СССР 1947 года. Фотографии из книги Дж. Стейнбека "Русский дневник"
20 век фото
Фотограф Роберт Капа во время путешествия с Дж. Стейнбеком в 1947 по СССР по маршруту Москва – Сталинград – Украина – Грузия сделал много интересных фотографий, которые были опубликованы в книге Джона Стейнбека "Русский дневник". Предлагаем эти фотографии вашему вниманию. Первоначально фотографии опубликованы ЖЖ-юзером kyegoshin в коммьюнити soviet_life.
Москва. Угол Неглинной и Пушечной
Москва. Вид с Ленинских гор
Москва
Москва. Магазин
Москва. Художественный совет в Доме мод на Кузнецком. Обсуждение моделей, которые пойдут в массовый пошив.
Москва. В ресторане
Москва. Памятник вождям
Украина. Днепр
Украина. Стейнбек отметил, что в Москве люди совсем не улыбаются, а в других городах, особенно на Украине и в Грузии - на каждом шагу
Киев. Регулировщица
Киев. Крещатик
Киев. Генплан реконструкции города
Киев. Успенский собор Киево-Печерской лавры
Киев. Клоуны в киевском цирке, изображающие американцев
Киев. Зрители в цирке
Киев. Танцы в шалмане на берегу Днепра
Украина. Крестьянский ребёнок
Украина. Деревня, практически полностью разрушенная немцами
Украина. Крестьянка и ее диалог с Капой:
Там была женщина, у которой было живое лицо и заливистый смех; Капа решил сделать ее портрет. Впрочем, язык у нее тоже был подвешен неплохо. Она сказала:
"Я не просто работящая, но еще и дважды вдова, и мужики сейчас меня боятся." - и поднесла огурец к объективу фотоаппарата.
Капа подколол:
"А за меня пойдешь?"
Тетька откинула голову назад и похохатывая ответила: "Ну вот смотри: Кабы Бог хоть с огурцом посоветовался, прежде чем мужчину сотворить, было бы меньше несчастных женщин." И все присутствующие на поле покатились со смеху.
Украина. Пасечник
"Старый пасечник открыл ульи и продемонстрировал мёд. Он работал на пасеке на протяжении тридцати лет, и очень, по собственным словам, этим гордился. Многие годы он держал пчел, не имея специальных знаний, но теперь он имел возможность читать и учиться. Еще у него была огромная ценность - шесть новых маток. Пасечник сказал что они прибыли из Калифорнии. По его описанию я предположил, что это была какая-то разновидность Итальянских черных пчел."
"Оттуда, мы отправились на поле, где молотили пшеницу. Оборудование было жалким и устаревшим: одноцилиндровый мотор приводил в движение молотилку, а веялки были ручными."
"В очередной раз в глаза нам бросилось малое количество мужчин. Женщин было намного больше, а из тех мужчин, что были, большое количество было инвалидами: у человека, управляющего молотилкой на одной руке совсем не было пальцев."
Квартирная хозяйка Стейнбека
Деревенское убранство. "В одном углу общей комнаты висела икона Христа и Борогодицы, в окладе и накрытая самотканым рушником. Икона была очень старой, должно быть они [крестьяне] закапывали ее при немцах. Еще была потемневшая фотография предков. Эта семья потеряла двух сыновей в армии и на другой стене висели их портреты в форме - молодые, мужественные деревенские парни.
Украина. Восстановление деревни
Украина. На пляже
Украина. Обмолот пшеницы в другом колхозе
Украина. Деревенский пруд
"Дома в деревне были расположены вокруг пруда, где люди купались, стирали белье и поили лошадей. Пацаны нагишом, верхом на лошадях заходили в воду и отмывали их. Все общественные здания также находились вокруг пруда: клуб, с небольшой сценой и танцполом, мельница, где перемалывалось зерно местного производства и контора, в которой вели учет и делопроизводство. В этой конторе был радиоприемник, громкоговоритель которого был выведен на крышу. Это была электрифицированная деревня, с освещением и электрооборудованием.
Украина. В деревенском клубе
"Их было так мало - мужчин, которые могли бы быть мужьями. Кругом крутились пацаны, а парни, которые должны были танцевать с девушками, были мертвы.
Энергии девушек можно было позавидовать - целый день они работали в поле, с самого рассвета, и после часового вечернего отдыха они были готовы танцевать до утра. Пожилые мужчины у шахматных столов продолжали играть, шум и кавардак вокруг их совсем не трогал.
Украина. Пьеса в деревенском клубе
Украина. Крестьянка в поле
Украина. Хлебозавод
"От рынка мы направились на завод, снабжающий ржаным хлебом весь город. Перед входом, сопровождающий надел на нас белые халаты. Часть завода лежит в руинах и восстанавливается. Сопровождающий сказал, что завод работал во время осады, и печи продолжали работать даже когда бомбы рвались вокруг.
Вокруг нас были горы хлеба. Производство полностью механизировано - миксеры, мешалки и печи. Реки ржаного хлеба выходят из печей, сортируются в лотках и отправляются в город.
Люди гордятся своим заводом. Сопровождающий спрашивал нас есть ли такие замечательные вещи у нас в Америке. Тут мы вновь столкнулись с тем, что русские искренне верят в то что они сами придумали все это."
Украина.
"Время нашего пребывания в Киеве подошло к концу и мы готовились вернуться в Москву. Люди, с которыми мы столкнулись в этой поездке были очень гостеприимными, щедрыми и сердечными. Они были энергичными, умными, улыбающимися людьми с чувством юмора. Они упорно поднимали из руин свою страну: новые дома, новые заводы, оборудование - новую жизнь. Каждый раз нам говорили - Приезжайте к нам через несколько лет и посмотрите чего мы достигли! "
Москва. Выставка трофейной техники в ЦПКИО
Москва.
Стейнбек жалуется на то, что для того, чтобы попасть из Киева в Сталинград, нужно сначала попасть в Москву.
Сталинград

