Спрос по карточкам
Ольга Филина: правительство придумало, как поддержать отечественный ВВП, помогая малоимущим.
На подходе очередное российское ноу-хау: правительство придумало, как с помощью малоимущих слоев населения поддержать отечественное сельское хозяйство. Весь секрет, оказывается, в "продовольственных карточках". Что это за новация, разбирался "Огонек".
Национальной системы адресной продовольственной помощи еще не существует, а на нее уже потратили 4,5 млн рублей: во столько заинтересованному ведомству — Минпромторгу — обошлась одна только разработка "аналитических материалов" для обоснования программы. Но оно и понятно, задумка серьезная. Предлагается в масштабах всей страны снабдить малоимущих россиян специальными "продуктовыми картами", на которые будут начисляться целевые деньги для покупки еды, причем еды только отечественного производства. Инициатива, о которой стали говорить еще прошлой осенью, наконец-то дошла до правительства и, как надеются разработчики, вскоре будет одобрена.
Страна, конечно, знала много вариантов помощи малоимущим, но оригинальность нового проекта, как утверждают его инициаторы, — в умелом совмещении двух приоритетных тем: поддержки населения в кризис и развития отечественного сельского хозяйства. В Минпромторге уверены: при правильном подходе от такой помощи будет одна выгода, а каждый вложенный рубль принесет два или даже более рубля дополнительного роста ВВП.
— Это достигается следующим образом: покупатель сам решает, где приобрести товары по программе (таким образом поощряется эффективный магазин), какие именно из предлагаемых товаров приобрести (таким образом поощряется эффективный товаропроизводитель). Товаропроизводитель, в свою очередь, является заказчиком для производителей оборудования, кормов, удобрений, семян и т.д.,— сообщил "Огоньку" Виктор Евтухов, заместитель министра промышленности и торговли РФ.— Получается целая цепочка. Поэтому в данном случае вопрос эффекта напрямую связан с объемом финансирования: любой рубль важен, и чем их больше, тем сильнее раскрутится этот маховик.
Впрочем, откуда брать эти рубли, ведомство пока не знает, но предполагает, что финансировать программу могут совместно федеральный и региональные бюджеты, а если дело пойдет успешно, к софинансированию привлекут и самих граждан по принципу: кладешь 1 рубль — получаешь от государства еще 50 копеек. Все спорные вопросы, беспокоящие критиков проекта (как определить, каким гражданам помогать, как понять, какие продукты включать в списки), ведомство планирует отдать на откуп региональным властям. Они же определят и реальный объем помощи, в зависимости от экономической ситуации на местах.
Согласно имеющемуся сейчас проекту Минпромторга, система должна работать следующим образом: человек подает заявку на участие в программе, с ним проводят собеседование, изучают документы, подтверждающие право на соцподдержку. Потом выдают обычную пластиковую карту, на которую ежемесячно будет перечисляться фиксированная сумма денег. Эти деньги нельзя обналичить, нельзя копить (они "сгорают" в конце месяца), нельзя на них покупать что-либо, кроме установленного перечня товаров. А он будет любопытным, рассчитанным на "поддержку здорового питания": никаких вам макарон и гречки, которыми можно запастись впрок, в основном скоропортящиеся товары местного производства.
— Ведь смысл программы — помочь социально приоритетным категориям граждан улучшить питание,— уверен Виктор Евтухов.— Их основная проблема — не голод, а недостаток в рационе свежих и полезных продуктов.
О том, что министерство при таком подходе выступает еще и директивным диетологом, никто не говорит. Зато разработчики уточняют: восполнить недостаток свежего и полезного в рационе граждан призваны отечественные сельхозпроизводители, поставляющие свои продукты в розничные сети,— участники программы. По идее, любой магазин сможет принимать "продуктовые карты", но для этого ему придется подключиться к единой процессинговой системе (сколько это будет стоить, до сих пор неясно), а также разместить на видном месте информацию "Мы принимаем продуктовые карты".
— Звучит, конечно, хорошо, но на деле отличить "отечественные" товары от "неотечественных" не так-то просто,— считает Андрей Сизов, исполнительный директор аналитического центра "СовЭкон".— Например, российские колбасы, которые планируется включить в список Минпромторга, изготавливаются вовсе не из отечественного сырья. И как тут будет работать "маховик", на который ссылается ведомство? Кроме того, непонятно, как интегрировать в систему торговли этот нерыночный принцип деления на "свои" и "чужие" продукты, кто будет компенсировать ритейлерам расходы на подключение к процессинговой системе... Вопросов очень много.
