Они не крокодилы

Можно ли доверять Евгению Гришковцу и другим публицистам, убеждающим россиян, что Европа гибнет из-за беженцев?

Беженцы на вокзале Келети
Беженцы на вокзале Келети
 

За последнее время в Венгрии побывали более 100 тысяч переселенцев из стран Ближнего Востока. Значительная их часть теперь оказалась в странах Западной Европы, но на будапештский вокзал Келети прибывают новые беженцы. 

Миграционный кризис, сопровождавшийся акциями протеста, привел к отставке министра обороны страны, а самым ярким его эпизодом стал скандал вокруг поведения телеоператора Петры Ласло, которая, не выпуская камеры из рук, поставила подножку беженцу с ребенком. Вскоре выяснилось, что этот человек бежал от террористической организации ИГИЛ и был известным в Сирии футбольным тренером и политзаключенным, пострадавшим от режима Асада. Петру Ласло уволили с работы и заклеймили позором коллеги-журналисты, но в ее отношении к сирийцам нет ничего необычного. В Восточной Европе не только обыватели, но и некоторые политики не скрывают своей ненависти и презрения к беженцам, а большинство опрошенных категорически не хочет их принимать.

Каковы причины восточноевропейского жестокосердия? Отвечая на этот вопрос, болгарский политолог Иван Крастев пишет: "На смену коммунизму и либеральным реформам пришел всепроникающий цинизм. При виде наплыва мигрантов измученные экономической нестабильностью жители Восточной Европы считают преданной свою надежду на то, что вступление в Евросоюз принесет им процветание и покончит с кризисом; а многие политики у власти боятся, что единственный способ вновь обрести политическую поддержку – показывать, что ты заботишься о "своих", а не о чужих".

В России миграционный кризис зачастую подается как конец европейской цивилизации. Актер Евгений Гришковец уверяет читателей "Российской газеты", что вся Европа ненавидит беженцев, разоряющих и уничтожающих ее. "Шедевром нарциссизма, исторического невежества и местечковой слепоты, дешевым таблоидным расизмом" назвал эту статью Константин Зарубин. Но у Гришковца немало сторонников, в том числе и среди русскоязычных жителей Европы. Голоса тех, кто не разделяет такую точку зрения, слышны гораздо реже. Вот что написала в своем фейсбуке московский фотограф Виктория Ивлева, подготовившая репортаж о том, как живут беженцы на вокзале Келети в Будапеште:

"Я в Будапеште в безуспешном поиске тел вповалку, боевиков ИГИЛ, проникших под видом беженцев, сирийских нищенок и педофилов, насилующих маленьких детей прямо в центральном парке. Ну ничего нету!!!! Всех зачистили, видимо, перед нашим приездом.

Была на вокзале. Видела много волонтеров, одежды, еды, видела беженцев, поющих под гитару и танцующих. В воздухе разлита любовь и какой-то удивительный покой. 
Проводила несколько семей прямо до поезда. Махали друг другу на прощанье.
Какое счастье, что в них больше никто не стреляет, что им больше никогда не надо будет бежать по залитым огнем и пожаром улицам, какое счастье, что они в прекрасной, великодушной и, главное, не злой, не жесткой Европе. 
Какой контраст с Россией.
И впрямь, два разных, увы, мира.."

Большой интерес в социальных сетях вызвали и заметки Марии Хованской, сотрудницы экологической организации, находящейся в Венгрии: "Я училась в Германии в начале нулевых и прекрасно помню, как страдала часть немецких бюргеров о судьбе европейской цивилизации перед лицом нашествия диких "русских немцев" с постсоветского пространства. Теперь, ассимилировавшись, эти новые граждане ЕС (частью!) страдают перед лицом сирийского нашествия. Но дело даже не в этом. Дело в том, что если мы, европейцы, сейчас не поможем беженцам, мы своими руками уничтожим принципы, на которых базируется европейская цивилизация".