Сталинград. Фонтан «Бармалей» («Детский хоровод», «Крокодил», «Дети», «Дети и крокодил», «Танцующие дети») — фонтан, который находился в городе Сталинграде и был установлен перед музеем обороны Царицына. Памятник представлял собой круг из шести детей, танцующих хоровод вокруг крокодила. Это был типовой фонтан, аналогичные фонтаны были и в других городах. Фонтан стал знаменит благодаря нескольким фотографиям Э. Евзерихина, сделанным 23 августа 1942 года после налёта фашистской авиации на город. Фотография Евзерихина запечатлела контраст между беззаботно резвящимися детьми и ужасающей картиной разрушений города во время Сталинградской битвы.

Сталинград

Сталинград
Сталинград

Сталинград

Сталинград

Сталинград

Сталинград

Сталинград

Сталинград
Сталинград

Сталинград

Сталинград
Сталинград

Москва. Салют
Грузия

Грузия. Церковная служба

Грузия

Грузия. В церкви

Грузия. Борцы

Грузия. Зрители, наблюдающие за поединком

Грузия. В поле

Грузия. Застолье

Москва. Креиль ночью

Москва. Танцы
Москва

Москва

Москва

Москва. Зрители на балете

Москва. Балет
Комментарии
Очень много увидите, прочувствуете, узнаете и поймёте.
Обязательно прочтите.
«Сейчас поздняя ночь, и я сижу посреди ужасно мрачного гостиничного номера, окруженный ста девяноста миллионами русских, четырьмя фотокамерами и парой дюжин проявленных, но больше непроявленных плёнок, а также одним спящим Стейнбеком, и счастливым я себя совсем не чувствую. Сто девяносто миллионов русских против меня. У них нет стихийных митингов на улицах, они не занимаются свободной любовью, они не любят ничего нового, они очень правоверны, высоконравственны и трудолюбивы, а для фотографа это так же скучно, как снимать яблочный пирог. Ещё им нравится русский образ жизни и не нравится фотографироваться. Все мои четыре фотокамеры, привыкшие к войнам и революциям, испытывают чувство отвращения, и каждый раз, когда я щёлкаю ими, с ними обязательно что-нибудь происходит. И ещё вместо одного Стейнбека у меня их целых три».
РУССКИЙ ДНЕВНИК
http://e-libra.ru/read/351701-russkij-dnevnik.html
Столько картин, сжатых в тонкую книжицу. Начиная от коктейлей, за которыми у Роберта Капы родилось предложение лететь в Советы, которые он мечтал посетить ещё в 1937, когда в испанском небе наблюдал и фотографировал бои советских и немецких самолётов...
Редкостная по информативности книга.
Чего стоит описание мрачного послевоенного Хельсинки, его аэропорта со шведским блесящим с великолепным сервисом самолётом и советский - в зелёной простой краске, без комфотрта, но сверхнадёжный, рядом с которым блестящий шведский просто техническая недоработка.
Главное ччтобы было бы кому.
Да Бог не выдаст - чубасосвиньи не съёдят. Подавятся.