"Черный ящик — в студию!"
"Черный ящик — в студию!"
http://www.vm.ru/news/2015/09/02/chernij-yashchik-v-studiyu-296163.html

Ведущий телепередачи «Что? Где? Когда?» Владимир Ворошилов (справа) редко показывался зрителям
Фото: Зотин Игорь/ТАСС
Ровно 40 лет назад, в сентябре 1975 года, в эфире Центрального телевидения появился первый клуб знатоков — передача «Что? Где? Когда?», быстро ставшая у нас сверхпопулярной. «Вечерка» вместе с игроками и авторами легендарной передачи вспоминает, как это было.
Эту передачу знают все без исключения люди, смотревшие телевизор во времена СССР. Стоит лишь волчку завертеться с характерным только ему звучанием, как сердце замирает в ожидании нового сложного вопроса и интеллектуальной битвы. Едва появившись в эфире, «Что? Где? Когда?» сразу же завоевала популярность. Еще бы! Нестандартная для телевидения того времени программа со сложными правилами и умными вопросами к игрокам.
РЕЙТИНГ ЗАШКАЛИВАЛ
Поначалу правила были простыми: между собой соревновалось две семьи. Позднее концепция трансформировалась в команду «знатоков» и «телезрителей». Появился «волчок» — что-то вроде рулетки, а за несколько дней до распада Советского Союза организаторы игры превратили ее в «интеллектуальное казино», где каждый сможет заработать деньги своим умом. «Что? Где? Когда?» смотрели миллионы. Это подтвердилось после уникального эксперимента, проведенного создателем программы Владимиром Ворошиловым. В 1986 году, когда программа впервые вышла в прямой эфир, он провел подсчет рейтинга.
Частотомер, выполненный на основе ЭВМ ДВК-2М, измерял частоту тока в сети. Телезрителям было предложено выключить свои телевизоры на 10 секунд — и по скачку в напряжении сети был получен процент смотрящих от общего числа потенциальных телезрителей.
ИГРА СО СВОИМИ ЗАКОНАМИ
15 лет назад режиссера Владимира Ворошилова не стало. Но игра продолжается. Спустя 40 лет после первого эфира вдова создателя «Что? Где? Когда?», генеральный директор «ТВ-Игра» Наталия Стеценко, рассказала «Вечерней Москве» о метаморфозе игры от сезона к сезону и трансформации вопросов.
— Нашу программу, начиная еще со времен Владимира Яковлевича, мы не любим называть «шоу». Мы считаем, что это игра, со своими законами. Сейчас, глядя на нашу игру, я испытываю те же чувства, что испытывает спортсмен, который начинает игру, — желание соперничать с тем, с кем играешь. У ведущего всегда есть желание выиграть у знатоков. И у всех нас есть желание убедить зрителей в том, что мы интересны. А это непросто.

Александр Друзь и Валентина Голубева на игре в 1986 году
Автор: Из архива ИГРА-ТВ
- Бывает, что вы болеете за телезрителей?
- Если вы говорите лично обо мне — я болею за тех, кто лучше играет. Когда знатоки играют хорошо, есть ощущение, что это команда, которая выигрывает, — сочувствую им. Если команда играла вяло, чувствуешь, что они просто хотят показать себя по телевизору и у них нет значительного интереса в выигрыше, — хочется, чтобы победили зрители. Тем более что сейчас у нас такие зрители, которые пишут вопросы тетрадками. Они тратят силы, время и интеллект на то, чтобы победить. Вопросы сегодня гораздо сложнее, чем те, которые были раньше. Вопросы, которые задавались в первых играх, сегодня звучат в любительских клубах, у начинающих игроков. Сейчас другой уровень.
- Чем вы можете объяснить любовь зрителей к вашей передаче? Даже сегодня, когда в телевизоре в среднем 40 каналов на выбор…
- Я думаю, причин несколько. Прежде всего — уникальность вопросов. Самое сложное для того, чтобы продавать (а мы все-таки продаем программу) — это понять принцип построения вопросов. Они строятся совершенно по-другому, нежели в другой викторине. Каждый вопрос — маленькая пьеса. Очень редко бывает так, чтобы мы сразу задавали полученный вопрос, — обычно все они подвергаются определенной переработке.
Еще одна причина популярности программы — это то, что одна минута обсуждения — возможность для человека заглянуть в мозг и понять, как рождается открытие. Одно дело, когда знатоки знают ответ на вопрос, но гораздо интереснее, когда ответ находят. Вот эта-то минута и завораживает. Как телезрителей, так и самих знатоков, когда они увлечены этим процессом. В течение эфирного часа участники переживают такие жизненные процессы, которые и сама жизнь не всегда предоставляет. Для многих из них эти переживания сравнимы с чувствами, которые испытывает спортсмен, который выходит на стадион перед заполненными трибунами. Это состояние, не сравнимое ни с каким экзаменом.