Сергей Жаворонков, старший научный сотрудник Института экономической политики, отмечает другое: бизнес к инициативе отнесся с интересом. Если государство реально за нее возьмется, самые активные игроки смогут выиграть. К тому же несколько похожих пилотных проектов в регионах зарекомендовали себя хорошо.
Идея выдавать населению целевые карточки и в самом деле в последнее время нашла многочисленных сторонников среди руководителей субъектов РФ. В Тульской и Новгородской областях, например, введены специальные скидочные карты для малоимущих: предъявляешь их в магазинах — участниках социальной программы и покупаешь продукты из установленного перечня по цене на 10 процентов ниже. В Кировской области уже с 2013 года поддерживают многодетные семьи "продуктовыми картами", на которые ежемесячно начисляется тысяча рублей. В региональную программу включилось 44 местных производителя с весьма обширной линейкой товаров. И Москва не отстает: здесь и электронные продовольственные сертификаты для малоимущих, и сертификаты ветеранам для приобретения "товаров обыденного пользования", а с октября в одном из округов стартует новый проект — электронные сертификаты на товары для детей... Того и гляди не останется товаров, на которые еще не придуманы карточки! Так что у Минпромторга — присмотрись он получше к регионам — предвидится большое поле для социальных инициатив.
Уточните адрес
Экспертиза
Вводя систему целевой поддержки малоимущих, важно понять, кого конкретно мы поддерживаем
Вадим Новиков, член Экспертного совета по развитию конкуренции при правительстве РФ
Конечно, предложенная Минпромторгом идея с продовольственными картами принципиально отличается от знакомых нашим соотечественникам продовольственных талонов. Талоны — это способ ограничить и рационализировать потребление, добиться того, чтобы дефицитные товары не уходили в одни руки. Карточки — механизм противоположного действия, позволяющий неимущим слоям получить доступ к товарам, которые в противном случае были бы для них недоступны.
Чтобы оценить эту идею, полезно сравнить ее с уже реализованными: и в этом случае надо признать, что карточки — пионерская вещь в отечественной системе продовольственной помощи.
Потому что ранее помощь сводилась к регулированию цен на отдельные виды продукции, к снижению региональных наценок на продукты и так далее, то есть речь шла о нецелевой помощи, к тому же деформирующей всю систему рыночных отношений. Теперь мы пытаемся изменить подход и выдавать эквиваленты денег — "баллы" — лично в руки тем, кому они действительно нужны. Это можно только приветствовать.
Но как и во всякой инициативе, здесь есть свои риски. Программа будет касаться трех заинтересованных сторон: малоимущих граждан, магазинов и поставщиков. И раз мы говорим об адресном подходе, придется для каждой из трех групп точно определить, кто программой охватывается. Кого, например, мы считаем малоимущими гражданами, нуждающимися в продовольственных картах? Конечно, есть данные Росстата, но они совсем не "адресные" и часто не слишком надежные. В Грузии, например, чтобы решить проблему с поддержкой малоимущих, пошли на небывалый шаг: к каждому из претендентов на субсидию в дом приходила проверяющая комиссия, чтобы оценить его реальное материальное положение. В условиях дефицита финансов и отсутствия достоверной статистики это было выходом. Потом, как мы будем выбирать магазины, которые станут принимать карточки с баллами? Здесь есть несомненный коррупционный риск. Наконец, третий икс — это выбор поставщиков. Если обратить внимание на риторику Минпромторга, окажется, что ведомство делает упор не просто на доступность питания для малоимущих, а на доступность качественного питания. Что позволяет ввести некий фильтр "качества", определяющий, какой товар разрешат реализовывать за баллы, а какой нет.
И конечно, систему продуктовых карт нельзя рассматривать как инструмент раскрутки потребительского спроса, что сейчас пытаются сделать. От того, что государство переложило 10 рублей из одного кармана в другой (а система социальной помощи к этому и сводится), спрос не увеличится. Поэтому на оздоравливающий эффект для всей российской экономики рассчитывать не стоит.
