ставка делается на справедливую гордость за победу во Второй мировой войне, в которой страна выступила на правильной стороне.
Критика Сталина - это не популярный жанр в России. Тем выше цена этих чётких и ясных формулировок Медведева. И вполне вероятно, ещё и сигнал Путину. Медведев приводит в своём заявлении моральную оценку популизму, искусственным расчётам и вместе с тем отмежёвывается от своего предшественника и карьерного отца. Возможно, это заявление было задумано ещё и как лёгкое указание на то, что время бесцеремонных самодержцев уже прошло.
Комментарии