Распролетаривание рабочего класса

Ряд претензий левых к режиму и едва ли не лично к Путину можно обобщить формулировкой «Заводы стоят». Это, конечно, не столько плач по утраченной имперской мощи, сколько сетование на то, что потенциал левых сил тает вместе с числом пролетариев, занятых в промышленном производстве.
Логика развития капитализма – крупнейшие вытесняют конкурентов и пытаются монополизировать рынок. Но вместе с захудалыми заводами не исчезает потребность в их продукции. Наиболее ценными трофеями для победившего становится не оборудование (которое продается по цене металлолома), не квалифицированные кадры (хотя и они, частично, тоже), а рынки сбыта и клиенты. Процессы монополизации в России начались еще с 1993 года, еще с РАО «Газпром». Это естественный для капитализма процесс. Не исключено, что сейчас российские власти ему дополнительно способствуют.
Связано это с тем, что именно монополистам проще выйти на внешние рынки и вести борьбу с крупными иностранными производителями. Львиная, почти монопольная, доля рынков (от сбыта продовольствия до производства самолетов) в России принадлежат таким компаниям, как «Газпром», «Роснефть», «Транснефть», «Алроса», «Русал», «Норильский никель», «ВСМПО-Ависма», НЛМК, «Северсталь», «Росатом», «Рособоронэкспорт», «Компания «Сухой», УВЗ, «Трансмашхолдинг», КамАЗ, «АвтоВАЗ», РЖД, «Магнит» (особенно в свете последних событий), Сбербанк, ВТБ, ВЭБ. Большая часть из них стали крупнейшими российскими экспортерами.
Читать далее...
Комментарии