Господствующая среди либералов и доныне основная посылка «перестройки» - «мы живем неправильно, а Америка правильно». «Перестройка» безусловно решила для себя вопрос «а судьи кто?», официально назначив судьями представителей Запада, прежде всего США. После чего и началось шутовство в стиле гаагского судилища – когда правосудие целиком и полностью вытеснено расправой победителей над побежденными.
Прошли годы. Жители бывшего СССР, некогда безропотно согласившиеся с американским лидерством, всё чаще стали задавать себе вопрос: а туда ли мы идём?
Ещё в 90-е годы я выразил эти чувства всем советским людям понятными стихотворными строками:
Рынок пришел; пора бы признать,
Что страшные вещи с ним вместе случились –
Детей во двор не выпустишь гулять,
А бабы совсем рожать разучились…[1]
Приходит ясное и отчетливое осознание: будущее не может принадлежать американской, или, взяв шире, западной модели экономики. И не потому, что наши люди против (наши люди давно смирились, надеясь променять первородство на чечевичную похлебку) – а потому, что американская и западная модель лишена будущего, как такового.
Наши граждане могут быть субъективно против или за, они могут в душе ненавидеть США или любить их изо всех сил – ничего от этого не меняется. Тупиковая модель экономики остаётся тупиковой, независимо от того, любят её люди или ненавидят.
Почему?
Это очень важный вопрос. Послушайте на него ответ экономиста.
Развитие социально-экономической сферы любой страны в любое время на любом континенте включает в себя три источника, три составные части:
-Стремление к стабильности (стабилизации)
-Стремление к безопасности
-Стремление к совершенству (самосовершенствование).
Спорить с этим бесполезно, это аксиоматические вещи. Они лежат как в основе цивилизованного поведения, так и вообще – в основе психической вменяемости.
Человеку по природе свойственно стремление к стабильности. Он по природе своей хочет уверенности в завтрашнем дне. Поэтому в любой экономической системе закладываются БЛОКИРАТОРЫ УХУДШЕНИЙ.
Экономист-системщик обязан предусмотреть соблюдение главного правила врача: «не навреди!». Люди не хотят быть без вины виноватыми – не хотят потерять привычные обеды, быть выселенными из своих домов, потерять то, что считают своей собственностью.
Рыночная, капиталистическая система в ХХ веке признала необходимость блокировки возможных ухудшений, включив в себя пособия по безработице, социальные пособия, кейнсианскую поддержку бизнеса (от разорений), значительные элементы планирования и т.п.
Дестабилизация положения человека в экономике (без его личной вины) – может происходить только вне системности, как продукт распада экономической системы.
***
Ещё ярче это проявляется в правиле ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ человека внутри социально-экономической системы. Если продукт экономической деятельности (даже пусть и побочный) – массовое нашествие маньяков и социопатов, наркоманов и дегенератов – значит, экономическая деятельность ведётся неправильно и не обеспечит развития общества.
Напомню, что ещё в 60-х годах ХХ под коноплёй находились сотни тысяч гектаров, как в СССР так и в Европе. Из конопли делали ткани, верёвки, очень полезное растительное масло. В считанные годы все посевы конопли пришлось истребить – из-за взрывного роста «торчков»-наркоманов в Европе, а потом и на руинах СССР. То же самое произошло и с маком – когда исчезли знаменитые булочки с маком…
Экономическая система «made in USA» производит огромное количество наркоманов. И всякий вменяемый человек понимает, что так нельзя, что это встроенный в систему порок, что нужно как-то менять положение. Ту же коноплю растили с древнейших времен (как и маки) – и никого её поля не пугали веками, а тут вдруг…
Никому не нужен экономический рост (даже если бы он был – а его к тому же и нет) – ценой постоянной угрозы педофилов вашим детям. Уродства психики, чудовищные, в прошлом – редчайшие – в рыночной системе американского образца поставлены на поток. И с этим нужно что-то делать!
Ведь всякий вменяемый человек понимает, что экономическая мечта не может совместиться с постоянным ростом маньяков, педофилов и содомитов! Не может быть «экономического рая» - заселенного наполовину (да хоть бы и на треть) – опасными шизопатами, агрессивными извращенцами!