Игроки клуба Алексей Блинов и Ровшан Аскеров
Автор: PHOTOXPRESS
- Понимаю, это банальный вопрос, но как появилась концепция передачи?
- Игра рождалась достаточно долго. Годами выстраивались правила, структура игры. Ответы на вопросы. Была передача, когда стрелка указывала не на письмо, а на отвечающего игрока. Потом появилась минута обсуждения. Потом — шесть игроков. Этот процесс происходил на глазах у зрителей в течение многих лет. И даже сейчас правила меняются, от сезона к сезону.
Зритель даже не всегда замечает эти изменения правил, но они происходят. Сказать, что игра родилась одномоментно, так же, как Менделееву приснилась таблица, нельзя. Минута обсуждения родилась за пять лет.
- У вас очень эмоциональная игра. Как Владимиру Яковлевичу удавалось сохранять хладнокровие и держать игру в рамках?
- Он — ведущий. И то, что он не втягивался в конфликты и всегда сохранял хладнокровие, это вам кажется. Бывало, что втягивался и Друзя выгонял из зала. Были моменты, когда он довел знатоков до того, что они бросили пиджаки на стол и вышли. Я не могу сказать, что он был бесстрастным ведущим. Все есть на пленке (смеется). Это иллюзия прошедших 15 лет с тех пор, как Владимира Яковлевича не стало.
- Как вы будете отмечать 40-летие передачи?
- Примета есть такая — 40-летие не отмечать. Вот и мы не будем. Важный для нас момент — когда играется финал, когда приезжают телезрители. Когда они присутствуют в зале. Это очень важный момент и для нас, и для знатоков. Готовимся заранее, могу сказать, что вопросы у нас уже готовы. Так что мы отметим финалом. А 40 лет отмечать не будем!
МОЗГОВОЙ ШТУРМ
- Практически все интеллектуалы «Что? Где? Когда?» достигли уважаемого общественного и научного статуса, люди с именем, звезды старой закалки.
В отличие от участников современных шоу, имена «знатоков» не звучат в скандальной хронике, а произносятся с уважением. Интеллект — мощное оружие. Полномочный представитель правительства РФ в высших судебных инстанциях, заслуженный юрист Российской Федерации Михаил Барщевский рассказал «Вечерке», в чем секрет успеха легендарной телепередачи:
— В этом и есть секрет «Что?
Где? Когда?». Зрители разгадывают вопросы вместе со знатоками. Это не то же самое, что в других интеллектуальных передачах, когда люди просто ждут — правильно или нет. Здесь люди становятся свидетелями поиска, мысль зрителя идет вместе с мыслью знатоков. А поскольку знатоков шесть, мыслей появляется много, и зритель следит за этими увлекательными разветвлениями. Даже не за результатом, а за обсуждением. Секрет успеха передачи именно в том, что люди фактически принимают участие в обсуждении. Это не интерактивность, обратной связи нет. Но есть эффект присутствия, соучастие в процессе.

Волчок стал визитной карточкой клуба
Автор: PHOTOXPRESS
- Как вы считаете, вопросы выросли в уровне?
- Они разные. Сливки были сняты в первые 15 лет, они стали посложнее, но они разные. Бывают очень удачные вопросы, некоторые вызывают у меня изумление. Но и раньше было то же самое. Вопросы подросли, но и объем знаний человечества увеличился. Намного меньше стало вопросов на исторические темы, по русской литературе. Материала стало куда больше, чем было 30 лет назад.
- В каких случаях вы болеете за телезрителя?
- Наверное, ни в каких. Ведь телезрителя больше всего интересуют деньги. А для ребят меркантильный вопрос не стоит. Для них это вопрос победы интеллекта над неизвестностью.
- Кто из игроков ваш самый любимый?
- Борис Левин. Я делю игроков на три категории. Первая — эрудиты, ходячие энциклопедии. Другая категория — логики, те, кто находит ответ исходя из вопроса. И третьи — редчайшая категория. Это игроки-интуитивисты. Те, кто работает на озарении, когда ничто не подсказывает ответ, они достают его буквально из воздуха. А есть игроки, имеющие всего понемногу. Это поверхностные игроки. А Борис Левин уникален тем, что сочетает в себе все три категории на высшем уровне.

