Холодный расчет. В тюрьму или в кассу?
Выступая на президиуме правительства премьер Владимир Путин высказался в том плане, что надо бы гуманизировать систему наказаний в нашей стране. Иными словами, штрафовать, а не сажать, если преступление не тяжкое.
Забавно, но некоторые комментаторы тут же решили, что глава правительства таким образом решил позаботиться не столько о гуманизации уголовно-исправительной системы, сколько о пополнении бюджета. Газета «РБК daily» приводит расчеты консультанта компании «Финэкспертиза» Дмитрия Ширяева, который рассуждает следующим образом. Средний размер штрафа — что-то около 30 тысяч рублей. Число тех, кто мог бы получить «облегченное», то есть монетизированное наказание вместо лишения свободы — примерно 120 тысяч человек в год. Значит, в доход бюджета поступит около 3,6 миллиардов рублей.
При этом, правда, следует учесть, что само администрирование штрафной работы будет стоить немалых денег. Суммы не большие, и их сбор съест процентов 10–15 предполагаемой выгоды. С другой стороны, отпадут расходы на содержание и охрану 120 тысяч заключенных.
Осмелюсь, однако, предположить, что Путин имел в виду именно снижение доли тюремного наказания, а не возможность получения дополнительных доходов в бюджет. Три миллиарда рублей в год — не та сумма, ради которой власти вдруг радикально станут менять идеологию уголовно-исправительной системы.
Может быть действительно там, наверху, решили, что не только гуманно, но и разумно не лишать свободы тех, кто еще не успел стать профессиональным преступником? Может быть, решили остановить «расширенное воспроизводство» тюремного населения? Как было сказано на том же заседании президиума правительства, в России около 300 тысяч человек ежегодно приговаривают к лишению свободы.
Нет слов: штраф вместо тюрьмы разумная мера, когда речь идет о значительной части экономических преступлений и не тяжких уголовных. Однако есть некоторые обстоятельства или сигналы — как хотите, — которые не позволяют надеяться на скорую и масштабную гуманизацию исправительной системы. С одной стороны, предложение предпочесть штраф за нетяжкое уголовное преступление лишению свободы. И пока это только предложение. С другой стороны, расширение оснований для лишения свободы за некоторые экономические противоправные действия. И это уже вступивший в силу закон. На днях в России введена уголовная ответственность за нарушение антимонопольного законодательства. В отдельных случаях за ограничение конкуренции посадить могут на шесть лет.
Так что процесс мы наблюдаем встречный, и в какую сторону дальше и быстрее продвинемся — неизвестно.
Комментарии