Но если это так – то экономическая модель «рынка по-американски» не может вести нас в будущее и быть путеводной звездой. В ней заложен механизм массового воспроизводства социопатов (и просто дебилов, кроме того) – а это не может быть совмещено с понятием «развитие».
Поэт давно уже сказал:
Все прогрессы реакционны –
Если рушится человек…
А меру и степень разрушения человека и человеческого в американской рыночной модели трудно превзойти самым зловещим диктатурам! Действительно – если мы боимся выпустить своих детей во двор (даже из роскошных пентхаузов – а из них-то в первую очередь боимся!), если женщины перестали рожать (рождение трёх детей – женский минимум, обеспечивающий простое воспроизводство населения) – значит, «что-то пошло не так».
Это обязан признать любой, самый убежденный либерал – если в нём остались хоть крупица разума и совести.
И капитализм с социализмом тут ни при чем. Право на спокойствие по отношению к детям, гуляющим во дворе – общечеловеческая ценность. Не может быть прогрессивной социально-экономическая система, в которой педофилия не отмирает, а бурно размножается (как и все прочие шизопатические пороки).
***
Третья составляющая экономического прогресса – стремление к совершенству и самосовершенствованию. Речь идёт о развитии ума (интеллекта), этики, эстетики, как о материальном, так и о духовном самосовершенствовании.
Внешне это проявляется в росте чтения книг, развитии качества образования, воспитания, этикета. Это проявляется в переходе все большего количества людей от низших и примитивных к высшим и сложным формам досуга. За этим стоит повышение культуры человека, повышение его ответственности перед другими и будущим. А в основе – нарастающая (по мере роста цивилизации) – СТРОГОСТЬ К СЕБЕ И ВНУТРЕННЯЯ САМОЦЕНЗУРА.
Безусловно – стремление к самосовершенствованию и стремление к стабильности у людей входят в сложные диалектические отношения. Они как бы противоречат друг другу: двигаться, оставаясь неподвижными и меняться – оставаясь неизменными.
Однако на самом деле стремление к стабильности блокирует УХУДШЕНИЕ положения людей, а стремление к самосовершенствованию – движется в противоположную сторону, к УЛУЧШЕНИЮ положения. Грубо говоря – «лучше, чем есть можно, хуже – нельзя». Таков базовый принцип, без которого нелепо говорить о развитии экономики (а можно говорить лишь о её деградации).
Это выводит нас на очень важный вопрос – как отличать ухудшения от улучшений, «что такое хорошо, и что такое плохо?».
Существовать эта система может только в условиях устойчивой морали и повышенной (постоянно растущей) моральности её обитателей. Это, в свою очередь, ставит вопрос о СВЯЗИ ПРОГРЕССА С РЕЛИГИОЗНОСТЬЮ – сложной, диалектической (исторически религиозность не раз мешала прогрессу, и наоборот) – но, тем не менее, связи неизменной и неотменной.
Я уподобил бы религиозность и прогресс нити и воздушному шарику. Шарик рвётся в небо – нить не пускает. Можно ли сказать, что нить в ваших руках сдерживает шарик? Можно. Но если её перерезать – шарик улетит в никуда, и вы его потеряете. Иначе говоря – не будет нити, не станет и шарика – притом, что нить шарик, безусловно, сдерживает и ограничивает…
***
Что касается «рынка по-американски» - то тут нелепо обсуждать эту сложную диалектику отношений, ибо её тут просто нет. Американская рыночная система совершенно очевидным образом играет на понижение образовательного и культурного фона. И это тоже – уже не полемическое утверждение, а холодная констатация очевидной всем истины. Американская духовная сфера – антицивилизационна и с точки зрения массовой статистики, и с точки зрения образцов для подражания, выдвигаемых американской культурой.
США дичают, теряют способности к чтению, становятся безграмотными – а культура угодливо подводит под это идеалы обогащения без образования и этики.
***
Итак, вывод: рыночное общество американской модели не даёт ни стабильности, ни безопасности, ни стремления к духовному росту. Растущая волатильность эквивалентов делает всякий успех и достижение призрачными. Растущая преступность и психопатии – делают положение каждого всё более и более рискованным. Господствующий рыночный культ наживы, рвачества и мародёрства – полностью аннулирует тысячелетнее стремление человечества к культурному росту.