16 августа 1989 года. Игрок клуба Владимир Молчанов
Автор: Б. Дембицкий/ТАСС
ВСЕ ЗРИТЕЛИ — ДОСТОЙНЫЕ СОПЕРНИКИ
Многократный чемпион интеллектуальных игр Александр Друзь подтвердил, что суть игры не в деньгах.
— Игра существует уже на протяжении трех поколений и зрителей, и игроков. Каждое появление программы в эфире — это событие. Хотя бы потому, что это продукт со знаком качества, если можно так выразиться.
- У вас бывает сочувствие к телезрителям?
- Я не могу за них болеть. Каждую игру я в телеклубе. Я не могу болеть одновременно и за телезрителей, и за знатоков. Но ко всем телезрителям я отношусь как к равным соперникам, которые достойны уважения.
- Какой сезон ваш любимый?
- Самое яркое впечатление — наверное, это когда состоялась первая игра и первый вопрос, на который я ответил. Это был вопрос с предметом. Некие блестящие камушки на подносе, разноцветные, с одной стороны, а с другой — синенькие. Вопрос от зрителя из Холмогор. Я догадался взять эти камушки в руки и догадался, что они искусственного происхождения, они были очень легкие. Смальта — она используется для мозаики. Разноцветное стекло. Искусство его создания было утеряно на 500 лет, а затем воссоздано Ломоносовым, который родом из Холмогор.
- Потрясающая у вас память!
- Первый вопрос и первый ответ не забываются.

Член команды Первого канала Светлана Зейналова
Автор: PHOTOXPRESS
ПО ТУ СТОРОНУ ЭКРАНА
- Андрей Каморин — один из ярчайших игроков передачи. Обладатель почетного звания «Лучший капитан клуба», Андрей Анатольевич признается — «Что? Где? Когда?» значительно повлияла на его жизнь. Известный журналист, продюсер, создавший популярнейшие в России сериалы, в интервью «Вечерке» рассказал о том, как программа меняет игроков и зрителей:
— Владимир Яковлевич Ворошилов, который создал эту игру, воспринимал ее как живой организм. Для понимания советую прочесть его книгу «Феномен игры». Он определяет жанр этой программы как документальный спектакль. С годами менялись правила, но принцип не менялся: документальный спектакль, основанный на коллективном мышлении в эфире. И главный принцип — за столом сидят семь игроков. Каждый зритель сидит в команде.
- А как это?
- Каким-то таинственным, магическим образом. Вы сидите перед телевизором. Вам, то есть команде, задают интересный вопрос. При этом крупье всячески пытается разделить телезрителей в одну команду, а игроков в другую. Это обманка, потому что каждый телезритель пытается разгадать ту же загадку, которая поставлена перед знатоками. Я знаю людей, телезрителей, которые при этом говорят вслух. Фактически они участвуют в обсуждении. Это выплеск эмоций! То самое, ради чего игра и существует.
- Меняются ли игроки под влиянием происходящего?
- Конечно. Сегодняшний состав клуба «Что? Где? Когда?» значительно более эрудирован, с быстрыми и четкими реакциями. И это единственный в России формат отечественного игрового шоу, которое существует. И он самый долгоживущий. Дольше живут только «Спокойной ночи, малыши!».
- Как игра повлияла на вашу судьбу?
- Фантастические навыки общения. Вхождения в коллектив, социализация, ментальная реакция. Сейчас очень модно слово «психотренинг». Лучшего психотренинга у меня не было в жизни.
- Меняется ли зритель?
- На протяжении истории люди меняются очень мало. Они остаются такими же, как были века назад. Я имею в виду сущность человека. Меняются вкусы. А это уже другой вопрос. Он относится к шоу-бизнесу. Мне кажется, что «Что? Где? Когда?» зиждется на том, что основное не меняется — суть игры. А вот антураж может и должен меняться. Зритель молодеет, якорную аудиторию составляют те, кому сегодня 45. А это не те же люди, что их отцы и деды.

Ведущий Борис Крюк, сменивший Ворошилова, и Наталия Стеценко
Автор: Из архива ИГРА-ТВ
- Может ли наступить время, когда вопросы закончатся?
- В «Тройке» Стругацких есть момент, когда произносится фраза — «самое страшное, это когда на ответы нет вопросов». Но, мне кажется, что такой ситуации быть не может. Жизнь и природа настолько неисчерпаемы, что всегда возможно найти новую тему. Когда я был активным игроком, мы много спорили о том, каким может быть идеальный вопрос. Не помню, кто это сформулировал, но принцип был такой: «это должен быть вопрос, все сведения о котором — в рамках школьной программы, но ответить на который невозможно». Думаю, у программы хватит творческих сил формулировать интересные и правильные вопросы. До бесконечности.
Захар Артемьев
Комментарии
:-(
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Галочка, я так понимаю, что все рассказанное - касается Сиднева?
Комментарий удален модератором