Ультиматум Бараку Обаме

На модерации Отложенный

Все идет к тому, что реальной альтернативой вялой, хотя и многочисленной американской коалиции на Ближнем Востоке станет российская. Предстоящий разговор двух главнокомандующих — Владимира Путина и Барака Обамы на полях Генассамблеи ООН обещает стать интересным.

По некоторым данным, в сирийский Тартус отправился китайский авианосец. А военный крейсер уже прошел Суэцкий канал и лег на курс в направлении единственной в Средиземном море российской военно-морской базы.



Позиции США и России по ближневосточному урегулированию отличаются принципиально. Вашингтон считает, что прежде чем навалиться всем цивилизованным миром на ИГИЛ, следует непременно отстранить от власти нецивилизованного Башара Асада. У Москвы позиция прагматичнее: сначала в союзе с Сирией устранить террористическую угрозу, а уж потом заняться политическими преобразованиями в этой стране.

На мой взгляд, цивилизованной выглядит последовательность, предложенная нами, а не США.

Не так давно о нашем варианте никто не хотел и слышать. Но после десанта в Тартус и Латакию российского контингента и вооружения раздались пока еще робкие голоса из Европы [1] о том, что попавший в опалу к американцам Башар Асад должен участвовать в переговорах наравне со всеми.

«Мы должны говорить со многими участниками, в том числе с Асадом, — сказала Ангела Меркель [2] на пресс-конференции, которая состоялась после саммита Европейского союза, посвященного миграционному кризису. И секундной после паузы выдохнула: — Не только с Соединенными Штатами, Россией, но также и с такими важными региональными партнерами, как Иран, суннитские страны, Саудовская Аравия».

Должен сказать, я до сих пор нахожусь под впечатлением от той смелости, которую продемонстрировала канцлер Германии. Мне даже показалось, что на этот раз она сказала, что думает, а не то, что ей велели сказать. Уж слишком новая риторика пошла вразрез с теми растерянными речами, которые слышны из-за океана — там до сих пор не определились, каким способом будут сохранять лицо после решительной российской инициативы.

Дошло до того, что в Вашингтоне стали делать вид, будто Владимир Путин, как нашкодивший школьник, искал встречи с всемогущим завучем по воспитательной работе — Бараком Обамой. «Обычно подготовка к такого рода встречам и контактам проходит в закрытом режиме с задействованием дипломатических каналов; на публику детали не выносятся, — пояснил помощник президента РФ Юрий Ушаков [3]. — Но раз американская сторона решила изложить свою версию, которая искажает то, что происходило на самом деле, мне придется рассказать, как все происходило на самом деле».

Оказывается, все наоборот: это Белый дом еще 19 сентября направил в Кремль предложение о встрече двух президентов во время визита главы российского государства в ООН. Разумеется, не так важно, кто первым протянул руку — главное, что она пожата. Но попытка подчеркнуть собственную значимость выглядит совсем уж по-детски.

Видимо, слишком часто в последнее время американские политики общаются с украинскими. Вот и переняли этот простенький стиль общения с миром — выдавать желаемое за действительное.

Между тем, обстановка на Ближнем Востоке складывается серьезней некуда.

По данным арабских источников [4], в российскую коалицию решила вступить КНР. Это намерение якобы подтверждают и некоторые наши официальные лица. «Уже известно, что и Китай подключается к нашей военной операции в Сирии, в Средиземное море уже вошел китайский крейсер, за ним следом идет авианосец КНР. — рассказал информационному агентству «Национальная служба новостей» член Комитета Совета Федерации по международным делам Игорь Морозов [5]. — Я думаю, что Иран также активизирует свою работу через Хезболлу, подразделения которой наращиваются со стороны Ливии. Поэтому уже можно сказать, что другая международная коалиция набирает силу. Соединенным Штатам нужно только присоединиться. К нам».

Мир любит победителей. Поэтому в случае успеха новой коалиции он вполне может сменить свои предпочтения. Эта мысль наверняка портит настроение ребятам из Белого дома.

Однако не исключено, что в данном случае мы имеем дело с организованной нашими спецслужбами утечкой — нет никаких официальных подтверждений включения Поднебесной в антиигиловскую коалицию.

Все оставшиеся дни до встречи Путина с Обамой мы еще не раз столкнемся с разного рода вбросами и слухами. В том числе о том, что Россия начнет боевые действия против ИГИЛ [6] еще до достижения договоренностей со всеми заинтересованными сторонами конфликта.

Хотя я бы не удивился, если бы это произошло. Ведь реальные действия укрепили бы нашу переговорную позицию.

Всем понятно [7]: мы будем наносить авиаудары по «Исламскому государству», даже если Соединенные Штаты отвергнут наше предложение координировать действия старой коалиции с новой. И в Вашингтоне об этом прекрасно знают. Глава Пентагона Эштон Картер [8] уже суетливо заметил, что США готовы сотрудничать с Россией по борьбе с «Исламским государством» и политической трансформации в Сирии.

Давно бы так.

В новую коалицию пока входят Россия, Иран и Сирия. Но она открыта для приема новых членов. И похоже, многие страны, разочарованные имитацией борьбы с террористами, которую демонстрировали в последние несколько лет американцы, подумывают перейти из американского антиигиловского союза в российский. Мое предположение относится и к Европе, каким бы фантастическим оно сегодня ни выглядело.

Вчера Владимир Путин в интервью американскому журналисту Чарли Роузу обозначил российскую позицию. По мнению российского лидера, любые действия, «нацеленные на уничтожение легитимного правительства Сирии, создадут такую же ситуацию, которую вы можете наблюдать сейчас в других странах региона или в других регионах, например, в Ливии, где все государственные институты разрушены. Мы видим похожую ситуацию в Ираке».

Он прав, это же очевидно.

Цивилизованный подход к решению проблемы выглядит иначе. «Нет никакого другого способа разрешить сирийский кризис, кроме как усиливать эффективные правительственные структуры и оказывать им помощь в борьбе с терроризмом», — объяснил прописные истины Владимир Путин [9]. Ясно кому.

Фактически, Бараку Обаме отправлен ультиматум со сроком действия до 28 сентября.