Говоря грубее и короче: человек не может быть уверенным в завтрашнем дне (что и порождает, кстати, потребительское обжорство – как бы стремление «наесться впрок»). Криминальные риски в рыночном обществе постоянно возрастают – вместо того, чтобы снижаться. Вместо людей благородных и развитых ёмкость общества заливается «фекальными массами» шизанутых проходимцев, непроходимых тупиц и маньяков с совершенно извращенной, искаженной мотивацией поступков.
Ни одному из критериев развития, прогресса, ни одной из составляющих светлого будущего рыночное общество не соответствует. Это отразила даже рыночная культура – полностью вымер жанр научной фантастики (НФ), его сменили средневековые варварские «фентеззи» и мрачный пост-апокалиптические антиутопии.
Почему так получилось?
И – ещё важнее – почему такое тупиковое, по сути, общество – обладает для многих чертами привлекательности?!
***
Мы подошли к самой сути разбираемого вопроса. К собственно-экономическому базису всех тех социальных явлений, которые мы разбирали.
Дело в том, что всегда и во все времена было два типа хозяйствования на земле: поощряющее и «сволакивающее». Последнее – не случайно однокоренное со словом «сволочь».
Экономика – это освоение природных ресурсов (а так же вторичных, инфраструктурных, ресурсов, созданных человеческой деятельностью).
У ресурсов (земли, территории, пространства пользования) всегда есть Хозяин. Он в экономике – всегда главный. Он – верховный собственник, который по своей воле даёт или отбирает собственность.
Ошибка как марксистской, так и либеральной экономических школ – в том, что они описывали производственный аппарат вне милитарной составляющей, а она – главнейшая.
Закон экономики номер 1: каким бы эффективным производителем ты не стал, если ты не умеешь защитить произведенное от конфискации, оно тебе не принадлежит.
Дом – из которого тебя могут безнаказанно выселить – не твой дом.
Автомобиль, который могут отнять безнаказанно – не твой автомобиль.
Страна, которую могут безнаказанно разбомбить – не твоя страна…
Таким образом, нет смысла развивать производственный аппарат – если не развиваешь державность. Твои производственные успехи – только будут подогревать жадность хищников и сделают тебя более лакомой добычей. Поэтому нелепо описывать экономику вне её имперского контекста, как это делают марксисты и либералы.
Никакое предприятие не существует само по себе, в рамках своих узких хозяйственных связей и коопераций. Всякое, даже самое малое предприятие – создано на силовых линиях текущей геополитики, и с их переменой тоже будет меняться: развиваться или исчезать.
Понимая это, мы понимаем разницу между поощряющим и сволакивающим хозяйствованиями.
Чтобы все поняли, очень простыми словами, простой образ:
Вы – владелец земли. Часть это земли вы отдали бродяге-нищему. Он там трудился (на ВАШЕЙ земле) – вырастил баклажаны, кабачки, томаты – неважно чего, но вырастил много. Потом он успешно продал эти баклажаны, кабачки, томаты и всё прочее, и выручил хорошие деньги на рынке.
Теперь, внимание, вопрос:
В каком случае этот безземельный арендатор может РАЗВИВАТЬ своё хозяйство, базирующееся на ВАШЕЙ земле?
Очевидно, что только в том случае, если вы не отнимете у него слишком много. Тогда на вырученные деньги он сможет купить себе новый инвентарь, какие-нибудь п
Круг повторится. Баклажанов и кабачков ещё больше, и денег у прибившегося к вам бродяги – ещё больше. Он закупает новое оборудование, агрономическую литературу, он развивает ИНТЕНСИВНОЕ хозяйство.
Это, вкратце, и есть поощряющее хозяйствование. Вы поощряете НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ ПРОДУКТА, хотя источником и хозяином продукта являетесь вы, а не он. А раз вы его поощряете – то у него в непосредственном производстве – начинается развитие, прогресс, появляются новые технологии и новые подходы, крепнут изобретательство и рационализация.
Теперь – сволакивающее хозяйствование. Оно предполагает обогащение опосредованных производителей продукта, предоставивших не труд, а возможность производить продукт. Это обогащение владельцев земли, недвижимости, фондов, обогащение ростовщиков-кредиторов и т.п. Всё их обогащение складывается из кармана непосредственного производителя.