Хлеб вековДетали
"Огонек" вспомнил существовавшие в России системы адресной продовольственной помощиXVI-XVII века
До Ивана Грозного благотворительность на Руси была добровольной, а при нем появляется первая государственная стратегия: полагалось обучать бедных ремеслу, чтобы те заработали себе на хлеб. При Федоре Алексеевиче был подписан особый указ о государственной помощи бедным и их детям. Уже тогда государство требовало отличать бедных (которые готовы обучаться и зарабатывать на хлеб) от тунеядцев.
XVIII век
При Петре I впервые стали выделяться небольшие денежные пособия на питание (предназначавшиеся в первую очередь для городского населения, потерявшего работу). Открывались специальные богадельни, сиротские дома, где малоимущих могли бесплатно кормить. При этом царь и его наследники сурово боролись с тунеядцами, особенно с теми, кто просил милостыню на папертях. Их следовало ссылать на каторгу.
Начало XIX века
Александр I классифицировал категории граждан, имевших право на адресную (в том числе продовольственную) государственную и частную помощь: бедные семьи (где кормилец лишился работы), раненые, военные, ремесленники... А Николай I выдвинул тезис о необходимости предупреждения бедности, поэтому адресную помощь во многих местах решили заменить на уже известное в русской истории "обучение ремеслу".
Вторая половина XIX века
В 1880-е годы появились первые статистические данные о количестве бедных в столицах. Выяснилось, что самая многочисленная категория малоимущих — это отставные солдаты, им и помогали в первую очередь. При этом до 1898 года благотворительность никак не регулировалась законом, пока не приняли Городовое положение, в котором статьи расходов на общественное призрение стали обязательными.
ХХ век
До 1917 года в России было 11 тысяч благотворительных организаций, помогающих малоимущим. С 1927 года из-за массового обнищания населения системы помощи бедным свернули, в 1929 году ввели карточную систему. Ее отменили в 1934-м, но потом снова ввели во время войны. Только в 1960-е СССР стал учитывать малообеспеченных граждан, имеющих право на льготы. В 1990-е годы страна снова перешла на карточную систему.
Источник:
соб. инф., Независимый институт социальной политикиДесять лет спустяЦифры
Количество бедных россиян в 2015 году оказалось таким же, как в 2006-м, и грозит увеличиться до показателей 2005 года

БрифингВалерий Рязанский, председатель комитета Совета Федерации по социальной политике
Заложена правильная логика помощи малоимущим, но введение такой помощи во время кризиса может стать поводом для тревоги у населения, это стоило делать несколько лет назад во время экономического подъема. Это реальная помощь семьям, распространенная в мире практика, никто этого не стесняется, но в данный момент общество может воспринять это негативно, как "карточки на бедность". А на фоне уничтожения продуктов ввод продуктовых карт может послужить сигналом для тревоги. До общества следует донести цели этой программы, чтобы это воспринималось с комфортом, как самое обычное дело, как, например, получение пособия на ребенка.
Источник:
"Парламентская газета"Юрий Крупнов, председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития
Безусловно, программа дополнительного питания для социально приоритетных категорий граждан — шаг вперед по их поддержке. Но в России 145 млн едоков, и нам нужно сделать так, чтобы они все максимально качественно питались свежими и полезными продуктами. Это колоссальный государственный заказ для сельхозпроизводителей, стимулирование их на выращивание органической и экологической продукции. А одним из мультипликативных эффектов станет здоровье граждан, экономия на медицинских услугах.
Источник:
"Российская газета"Лилия Овчарова, директор центра анализа доходов и уровня жизни НИУ ВШЭ
Несмотря на благие намерения, не учтены региональные потребности будущих пользователей. В сельской местности, где высок процент людей с доходом ниже прожиточного минимума, нет проблемы с молоком, яйцами или мясом, эти продукты могут быть из подсобного хозяйства. Но есть потребность в крупах, макаронах, масле и муке. О суммах финансирования программы пока неизвестно, но компенсация из расчета 500 рублей на одного человека ничего не прибавит в домашнее хозяйство. Однако, чтобы обеспечить хотя бы эту прибавку, потребуется колоссальный бюджет, 138 млрд рублей в год.
Источник:
"Известия"
Материал подготовила Ольга Филина
Комментарии
Комментарий удален модератором