Овербукинг в воздухе: ищем тех, кому выгодно

 
 
Минтранс может разрешить авиакомпаниям продавать билетов больше, чем мест в салоне самолета. Плюсы и минусы этой инициативы разбираем в материале «Рамблер.Финансы».
 

Законопроект уже прошел общественное обсуждение, дело за решением правительства. Но для начала давайте разберемся, о чем речь.

 

Для чего вообще понадобилось разрешать продавать билетов больше, чем мест?

 

По данным департамента управления сетью и доходами ПАО «Аэрофлот», 2% пассажиров не являются на регистрацию, а еще 5% аннулируют свои билеты за сутки до вылета. С учетом того, что возможности оперативно продать билеты на освободившееся места почти нет, то авиаперевозчик теряет около 7% выручки.

 

Напомним, в настоящее время стоимость «возвратного» билета при аннулировании его не позднее чем за 24 часа до окончания регистрации возвращается пассажиру в полном объеме (за минусом затрат, фактически понесенных перевозчиком). Если билет вернули менее чем за сутки, то неустойка составит 25% от стоимости билета плюс фактически понесенные расходы. Если пассажир отказался от поездки после окончания регистрации, то перевозчик удерживает полную стоимость билета.

 

Легализация овербукинга, по задумке Минтранса, должна снизить потери авиакомпаний как минимум на 7% - и теоретически, уменьшить тарифы (в цену билета не надо будет включать гипотетические потери из-за пустых кресел).

 

Но не получится ли так, что авиакомпании в погоне за доходами будут продавать слишком много билетов?

 

Формально это невыгодно: придется выплачивать компенсации (как правило, сопоставимые с ценой билета), плюс предоставлять размещение, горячее питание, услуги связи. То есть совокупный доход от овербукинга не покроет расходов, связанных с удовлетворением требований пассажиров, которым было отказано в перелете.

 

Но, с другой стороны, каждый из нас - с точки зрения человека, незнакомого с тонкостями авиаоптимизации - может возразить против этого как минимум три раза.

 

Возражение № 1: односторонний отказ от выполнения обязательства, по общему правилу и в соответствии с ГК РФ, не допускается. В противном случае пассажир попадает в еще большую зависимость от перевозчика, который стремится необоснованно снизить свою ответственность.

 

Возражение № 2: пассажир вправе рассчитывать на получение качественной услуги. Применительно к авиаперевозкам колоссальное значение имеют соблюдение условий о пункте назначения и времени вылета. Иначе, зачем вообще пользоваться авиасообщением? Если же овербукинг будет легализован, то перевозчик не сможет гарантировать доставку пассажира в оговоренное время. Иными словами, встав в два часа ночи (растолкав детей, заказав такси) и, наконец, добравшись до аэропорта, человек может остаться сидеть на чемоданах в ожидании другого рейса. Вряд ли кто-нибудь предпочтет такой вариант, даже за денежную компенсацию.

 

Возражение № 3: на каком основании риск потерь, неизбежный при предпринимательской деятельности, перекладывается на третье лицо (ни в чем не повинное, между прочим), иными словами, на пассажира? Это прямо противоречит смыслу предпринимательской деятельности, которая подразумевает ее осуществление «на свой страх и риск». В противном случае, если в самолете много пустых мест, то почему бы не ставить вопрос об эффективности менеджмента самой авиакомпании?

 

Наконец, как насчет убытков, которые понесет пассажир вследствие опозданий? Ведь клиент авиакомпании может опаздывать на важные переговоры (или похороны)? Предлагаемый законопроект ничего не говорит о возможности взыскания упущенной выгоды и морального вреда пассажиру.

 

«Ложка меда»

 

Правда, Минтранс обещает уточнить перечень льготных категорий граждан, которым не может быть отказано в посадке. Среди них беременные, инвалиды, командированные, родители с детьми и другие. Это справедливо, но, как правило, регистрируясь онлайн, женщины не прилагают справки из женских консультаций, инвалиды – справки МСЭК, а командированные – приказы о направлении в командировку (командировочные удостоверения отменены с февраля этого года).

 

И потом, если, скажем, беременная женщина попадает под овербукинг, то вряд ли кто-то будет снимать с рейса уже зарегистрированного пассажира. Это не говоря уже о реакции самого пассажира, который, к слову, может оказаться инвалидом.

 

Кстати, вы тоже можете высказать свое мнение. А иначе как законодатель учтет ваши интересы, а не «колоссальные» потери авиаперевозчиков.