Сволакивающее хозяйствование – не дает развиваться людям на местах. Оно сволакивает все богатства и сокровища в определенный центр, где пируют хозяева и их ближайшие прихлебатели. Отсюда возникает два экономических следствия:
1.Положение хозяев процесса очень и очень завидное. Они почти не напрягаются, переложили все тяжелые и черные формы труда на других, но сами при этом процветают и благоденствуют, купаются в изобилии. В этом – суть их ЗАВИДНОГО положения, подкупившего советскую элиту (сильно ограниченную относительно своих западных коллег, равных по уровню элитарности положения).
2.Несмотря на то, что положение хозяев процесса – завидное, никакого экономического развития и технического прогресса в этих условиях быть не может. Ведь непосредственный производитель живого труда – получает меньше всех, никак не поощряется. Его главная мечта в жизни – выйти из арендаторов в арендодатели, получать мертвый, рентный доход (который выше живого, предпринимательского дохода). Отсюда – отношение к труду, как проклятию, одинаковое и для рабочих, и для производительных капиталистов-заводчиков. И – постоянная нехватка фондов обновления, средств перевооружения – потому что всё, кроме необходимого для простого выживания – отбирается и сволакивается в хозяйские центры. Инновации не могут делаться за счет необходимых текущих расходов. Инновациям необходимы «свободныесредства» - которые хозяевами сволакивающего хозяйства воспринимаются как «излишки», подлежащие конфискации.
Безусловно, жизнь устроена сложнее, чем у Маркса в книгах. Не только пролетарий – наемный рабочий у капиталиста, но и капиталист (лично) – наемный рабочий у своего государства, правящего в нём клана. А правящий класс малого государства (коллективно) – наемный рабочий у великой державы, у той или иной самодостаточной империи. Не только капиталист может в любой момент рассчитать пролетария, но и правящая кодла в любой момент может рассчитать любого капиталиста, а ведущая мировая империя – разом рассчитать и выставить вон, в никуда – малую страну с её правящими кланами.
Главное - понять, что сила – универсальный компонент всякой производственной машины наравне с природными ресурсами. Перераспределяя природные ресурсы, сила перераспределяет и финансовые потоки, и экономические отношения: делает богатых нищими, нищих богатыми и т.п.
***
США и Запад в целом не могут быть лидерами, флагманами прогресса производительных сил и производственных отношений человечества. Главная причина – энтропия сволакивающего хозяйствования, ярко проявляющегося при западной, и в, частности, американской, гегемонии.
Грубо говоря, когда все тяготы труда и организации производства несут одни люди, а все блага заработка получают совсем другие – экономика развиваться не может.
В ней будут нарастать – и нарастают – дисбалансы. В ней будут увеличиваться – и увеличиваются – трещины и перекосы. В ней будет вытесняться – и уже вытесняется – рациональность в пользу воинствующей иррациональности.
Не может вести нас в будущее система, в которой сапожник остаётся без сапог, строитель – без квартиры, фермер – без урожая. И пусть хозяева-кредиторы этих людей завидно купаются в роскоши – это лишь прелюдия к большой цивилизационной катастрофе.
Будущее может быть прекрасным – или очень мрачным.
В любом случае – говорю, как экономист-аналитик, оно не может быть Америкой.
Будущее и современные США несовместимы.
Комментарии
При атеистическом же СССР прогресс был в целом огромным.
Второе. "Страшно выходить на улицу", видимо, у него в городе, что переносится автоматически на весь внешний мир. Сколько я помню статистику, преступность у нас стабильно падает - кто-то говорит, из-за общего старения белой расы, кто-то - из-за сравнительного благополучия. Но результат тот самый.
Теперь что касается религиозности. Вы меня простите, но Канада стала нормальной страной только после того как Трюдо остановил здесь засилье попов. Не наоборот. Так что - судите сами.
Если вы живете в небольшом городке, то ситуация реально сильно отличается от реалий крупных городов и мегаполисов, где. на самом деле, небезопасно выходить в определенных местах и определнные часы. А множественные эпизоды с растрелами невинных граждан?
Говоря о религиозности, вряд ли следует понимать религиозный тупой фанатизм. Скорее всего всего, имеется ввиду моральная и духовная сторона взаимоотношений, а не прямолинейная цепочка "религия - поп".